С точки зрения музыкальной теории, существуют два основных подхода к импровизации. Либо вы играете «ладово», то есть в пределах основного строя или гаммы тональности произведения, и используете эти ноты для построения фраз, которые позволят вам следовать за сменой аккордов, либо вы выстраиваете фразы исходя из строя каждого отдельного аккорда, в результате обыгрывая каждый аккорд как отдельную тональность. Этот подход более распространен в джазе, чем в блюзе и роке. Большинство блюзовых импровизаций являются ладовыми потому, что блюзовый лад звучит гармонично во всех аккордах 12-тактовой последовательности, да и в некоторых других.
Концепция «тонального центра» является обязательной для понимания смысла ладовой импровизации. Если вы используете блюзовый лад для сочинения соло в определенной тональности, тональным центром всегда является ключевая нота (тоника), например G для G-строя. Даже при обыгрывании IV и V аккордов, в которых нота G не является ключевой, она остается исходной, то есть нотой, с которой большинство фраз будут начинаться и заканчиваться. Здесь главное, чтобы все риффы сходились к тональному центру.
Импровизации в блюзовом ладе могут звучать отлично, но они имеют свои ограничения. Даже в простой 12-тактовой последовательности достаточно сложно точно следовать за сменой аккордов, так как многие важные ноты I, IV и V аккордов не присутствуют в блюзовом ладе. Это одна из причин столь частого использования миксолидийского лада во 2-й позиции, так как он содержит ноты, лучше подходящие к различным аккордам. Миксолидийский лад почти всегда используется совместно с блюзовым ладом.
Однако миксолидийский лад также содержит некоторые ноты, которые будут диссонировать с одними аккордами, но гармонировать с другими. Для обхода этой проблемы музыкант должен воспользоваться вторым подходом к импровизации, описанным выше, и выбирать ноты, относящиеся к тональности каждого отдельного аккорда. Вам необходимо запомнить какие ноты с какими аккордами звучат хорошо или, быть может, точнее, — выучить какие ноты в сочетании с какими аккордами звучат плохо, так чтобы вы смогли избегать их! Классический промах в игре — это извлечение ноты, отстоящей на полутон от одной из нот аккорда — например, мажорная третья ступень при минорном аккорде, или минорная чедьмая при VI аккорде. Попытайтесь играть на 3-м отверстии на вдох на вашей D-гармошке во время звучания аккорда Am (или аккорда D7, то есть IV в тональности A), или 5-е отверстие на вдох на вашей C-гармошке во время звучания аккорда E7, чтобы самим услышать эти жуткие диссонансы. В обоих случаях, нота на один полутон ниже будет звучать замечательно (полутоновый бенд на вдохе на 3-м отверстии на D-гармошке, 5-е отверстие на выдох на C-гармошке). Также верно и то, что не так уж и важно, как долго вы играете ноту, если вы считаете ее подходящей, но вы также должны знать, какие ноты звучат гармонично с какими аккордами, а какие — нет!
Что нужно харперу — так это соотнести достаточно простую систему построения аккордов непосредственно с нотами, доступными на гармошке. Гораздо проще представить себе все это на фортепьянной клавиатуре или гитарном грифе, так как вы можете видеть, где располагаются ноты относительно друг друга; но для начала вы должны выучить какие ноты принадлежат каким аккордам и где они располагаются на гармошке. Отправной точкой здесь должна быть позиция, в которой вы будете играть на гармошке в любой заданной тональности — так задается ваша система отсчета, как при задании I аккорда.
Играя на любой заданный аккорд, вы можете быть уверены, что все ноты, которые являются частью аккорда или близко связаны с ним, будут звучать гармонично. На практике это в основном означает ключевую ноту (тонику), третью, пятую, седьмую и девятую ступени аккорда вне зависимости от того, является этот аккорд мажорным или минорным. Эти ноты можно тянуть долго без всякого риска негармоничного звучания. Для того чтобы создавать связки или переходить к этим гармонически звучащим нотам, вы можете использовать практически все остальные ноты из блюзового или миксолидийского лада в тональности песни, но они могут не всегда звучать хорошо при игре длинных, растянутых нот.
