На стандартной диатонической гармонике с 10 отверстиями можно играть в различных тональностях, используя некоторые позиции. Тональность гармоники будет первой позицией. Эта техника называется Straight Harp, когда ты играешь в основном на выдохе (обычно где- то в центральной части гармоники). Если твоя гармошка в тональности С, то и играешь ты в С.
Straight Harp часто используется в простых мелодиях, например Врагу не сдается наш гордый Варяг J и широко применяется в фолк музыке, а ля Боб Дилан. Большинство начинающих играют именно в первой позиции.
Игра в различных позициях дает тебе возможность добиться многообразия стилей и тональностей. Например, пользуясь разными позициями, ты сможешь играть вещи в минорной тональности, имея только мажорную гармонику. В этой таблице приведены все соотношения тональность-позиция. Распечатай ее, носи с собой и она не раз выручит тебя.
Если ты собираешься играть с группой, то тебе лучше было бы иметь набор мажорных гармоник. Идеально, конечно, иметь полный комплект диатонических гармоник в мажорной и минорной тональностях — здесь все зависит от твоего финансового благополучия.
Если же ты не располагаешь достаточными средствами, то выход для тебя один — играй в разных позициях! Независимо от того, что ты играешь, ты можешь добиться разнообразия стилей используя этот метод. Ты можешь спросить: Как же я могу играть в разных позициях, если я ничего о них не знаю?.
Итак, всего существует двенадцать позиций, но на самом деле используются только пять, остальные семь — для особо продвинутых гармонистов, каковыми мы пока не являемся. Первая — Straight Harp описана в начале этой статьи.
Вторая называется Cross Harp. Это когда ты играешь в основном на вдохе где- то между 1 и (5) и играешь ты уже не в тональности гармоники, а в 5 ступени от тональности. То есть если ты играешь на гармонике в тональности С, то во второй позиции ты будешь в G, причем соль-мажор будет уже не простым, а доминантным, или миксолидийским, то есть с малой септимой Фа вместо большой Фа#. В связи с тем, что основные опорные ступени блюза это первая, четвертая, пятая и малая седьмая, а на гармошке во второй позиции все эти ноты, кроме кварты, извлекаются на вдохе, то это делает эту позицию очень привлекательной для исполнения блюза со всеми его бендами. Так играют большинство блюз-, рок- и фолк-музыкантов, использующих диатоническую гармонику.
Третья — когда ты играешь в основном на вдохе между 4 и (6). Это уже не тональность гармоники, а второй тон. Например, если гармошка в С, то ты будешь в D (еще точнее — в D minor). Эта позиция великолепна для минорных пьес, но может подходить и для блюза. В этом случае твоей отправной и конечной точкой служит (4). Очень удобно в этой позиции играть минорный блюз — очень удобно ходить от тоники (4) к доминанте (6).
Четвертая — это когда ты уже не в тональности гармошки, а в шестой ступени от тональности. Например, для С в четвертой позиции будет А (еще точнее — А minor). Эта позиция не так проста и используется не слишком часто. Тоника здесь — (6). Некоторые начинающие музыканты пытаются использовать эту позицию для исполнения ля-мажорного блюза, так как на гитаре в этом случае используется ля-минорная пентатоника, но из этого мало что получается, так как почти вся пентатоника в данном случае играется на выдохе, кроме 4-й и седьмой ступеней и при этом очень неудобно расположена. Как показывает практика, в данном случае лучше играть на квинту выше, в пятой позиции.
Пятая — играя на С гармонике в пятой позиции ты будешь уже в Е (еще точнее — в Е minor). Тоника — 2. Замечательная позиция. Если играть стандартный 12-тактовый мажорный блюз в Ми на до-мажорной гармошке, то при обыгрывании тоники очень удобно находится непосредственно в пятой позиции, только не стоит трогать До 4, она там плохо звучит. При обыгрывании субдоминанты (Ля-мажор) можно просто сдвинуться вправо и за опорную ноту взять ре (4), а на доминанте становится доступной практически вся гармошка, поэтому получаются очень колоритные блюзы.
Шестая и двенадцатая позиции фактически бесполезны для новичков и любителей из-за трудности звукоизвлечения. Останавливаться на их описании мы не будем.