Озвучивание губной гармошки

Озвучивание губной гармошки

Пока вы сидите дома и играете уроки из аудиошколы или «сдираете» партии любимых музыкантов вам ничего не нужно — громкости звука достаточно для того, чтобы услышать собственные ошибки и демонстрировать свое умение любимой девушке. Однако уже на этом этапе возникает вопрос: Почему Paul Butterfield извлекает из своей гармошки в All Aboard или Long Distance Call та-кой густой и сочный звук, который у вас не получается независимо от положения рук, губ, языка, а так же от положения пятен на солнце?

Все дело в том, что в электроблюзе гармошка практически всегда озвучена. И выбор усилителя и микрофона для гармошки — дело такое же ответственное и тонкое, как выбор самой гармошки (а может быть и гораздо ответственнее). А уж если дело дойдет до вашего участия в некоем коллективе — тут уж без озвучивания не обойтись.

На ранних этапах подобной работы у всякого музыканта на первом месте стоит техника исполнения, звукоизвлечение и сочинение партий. В это время харпер обычно играет, используя какой попало микрофон, включенный в общий усилитель вместе с голосом, а если на гармошке играет сам вокалист, тогда один и тот же микрофон используется и для голоса и для гармошки. Я не хочу сказать, что этот подход совершенно неверен; есть куча примеров более чем успешного исполнения с использованием для озвучивания гармошки обычного голосового тракта — так играли Howlin’ Wolf, Junior Wells, Keith Relf, Mick Jagger, Ian Anderson (хотя его трудно назвать блюзменом, но все же…) и многие другие. Просто так поступают в том случае, когда гармошка является второстепенным инструментом, и ее звуку придается мало значения. Если же гармошка является полноценным инструментом наряду с гитарой, то к ее озвучиванию нужно под-ходить не менее серьезно, чем к озвучиванию гитары.

Итак, что нам потребуется, чтобы получить полноценный звук от гармошки? Для этого в первую очередь нужны микрофон и усилитель. Начнем с выбора микрофона.
Вообще-то для гармошки пойдет любой микрофон и всякий поймет, что это звучит именно гармошка. Но так как гармошка имеет довольно специфический спектр звука, лучше всего использовать специальные «гармошечные» микрофоны. В основном, они бывают двух типов: кристаллические и магнитные. Первые сделаны на основе пьезокристалла. Их основное достоинство — малые размеры и вес, к недостаткам же, на мой взгляд, можно отнести некоторую «писклявость» звука, так как в силу своих физических особенностей они плоховато передают средние частоты и басы. Однако, некоторые модели, например Shaker G.C., разработаны специально с учетом особенностей звука гармоники, поэтому могут давать вполне чистый звук почти без искажений. Самым же известным из них является Astatic CTI/JT-30, исходно выпускавшийся как радиолюбительский микрофон, однако, довольно быстро его оценили харперы, и теперь он является одним из эталонов микрофона для губной гармошки. На его основе создано множество клонов различных фирм (например, Hohner Blues Blaster), но все они мало отличаются от исходной модели.

Микрофоны

Магнитные микрофоны, в отличие от кристаллических, достаточно велики и тяжелы, но при этом дают более густой и сочный звук в силу того что они лучше передают средние и низкие частоты. Самый известный из них — Shure 520D (520DX), который еще называют Green Bullet (своим внешним видом он напоминает пулю и по классике красится в зеленый цвет). Именно этим микрофоном пользовались Paul Butterfield, Little Walter, Junior Wells и многие другие. Именно с его помощью можно получить настоящий чикагский звук. Кстати, Green Bullet, как и JT-30, исходно выпускался как радиолюбительский или диспетчерский микрофон.

Как держать микрофон

Итак, микрофон мы выбрали, теперь перейдем к усилителям. Для получения классического блюзового звука усилитель должен быть ламповым. Это аксиома, хотя вы можете попытаться ее опровергнуть, используя транзисторные усилители, производители которых обещают «классический ламповый звук». Что я могу сказать по этому поводу… Лично я пробовал очень разные усилители, в том числе и транзисторные со всеми заявленными характеристиками, но все равно пришел к выводу, что лучше классических ламповых устройств еще ничего не придумали.

