Dave Kott о микрофонах Green Bullet

Dave Kott известен в Сети под ником GRBullets2. Dave занимался продажей микрофонов для гармоники на Ebay со времени основания Ebay. Собственно, я хотел сказать, что он продавал их и до основания Ebay, просто именно там я впервые встретил GRBullets2. Он покупал и продавал микрофоны, действительно достойные выбора! Помимо этого, Dave щедро делится своими знаниями с любителями гармоники в различных онлайновых дискуссиях, посвященных этому инструменту.

Кристаллы Shure раннего периода
 
Лицевая и обратная сторона самого раннего кристалла, 99-131

 
Лицевая и обратная сторона кристалла R7, использовавшегося после 99-131. 

 
Лицевая и обратная сторона кристалла Awia. Dave говорит, что кристалл Awia наиболее близок по звучанию с кристаллом R7 среди всего, что он когда-либо слышал. Очень мощный выход с великолепными низами и насыщенными средними и высокими частотами.
Магнитные преобразователи Shure


Лицевая и обратная сторона элемента 99H86 Black Label CR. 

 

Это элемент 99G86 White Label CR, который имеет такую же конструкцию, как и элементы Black Label CR. Он содержит катушку обмотки из специального материала. Эти элементы редки. Dave считает, что это последние элементы старой конструкции среди Black Label CR. 
99H86 White Label CR 

 

Лицевая и обратная сторона типичного элемента White Label CM. 99B86 White Label CM — номер модели, используемой в более поздних микрофонах Green Bullet. 

 

 

Bluesharp.org:
Dave, откуда вы родом?

Dave:
Я из Сиракуз, штат Нью-Йорк. Прожил здесь всю свою жизнь. Здесь я по-настоящему узнал блюзовую сцену. У нас здесь есть несколько талантливых парней, и среди них, конечно же, всемирно известный Dinosaur Bar-B-Que. Здесь же я встретил и некоторых наиболее известных блюзовых исполнителей. В основном харперов таких как Carey Bell, Charlie Musselwhite, Rod Piazza (даже продал ему элемент), Mark Wenner (и ему тоже), James Cotton, а также многих других.

Bluesharp.org:
Как долго вы уже играете на гармонике?

Dave:
Я играю с 14-15 лет, приблизительно 24 года. Я начал слушать вещи таких людей как J. Geils и Paul Butterfield. Одним из моих любимых исполнителей также был James Montgomery, с которым я имел удовольствие познакомиться и мы беседовали пару раз, когда он был в нашем городе проездом. Я не начинал играть с усилением до 28 или 29 лет, когда я получил возможность приобретать нужный мне материал. Я был заинтригован звуком Чикагского блюза и занялся поиском необходимого оборудования. Моим первым усилителем был старый Fender Champ. Он звучал великолепно, но недостаточно громко для меня. Тогда я приобрел Fender Tweed Blues Deluxe. Прекрасный аппарат. Пробыл он у меня совсем недолго, затем я продал его и купил Fender Bassman RI, который использую до сих пор. Также у меня есть Тweed Blues Jr.

Bluesharp.org:
Что заставило вас модифицировать заводские образцы микрофонов?

Dave:
Мне стало любопытно, почему в «нужных» руках эти микрофоны и ламповые усилители давали такой хороший звук — даже если использовался различный инструмент! Итак … я начал изучать различные типы микрофонов и то, как блюзмены добиваются такого звучания. Тогда я впервые начал исследовать Shure Green Bullet. Вскоре после этого, я стал собирать свои собственные микрофоны, используя любые корпуса, какие только мог найти. Я испробовал все наиболее широко известные модели микрофонов для гармоники, а также несколько образцов необычной формы.

Bluesharp.org:
А теперь, «горячий вопрос» этого часа: Какой ваш любимый микрофон для гармоники?

