Как мы уже знаем, с помощью бэнда можно только понизить звучание нот на вдохе отверстиях с 1 по 6, и на выдохе — на отверстиях с 7 по 10.
C помощью передувания же, можно повысить частоту звучания нот в точности наоборот: на выдохе с 1 по 6 отверстиях и на вдохе на отверстиях с 7 по 10.
Названия OverBlow и OverDraw происходят, как я понимаю, от английских слов Over — пере и Blow и Draw — Выдох и Вдох, соответственно.
Эти приемы были изобретены в конце 60-х американским гармошечником Ховардам Леви. Название этого приёма — «OverBlow», Ховард Леви позаимствовал у исполнителей на других духовых нструментах, которые таким образом называют извлечение искусственных нот, не предусмотренных строем инструмента.
Эффект передувания возникает потому, что в результате этого приема язычок, который должен звучать при обычном извлечении звука, блокируется, но зато вибрирует второй язычок этого же отверстия. При этом появляется возможность извлечь новые ноты, отсутствующие в стандартной настройке губных гармоник, что увеличивает диапазон диатонической гармошки до уровня хроматической.
Наиболее часто используются оверблоу через 1-е, 4-е, 5-е и 6-е отверстия, а овердро — через 7-е, 9-е и 10-е, причем оверблоу через б-е отверстие считается наиболее простым для исполнения.
Overblow и Overdraw ноты гораздо труднее играть, чем Bend — ноты, но они могут дать вам хроматические ноты обычно не доступные на диатонической гармонике.
Далеко не каждая, из имеющихся в продаже гармошек, готова для исполнения овербэндов, хотя, почти любую гармонику можно переделать под овербенды самому.
Что для этого нужно.
Во-первых, язычки на вашей, гармошке должны располагаться достаточно плотно к пластине. Это, достигается в результате специальной регулировки.
Во-вторых, эти приемы требуют хорошего уровня координации участвующих в звукоизвлечений органов и мышц.
Для того чтобы понять, как звучит правильный овербэнд, нужно убрать пластины покрытия вашей гармоники, и дуть в выбранное отверстие, заблокировав Blow пластину пальцем. Теперь попытайтесь привести в движение DRAW пластину, продолжая играть на выдохе.
Это даст вам понятие о механизме возникновения OVERBLOW нот и ощущение того, как их получают. Теперь попытайтесь сделать то же
самое, но уже без пальцев (как, не понятно. Прим.ред.).
Suzuki производит специальную модель, которая называется Suzuki Overdive.
На фотографии с обратной стороны гармошки хорошо видны отверстия для пальцев, которые нужно закрывать пальцами, для получения Overband нот.
Принцип действия и техника игры на такой гармошке, понятны из рисунка.
Выпускает ли Hohner аналогичные модели, я не знаю. Я ничего о них не читал.
Не пытайтесь осваивать овербенды, не научившись исполнять обычные бэнды на вдохе и выдохе. Причем суть здесь не в силе вдоха или выдоха, а в точности и умении.
Освоение вами такого приема звукоизвлечения, значительно увеличит возможности вашей диатоники в исполнении сложных мелодий, и приблизит ее по возможностям к хроматическим гармошкам.
Большой недостаток овербендов состоит в том, что эта техника игры очень сильно уменьшает жизнь язычков на вашей гармошке, даже по сравнению с бэндами. Поэтому рекомендуется покупать качественные модели, либо специальные, такие как Suzuki. Можно также купить много дешевых гармошек, и менять их одна за другой.
Другой подход к получению хроматической шкалы на диатонических гармониках — установка клапанов на Draw пластины в 1-6 отверстиях и на Blow пластины в 7-10 отверстиях. Фактически, эти клапаны представляют полоски эластичного пластика, приклеенного к звуковым пластинам над щелями с голосами. С их помощью вы можете получить Bend эффект на нотах, на которых он обычно не
достижим, в то же время все обычные Bend ноты остаются доступными.
Заметьте, что игра на диатонической гармонике с клапанами может казаться более легким занятием, чем изучение Overblow техники.
Suzuki продает Promaster диатонические гармоники с клапанами и без клапанов, также известных как «Windsaver’ы».
На фотографии в третьем и четвертом отверстиях гармошки немного видны белые полоски. Это и есть Windsaver’ы.
Hohner, кажется, тоже выпускает модель с клапанами, которая называется Hohner Auto Valved. Но мне они не попадались.
Диатонические исполнители, заинтересованные в достижении хроматических тонов обычно концентрируются на клапанах или Overband технике (но не на том и другом одновременно), потому что расположение получаемых этими способами дополнительных нот различно.
Кроме того, выбор связан и с эстетическим предпочтением — некоторыми больше нравится звук клапанных Bend нот, другие любят специфическую окраску Overblow нот.