Усилители

Собственно говоря, специальных усилителей для губной гармошки я никогда не видел. Может быть, они и есть где-нибудь, но смысла в их существовании я не вижу. К гармошке подходит практически любой гитарный ламповый усилитель. Главное, выбрать тот, который вам нравится больше всего.

Усилители можно разбить на три группы: маленькие, средние и большие (это деление на группы, по-видимому, уже стало общепринятым). Каждая из этих групп имеет свои характерные особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрим их все по отдельности.

1. Маленькие усилители. Они имеют мощность от 5 до 25 ватт. Они компактны, сравнительно легки, легко перегружаются без обратной связи и стоят сравнительно недорого, хотя, конечно, дороже, чем аналогичное изделие на транзисторах. Но — за звук надо платить… Их недостатки — на концерте такие усилители практически всегда нужно дополнительно подзвучивать микрофоном и выводить на порталы и мониторы, иначе ни публика, ни вы не будете слышать гармошку. К тому же на них довольно трудно получить громкий и чистый звук, так как они легко перегружаются, а это не всем нравится. К маленьким усилителям относят Fender Champ, Pincerton, Silvertone Blackface и тому подобные. Обычно они комплектуются одним динамиком диаметром 8-12 дюймов.

2. Средние усилители. Их мощность — 25-50 ватт, комплектуются одним или двумя динамиками от 10 до 12 дюймов. В отличие от маленьких усилителей они меньше перегружаются и дают более чистый блюзовый звук. Собственно, они являются классическими усилителями для губной гармошки. Так же они практически не требуют дополнительной подзвучки (если вы, конечно, играете не на стадионе). К их недостаткам можно отнести сложность в получении сильной перегрузки, заметный вес и габариты. Да и стоят они подороже. К средним усилителям можно отнести Fender Vibrolux, Fender Pro Reverbs, Peavey Classics (некоторые модели).

3. Большие усилители. Имеют мощность приблизительно где-то от 40 ватт и выше, комплектуются динамиками обычно по схеме 4х10 или 2х12. Иногда используются и пятнадцатидюймовые динамики. Их главное достоинство — они очень громкие. Но их трудно перегрузить без действительно мощного сигнала (как у гитары, для которой они и были созданы). Хотя сейчас многие из них имеют 2 канала — чистый и перегруженный, с большей чувствительностью. К тому же они громоздки и тяжелы, что затрудняет их транспортировку и установку на сцене. Да и стоят они, мягко говоря, дорого. К большим усилителям можно отнести, в первую очередь, Fender Bassman — это самый популярный усилитель среди харперов. На самом деле он является чем-то между большим и средним усилителем — он сравнительно легко перегружается, дает очень хороший блюзовый звук на слабой перегрузке и, вместе с тем, достаточно мощен. К этому же классу можно отнести и Fender Blues DeVille и Sovtek MIG50, который очень неплохо себя зарекомендовал. К большим усилителям так же относятся Fender Super Reverb, Fender Concert, Fender Twin Reverb, разные модели Peavey, Mesa Boogie, Hiwatt, Vox и, наконец, монстроидальные стеки от Marshall (JCM900 и тому подобные).

Выбор усилителя зависит целиком от вас (равно как и выбор микрофона). Отдельные гурманы утверждают, что у старых усилителей с навесным монтажом звук гораздо лучше, чем у современных, в которых применяется печатный монтаж. Если честно, то я не заметил разницы. А вот старые динамики, бывшие в употреблении, действительно звучат несколько мягче, чем новые, только что из магазина. Кстати, о динамиках. Выбор динамика — тоже очень серьезное дело. Во-первых, нужно определиться с диаметром. Чем больше диаметр, тем больше низких частот он воспроизводит. Но при этом, естественно, хуже воспроизводят-ся высокие частоты. Обычно оптимумом считают динамики диаметром 10 или 12 дюймов. Так же возможно одновременное использование динамиков разного диаметра (каждый воспроизводит свою полосу частот), хотя, на мой взгляд, это излишне. В общем, в выборе оборудования вы должны опираться на свой вкус. Лучше, если продавец предоставит вам возможность попробовать оборудование денек-другой, хотя у нас такая практика, к сожалению, пока что не развита. Пробы в магазине дадут вам только самое общее представление о звуке, нюансы бу-дут выявляться уже в процессе эксплуатации.