Dave:
Green Bullet! Я использую элементы Black Lable CR в своих персональных микрофонах. То, что это наилучшие элементы, если вы играете в «пулю», даже не подлежит обсуждению. Элементы White CR и CM (сокр. от Сontrolled Reluctance и Controlled Мagnetic) также очень хороши. У меня около 10 или 12 микрофонов в моей сумке, все с элементами Black CR. Удивительно то, что 4 лучших моих микрофона сделаны на основе элементов, выпущенных в 1949 году — в этом году их стали производить впервые. Есть несколько JT-30, а также два микрофона Astatic Biscuit, которые я хромировал.

Я собирал и исследовал микрофоны Green Bullet на протяжении 10 или 12 лет, и теперь я получаю информацию от старых работников Shure, собираю различные варианты Green Bullet, а также всякую литературу, которую могу найти по этой теме. Существует не так много документированной информации по этим микрофонам, равно как и старых моделей Shure, поэтому мне приходится получать данные, расспрашивая старых техников Shure, собирая и замечая всякие изменения, происходящие с микрофонами и материалами со времени выпуска первых моделей.

Bluesharp.org:
Вам нравятся элементы CR?

Dave:
Я предпочитаю звук элементов Black Label CR. Это самый первый вариант магнитного преобразователя, теперь известеного нам как CM. Эти элементы производились в период где-то с 1949 по середину 1951 года, когда перешли к выпуску элементов White Label CR и начали использовать другие материалы в их производстве. Самые старые образцы имеют немного большую обмотку, выше сопротивление, а также материалы, из которых изготовлен элемент, отличаются от тех, которые стали использовать в более поздних элементах White Label CR и CM. У этих элементов Black Labled CR в основном имеют немного большее значение по сравнению с элементами более позднего выпуска, и у них получается наиболее красивый «груженый» звук среди всех элементов Shure. Хотя в действительности вы не найдете два абсолютно одинаковых элемента, все они очень близки друг к другу по звучанию, если находятся в хорошем состоянии. Состояние же этих элементов может быть ухудшено такими факторами, как магнитное поле, коррозия, попадание внутрь элемента посторонних веществ, несмотря на то, что они довольно износоустойчивы и неплохо защищены.

Bluesharp.org:
Чем же они так хороши для гармоники?

Dave:
В первую очередь своим великолепным «груженым» звучанием. Для меня это как раз тот звук, который я предпочитаю, хотя необязательно он понравится всем остальным. У каждого есть свои предпочтения, и эти элементы могут не подойти тем, кому нравится более чистый звук. Но для любителей звука Green Bullet элемент Black Label CR, я думаю, будет лучшим вариантом. Я получал множество отзывов от игроков по почте и по телефону, в которых они признавались, насколько больше им нравится звук элементов Black Label CR по сравнению с CM и самым последним вариантом Green Bullet — 520DX.

Bluesharp.org:
Вы упомянули о различных вариантах Green Bullet. Не расскажете ли вкратце историю?

Dave:
В 1949 году Shure представили первую модель микрофона Green Bullet — 520. Главным его назначением было использование в различных радиовещательных сетях и диспетчерских службах. Он назывался «Controlled Reluctance Microphone» и был сделан для применения в различных ситуациях и разных климатических условиях: на жаре и в холоде, сухом и влажном воздухе. По описанию Shure, благодаря специальному армированию они сохраняют работоспособность при повышенном давлении. Первые варианты этой модели работали в частотах от 100 до 7000 Гц. Они были разработаны для восприятия речи.