Давайте представим, что мы играем стандартные 12 тактов в G, используя I, IV и V аккорды на гармошке в тональности C во 2-й позиции. Вот аккордовая последовательность:
Все ноты, содержащиеся в аккорде I (G7/9) являются нотами, извлекаемыми при игре на вдох, и что все обычные ноты на вдох на инструменте принадлежат этому аккорду. Ключевая нота (тоника) G встречается три раза, также как и ноты на выдох в отверстиях 3, 6 и 9. Благодаря расположению нот на гармошке, все ноты на выдох принадлежат аккорду C (IV), но седьмая и девятая ступени этого аккорда (Bb и D) среди них не присутствуют. D доступна как нота на вдох, а Bb может быть получена при взятии полутонового бенда на 3-м отверстии на вдох (также как и при полном бенде на 10-м отверстии на выдох и при оверблоу на 6-м отверстии на выдох). Это действительно важная нота для IV аккорда. На V аккорде (D7/9) ключевая нота (тоника) D встречается три раза в аккорде на вдох (отверстия 1, 4 и 8), а пятая ступень (A) — дважды (отверстия 6 и 10). Третья ступень (F#) недоступна как обычная нота, хотя ее можно сыграть при помощи бендов (2-вдох, 9-выдох), но седьмая и девятая ступени этого аккорда (C и E) встречаются часто в аккорде на выдох. К счастью, в блюзе возможна замена мажорной третьей ступени на минорную на V аккорде, и она (F) легко доступна как обычная нота (5- и 9-вдох). Кроме того, обе ноты, F и A, могут быть извлечены бендом на целый тон на 2-м и 3-м отверстии на вдох.
Как вы можете заметить, вариантов много, а нот, которые действительно будут звучать негармонично, на удивление мало в стандартной 12-тактовой последовательности вроде этой. Единственным по-настоящему недопустимым действием будет взятие чистой ноты B на 3-м и 7-м отверстии на выдох во время звучания IV аккорда (C7/9) — это будет звучать плохо! Вам действительно необходимо научиться брать бенд на полтона (здесь — Bb) если вы хотите использовать 3-е отверстие на вдох. Кроме того, Bb будет звучать также хорошо на I аккорд блюзового лада, так что вы можете упростить ситуацию постоянной игрой бенда на полутон на 3-м отверстии, что многие блюзовые музыканты и делают. В некоторых случаях игры во 2-й позиции я играю на 3-м отверстии на вдох в промежутке между бендом на полутон и обычной нотой во время звучания I аккорда. Часто я беру чистый бенд, и плавно перехожу к точке чуть ниже чистой ноты, передвигаясь между минорной и мажорной третьей ступенью.
Может быть ошибочным пытаться слишком близко следовать за аккордовой последовательностью, просто играя ноты или гаммы аккордов, так как это имеет тенденцию к высокопарному и неестественному звучанию. Обычно вам лучше пытаться построить ладовые фразы, используя блюзовый или миксолидийский лад в тональности песни, и применяя на практике ваши знания о конструкции аккордов для того, чтобы развивать эти фразы и избегать взятия неподходящих нот.
Одним из самых чарующих моментов импровизации является познание того, как использовать различные способы связки любой заданной ноты с различными аккордами последовательности. Играя одну и ту же ноту на разные аккорды, вы можете создать ощущение движения, в действительности не делая ровным счетом ничего, потому что гармоническая связь между нотой и аккордом изменяется. В 12-ти тактовом блюзе, упомянутом выше, типичным примером этого будет игра ноты G на вдохе на 2-м отверстии не только на I аккорд (G7/9), но также и на IV аккорд (C7/9), при этом меняя свою гармоническую роль с ключевой ноты (тоники) до пятой ступени. Вы играете одну и ту же ноту, но она звучит по-разному! Как вы можете видеть на схеме ниже, все ладовые ноты в каждой отдельной тональности играют различные роли в различных аккордах, относящихся к данной тональности. Пробегитесь по ним глазами, чтобы найти ноты, которые вы можете играть на несколько различных аккордов, и поэкспериментируйте с этим, чтобы услышать, как они звучат. Ниже показаны I-VI аккорды в тональности G; порядок нот в каждом аккорде всегда таков: ключевая нота (тоника) — третья — пятая — седьмая — девятая ступени.
Альтернативные минорные версии I и V аккордов указывают мне на возможности для импровизации в блюзовом ладе — вы можете играть минорные третьи ступени Bb и F на I и V аккорды, даже если аккомпаниатор играет их как обычные 7/9 мажорные аккорды. Альтернативные мажорные версии II, III и IV аккордов обычно используются в блюзе и джазе; опять же, только третья ступень каждого аккорда подвергается изменению.
В завершении хочу сказать, что вся эта информация сама по себе не сделает вас лучшими музыкантами, но может помочь вам понять связь между нотами и аккордами на гармошке. Ничто не сможет придать вашей игре глубины и яркости за исключением выхода наружу и игры, игры, игры! Чувство должно быть живым, вы не можете обучиться ему по книгам, или по другим учебным источникам. Если эти подсказки могут послужить вам руководством, когда вы выходите наружу и играете, — что ж, тем лучше.
(c) Steve Baker, Blues Harmonica Playalongs, Vol.1