Единственное, что я могу вам по-рекомендовать — используйте классическое оборудование, если хотите получить классический звук. И еще один совет. Если вы не сильно привязаны к тем особенностям звучания, которые зависят от мощности усилителя, и вы уже работаете в коллективе — выбирайте усилитель примерно той же мощности, что и усилители остальных музыкантов. На репетициях это будет очень удобно. Да и на концертах тоже.

Итак, оборудование выбрано, теперь перейдем непосредственно к процессу озвучивания гармошки. В блюзе звук гармошки — понятие очень растяжимое. Поэтому вам нужно определиться, что же именно вы хотите получить. Иногда очень полезно выбрать в качестве ориентира звук какого-нибудь музыканта, который вам больше всего нравится, и попытаться воспроизвести его звук. Я практически уверен, что у вас это не получится, однако, скорее всего вы получите именно свой звук.
Если группа имеет в своем арсенале усилители мощностью в районе 50 ватт, то на концертах в небольших залах (бары, небольшие клубы) вам не потребуется дополнительная подзвучка усилителей. Поэтому, в данном случае вам надо будет позаботиться о расположении усилителя на сцене. Не рекомендуется ставить усилитель у себя за спиной — это будет сильно глушить звук, хотя, скорее всего, избавит вас от всяких посторонних микрофонных эффектов. Усилитель должен стоять несколько в стороне и не очень близко к вам — иначе вы сами себя слышать не будете. Если вы используете маленький усилитель (в смысле, маленький по размерам, а не по мощности), имеет смысл поставить его на какую-нибудь подставку, чтобы звук не «стелился» по полу. Некоторые в таких случаях наклоняют колонку назад, чтобы основная ось динамика шла наклонно. Тогда музы-кант слышит себя нормально, однако звук «проходит» над публикой.

Что касается настройки тона — это дело очень субъективное. Хотя замечено, что основной тенденцией при настройке звука является зарезание верхов и уси-ление середины. В общем, это правильно, хотя все сильно зависит от помещения, остальных музыкантов, да и от публики.

О громкости звучания гармошки стоит немного поговорить отдельно. Это так же индивидуально, как и настройка тона, но есть несколько общих правил. Во-первых, так как гармошка очень плотно взаимодействует с голосом, имеет смысл выстраивать их примерно на одном уровне. Однако следует обращать внимание на то, что гармошка, естественно, не должна перекрывать голос. То есть, гармошка должна звучать немного тише. Во-вторых, гармошка не должна «вылетать» из общего звука, поэтому ее нужно «уравновесить» с основным аккомпанирующим инструментом (чаще всего это гитара). Однако, нельзя допустить, чтобы звук гармошки «тонул» в саунде группы. В общем, в силу своей специфичности, этот инструмент требует особого внимания к его звучанию в группе.

Вот, в общем, и все, что я могу сказать по поводу озвучивания гармошки в том случае, если вы играете, например, чикагский блюз. На самом деле, говорить об этом можно до бесконечности, у каждого музыканта наверняка есть свое мне-ние по каждому из рассмотренных здесь вопросов, уж тонкое это дело — по-строение звука. В этой статье я попытался изложить только основные принципы озвучивания губной гармошки, которыми пользовался я сам и некоторые мои коллеги. Даже если вы ими воспользуетесь, вам все равно придется много экспериментировать и искать, прежде чем у вас получится «тот самый» звук. Да, и не забудьте, что для того, чтобы у вас получился настоящий звук, нужен еще инструмент. И музыкант :-)

©AVB, 2001-01-28

Добавить комментарий