В 1952 году Shure выпустили модель 520B, которая являла собой вариант модели 520 с низким сопротивлением для использования там, где необходим длинный кабель. Цена 520-й модели в 1949 году составляла $16.50. Где-то в середине или в конце 1951 года, Shure начали применять другие материалы в элементах CR и уменьшили обмотку на них. Это было время, когда перешли от Black Label к White Label, хотя были некоторые элементы White Label CR, изготовленные с использованием старых материалов и большей обмоткой. Намотка в ранних моделях CR производилась на катушки из фенолового материала наподобие того, из которого раньше делали платы в электротехнической аппаратуре. Этот материал был весьма жаропрочным, в то время как в последующих моделях катушки были сделаны из пластика, плохо переносящего повышенную температуру. Элементы CR также имели небольшой металлический диск, который был приклеен к центру дафрагмы из металлической фольги для передачи вибрации от диафрагмы на магнитный контур. С 1959 года такой диск убрали, и вместо него для крепления диафрагмы стали применять сверхпрочный клей наподобие эпоксидной смолы. Я не уверен, играл ли диск какую-то роль в образовании «груженого» звука, но думаю, что любая деталь, контактирующая с диафрагмой, должна так или иначе влиять на звук. Модели 520SL и 520SLB были названы «Диспетчер», поскольку предназначались именно для этой цели. Они были выполнены на стойке с переключателем. Модель 520SL — это вариант с высоким сопротивлением, а 520SLB — с низким. Низкоомный вариант был разработан для случаев использования длинного кабеля.

Около 1960 года Shure решили перейти к выпуску преобразователей типа CM вместо CR. Есть некоторые различия в способе крепления этих элементов, тогда же прекратили использование металлических дисков и перешли на крепление лишь каплей клея. Shure произвели множество разных моделей элемента CM для использования в микрофонах различных типов, хотя большинство из них выглядят одинаково. Shure изготавливали модели 520 и 520B вплоть до 1970 года, когда они начали выпуск модели 520D, микрофона с двойным сопротивлением. Выпуск продолжался до 1977 года, когда их производство в США было прекращено в связи с решением замены производственного оборудования на более современное. Линии по производству элементов CM не были заменены, и Shure решили продолжить выпуск этой модели в Мексике.

В 1978 году Shure начали производство модели 520D в Мексике. Некоторые говорят, что эти микрофоны уступают тем, которые изготовлены в США, но я слышал действительно отлично звучащие мексиканские варианты 520D.

Если не ошибаюсь, в 1996 году Shure прекратили производство магнитных преобразователей и заменили их динамическими элементами с пластиковой диафрагмой. Также была добавлена ручка изменения громкости и модель стала называться 520DX. Они работают в частотах от 100 до 5000 Гц и производятся специально для игроков на гармонике, а не как диспетчерский микрофон. Микрофон 520DX звучит немного иначе, чем его более ранние братья, звучание его более чистое, нет характерного для старых элементов «скрежета». Для любителей того самого старого звука этот микрофон не совсем подходит, хотя все равно пользуется заслуженным уважением среди харперов. Shure продолжают выпускать эту модель в таком варианте и сегодня.

Bluesharp.org:
Большинство этих микрофонов очень простые, и даже имеют схожий номер модели. Что вы можете сказать по ним в отдельности?

Dave:
Элементы обозначаются номером модели и кодом на метке. Элементы, которые использовались в микрофонах Green Bullet и 440-й модели, которая представляет собой микрофон серебряного цвета (производился с 1960 по 1977 год), идентичный Green Bullet за исключением большего отверстия в нижней части корпуса, где у Green Bullet находится 2 маленьких вентиляционных отверстия, обычно обозначались 99B86. Самые ранние варианты Green Bullet содержали элемент Black Label 99G86 CR. Конструкционно оба элемента выполнены одинаково.

Ранние White Label CR также использовали элемент 99G86. Обозначение элементов до 1961 года было довольно мудреное. Shure использовали трехзначный код, написанный на элементе после номера модели, который я до сих пор не знаю, как прочесть. Даже в Shure никто мне не смог рассказать о системе нумерации ранних моделей. С 1961 года Shure стали применять двузначную систему кодирования, о которой я расскажу далее. Насчет же элементов, для которых использовалась старая, трехзначная система, можно узнать место и дату их производства с точностью до года или двух, зная тип материалов, которые использовались не только при изготовлении элемента, но и других частей микрофона. Shure располагались в Чикаго до 1955 года, затем они переехали в Эванстон, штат Иллинойс. Поэтому если ваш микрофон изготовлен в Чикаго, можно с уверенностью сказать, что он 1955 года или старше. Shure также в определенное время использовали различные типы меток, которые крепятся к корпусу. Это тоже может быть ключом к определению возраста микрофона.

 

Метки Shure 
Самые первые модели CR не имели никаких меток.
Это метка с одной из ранних 520-х моделей, которая датирована 1950-м годом. Цвет метки совпадает с цветом микрофона. Dave считает, что такие метки использовались всего пару лет перед тем, как перешли к темно-зеленому цвету меток.
Темно-зеленые метки начали использовать где-то с 1952 или 1953 года и до тех пор, когда перешли к нерельефным меткам. Существовало пару вариантов таких меток, некоторые имели похожие на хромовые буквы, я думаю, это был самый первый тип таких меток. Буквы на них были рельефными, так же, как и на предыдущих метках с «совпадающим» цветом.
Это следующий тип меток. Dave говорит, что их начали ставить в начале или середине 60-х. Он не уверен в точном времени их появления. Это были гладкие метки ярко-зеленого цвета, с нерельефными буквами. Они использовались до того времени, когда в 1977 году было прекращено производство Green Bullet. Некоторые ранние модели 520D имеют этот тип меток.
Затем перешли к использованию серебряно-черных меток, которые и по сей день можно увидеть на моделях 520DX.

Bluesharp.org:
И вот, очередной «горячий» вопрос — «Как вы определяете дату изготовления Green Bullet?»

Dave:
Коричневая «пуля» (9922A) на рисунке слева — в действительности кристаллический микрофон ранних 40-х. Это были предшественники модели 707A. Кристаллический элемент, который использовался в них (99-131) — тот же, что и в ранних вариантах 707A. 99-131 производились только в небольшом промежутке времени где-то около 1946 или 1947 года. Ранние «пули» (коричневые и первые варианты 707A, темно-серые) на самом деле имеют меньший корпус, чем зеленые 520-е. Поздние варианты модели 707A (1950 года) — светло-серые, сделанные в Чикаго — имели корпус большего размера, и были укомплектованы кристаллами, больше известными как R7, которые были заменены. В 1947 году кристалл R7 имел номер модели 99A47 , чуть позже стали использовать 99A94, до прекращения их выпуска в 1970 году. Сегодня довольно трудно найти кристалл R7 модели 99-131 в хорошем состоянии, хотя некоторые из них неплохо сохранились за столько лет. Я только что получил коричневую «пулю» 9922A, в превосходном состоянии (датирована 5/40) с лучшим кристаллом Shure, который у меня когда-либо был. Нашел его на Ebay. Парень, продававший ее, как оказалось, жил в 25 минутах от меня, поэтому я сразу же побежал ее проверять и не мог поверить такой удаче. Стоит ли говорить, что аукцион закончился быстро!

Элементы, которые использовались в микрофонах Green Bullet, были 99B86 и 99G86. Элемент CR на фото, которое вы видите — не самый распространенный. И в самом деле, забавно. Нечасто встретишь 99G86. Я даже и не припомню, откуда он взялся.

Самые первые зеленые «пули» были выполнены без каких-либо меток. Затем, в 1950 году, стали использовать метки того же цвета, что и сам микрофон. Эти метки были в ходу год или два, потом стали ставить темно-зеленые рельефные метки. Они «продержались» до 1958 или 1959 года, когда надпись на метке была изменена с «Controlled Reluctance» на «Controlled Magnetic». После этого начали использовать гладкие светло-зеленые метки. Такие метки были на первых вариантах модели 520D, впоследствии метки стали серебряно-черными сначала на 520D, а затем на 520DX. Я точно не скажу, как долго ставили зеленые метки на микрофоны 520D, но не думаю, что больше года или двух.

Bluesharp.org:
Я почти боюсь спрашивать вас еще что-либо о Green Bullet. Моя голова сейчас просто лопнет! А что вы думаете о JT-30?

Dave:
На мой слух, звук Astatic’а какой-то луженый, то есть он имеет очень мощные высокие частоты и чего как раз не хватает низам. Мне не приходилось еще слышать JT-30, который в нижнем диапазоне частот дотягивал бы до уровня Green Bullet. Сами Astatic утверждают в спецификации, что кристалл MC151 работает в диапазоне частот от 30 до 10,000 Гц. Я не буду спорить насчет 10,000 Гц, но 30 Гц — это же ниже уровня восприятия человеческого уха. Может поэтому у них нет низов, мы просто не слышим их! Серьезно, ведь человеческое ухо улавливат звуки с нижней границей частоты около 50Hz. В остальном же, как средние, так и высокие частоты одинаково хороши.

 

«Разработано специально для записи».
Хотя, что касается низов, то единственные кристаллы, у которых я слышал хорошие нижние частоты — это кристалл Shure R7 crystals и ранние варианты кристаллов 99-131, которые использовались в ранних 707A и коричневых «пулях» Shure, метки на которых гласили «сделано специально для записи», и кристалл Awia, который, я считаю, назывался C-3. Все эти 3 элемента давали больше низов, чем любой из Astatic MC151, которые мне доводилось слышать. Говорят, что некоторые старые кристаллы Astatic наподобие тех, что были в моделях 30 Brown Biscuit и старых 200-х моделях, довольно неплохие, но ни одного достаточно мощного я так и не услышал. Я не думаю, что это исключительно мое мнение, так как многие игроки говорили мне похожие вещи, когда пытались достичь хороших низов. Я спрашивал, во что они играют, и в 99% случаев ответ был JT-30. Поэтому, относительно того, что JT-30 имеет больший диапазон, как заявлено в спецификации, я не думаю, что это так и есть на самом деле. Потому что мне никогда не нравились в этом плане Astatic ни на базе 101-х и 111-х кристаллов, ни на керамических элементах MC127. У меня есть Astatic JT-31 начала 40-х годов с кристаллическим элементом, на котором написано 707, что выглядит довольно необычно. Я никогда не встречал подобной модели, но этот — один из лучших по звучанию кристаллический Astatic из всех встречавшихся в моей практике. На задней его части есть метка с лицензионными номерами компании Brush Co. Я думаю, это модель «Spokesman» «эпохи» Янгстауна.Bluesharp.org:
Что вы думаете о старых версиях моделей Astatic по сравнению c более новыми?

Dave:
Бесспорно, старые модели JT-30 имеют лучшее звучание, чем те же модели, производимые сегодня. Контроль качества в 60-х и 70-х был намного выше, и, как рассказал мне один работник Astatic, кристаллы тестировались индивидуально и должны были пройти строжайший контроль перед выпуском в производство. Когда Astatic начали массовое производство модели JT-30, качество кристаллов заметно снизилось. Я не говорю, что все они намного уступают старым образцам, но в подавляющем большинстве случаев это так.

Я никогда не исследовал Astatic настолько тщательно, как делал это с элементами Shure, поскольку мне они не совсем по душе, хотя ими с успехом пользуются многие игроки, новички и профессионалы. Их звук сильно отличается от звука Green Bullet и хорошо, когда есть возможность попробовать и тот, и другой микрофон. Каждому харперу хорошо иметь несколько разных микрофонов для различных ситуаций. Это здорово, когда ты более универсален.

Как мне кажется, что хотя одному больше нравится Green Bullet, а другому JT-30, все же большинство обычно имеет и по одному, а то и два каждой из этих моделей. Также многим игрокам нравятся такие микрофоны, как Shure SM57, которые также очень хороши для гармоники. Помимо этого существует немало отличных микрофонов для гармоники, но я думаю, лучше все же будет сказать, что Green Bullet и JT-30 пользуются наибольшим спросом.

Bluesharp.org:
Какой из микрофонов на ваш взгляд, Green Bullet или JT-30, имеет большее разнообразие звука, более «гибкий» в этом плане?

Dave:
Изначально звук микрофонов Astatic более чистый, и когда вы играете, неплотно обхватывая его, он будет давать более чистый звук, чем Green Bullet. Green Bullet же, который сам по себе дает более «груженый» звук, чем JT-30, позволяет усилить этот эффект путем более плотного обхватывания микрофона (т.н. cupping). Что же касается «гибкости» в звучании, я считаю, что это зависит от того, что вы будете считать, скажем, нижней и верхней границей. Для меня более «гибким» является Green Bullet.

Bluesharp.org:
Некоторые люди говорят, что элементы CM не такие «мягкие» по звучанию по сравнению с CR?

Dave:
Может быть, я не уверен, что вы понимаете под «мягкостью». Мое главное наблюдение состоит в том, что элементы CR дают более «груженый» звук, чем CM. Поэтому я сказал бы, что CM «мягче», чем C. Но, как я отмечал ранее, не существует двух элементов с абсолютно идентичным звучанием. Вы можете попробовать 4 разных элемента с одним и тем же номером модели, и получите 4 разных звучания, хотя эти различия могут быть не так заметны.

Фотографии некоторых авторских работ Dave Kott’а. Если вы покупаете Green Bullet у него, вы получите самое лучшее, и точно знаете, что получаете. Похоже, что Charlie тоже нравятся эти микрофоны.

 

Я говорю своим покупателям, что если вы нашли элемент, который вас полностью устраивает, не стоит продолжать поиски еще лучшего, так как вы лишь потратите свои силы, время и деньги, и опять вернетесь к тому, с чего начинали. Если вы подобрали нужный экземпляр для своего усилителя, обычно это становится ясно после извлечения всего лишь нескольких нот. Если же вам необходимо резко поменять звучание, я советую не менять микрофон, а лучше поработать над техникой, или подумать о cмене ламп или динамика.В общем, если вам нравится хрипящий «груженый» звук Чикагского блюза, я скажу — возьмите Green Bullet. Если же вам по душе более чистый, хрустящий звук, попробуйте JT-30. Но я обычно советую игрокам, если позволяет возможность, приобрести оба этих микрофона, и решать самим, выбрать ли из них лучший или использовать оба для большей универсальности в игре, переходя от одного звука к другому.

Bluesharp.org:
Можете ли вы посоветовать какое-то оборудование для использования с микрофоном?

Dave:
Я не стану много говорить о другом оборудовании типа эффектов, так как сегодня выбор их непомерно велик. Лично я иногда использую Boss AD-3, который содержит цифровой ревербератор, хор 2х2, двухполосный эквалайзер и защиту от фоновых помех. Это отличная, хотя и не очень популярная вещь, которая дает хороший результат с гармоникой, поскольку это процессор для акустических инструментов, он был сделан для акустической гитары. Ревербератор дает действительно свежий звук. Любые параметры легко настроить что называется «в одно касание».

 

Лампы — это еще одна вещь, которая может иметь влияние на звук вашего усилителя, поэтому сначала поэкспериментируйте с лампами и попробуйте подобрать наилучшие для вашего конкретного усилителя. И, естественно, нужно исходить из того, какой именно звук вы хотите получить.

Я не собираюсь говорить всем, что JT-30 так уж плох, это хорошие микрофоны и они по праву занимают свое место в мире гармоники. Также я не стану говорить, что, мол, бегите и покупайте Green Bullet. Я хочу сказать вот что — пробуйте столько микрофонов, сколько сможете, и пусть у вас будут все, которые вам понравятся. Я же просто счастлив, что связал свою жизнь с Green Bullet, вот и все, что я хочу сказать!Bluesharp.org:
Спасибо вам за сегодняшнюю беседу! Что если у кого-нибудь возникнут дополнительные вопросы?

Dave:
Если у вас есть вопрос относительно Green Bullet, я буду рад помочь вам в меру своих возможностей. Я не претендую на исключительные знания в этой области, но я собрал и обобщил некоторое количество информации об этом на протяжении стольких лет коллекционирования и исследований. Пишите мне в любое время, когда у вас появится вопрос или если вы ищете микрофон. Я буду рад сделать для вас экземпляр, или ответить на ваши вопросы.

Автор: Rick Beall
Перевод: © 2004 Boozzy

Добавить комментарий