На какой гармонике играл Джон Леннон?

На какой гармонике играл Джон Леннон?

а какой гармонике Джон Леннон сыграл вступление к

Должно быть, тысячи игроков на губной гармонике впервые взяли в руки инструмент, услышав дрожащий рифф, который сыграл Джон Леннон во вступлении к песне The Beatles “Love Me Do”. А вот как именно сыграл?

Первая часть настолько проста, что тудно не сыграть ее! 5 вдох, 5 выдох, 4 вдох, 2 вдох на диатонике в С – наверное, простейший из гармошечных риффов. Вам даже не нужно стараться точно играть одиночне ноты – любой, кто в последние сорок лет слушал радио, сразу же узнает его на слух. Так значит, Леннон играл именно так? Скажем сразу – нет!

Как я уже сказал, первая часть достаточно проста, но когда песня доходит до слов “Someone to love…”, положение вещей несколько меняется. Гармоника играет ноты A A G F#, но на обычной диатонике в C ноты A* и F# (Прим.:* – в данном диапазоне) не доступны для извлечения обычным способом. Конечно, с хорошей техникой бендинга вы сможете получить эти ноты, тем не менее они не будут звучать так же, как на записи у Леннона. Стоит заметить, хотя и без тени неуважения к Леннону, что во время, когда делалась запись песни, его игра на гармонике была далека от стандартов Говарда Леви. Даже более того, заметно, что у него были трудности с извлечением чистых одиночных нот, поэтому маловероятно, что он смог бы сыграть ноты с помощью бенда, сохраняя при этом такую точность высоты и даже тембра, как это прослушивается в записи. Возможно, Леннон сыграл вступительный рифф на С гармонике, а затем сменил ее на диатонику в ключе G, чтобы сыграть часть “Someone to love…”. Хотя, если вы замедлите воспроизведение записи и вслушаетесь внимательнее, то поверить в то, что кто-либо может настолько быстро поменять гармоники за крошечный интервал времени между последней нотой вступительного риффа и нотой А в начале следующего риффа, будет очень тяжело. Разве что вместо двух гармоник использовалась одна диатоника в G, но имеющая специальную настройку, хотя ничто более не указывает в пользу этого предположения.

Итак… это должна быть хроматическая гармоника, но вот вкаком ключе? В своей статье Little Child: Гармоника в музыке битлов, Грег Пэнфайл высказывает мнение, что Леннон использовал хроматику в ключе G. Да, на хроматике в G можно сыграть оба риффа – правда, это можно сделать на хроматике в любом ключе.Но все же Леннон точно не использовал хроматику в G. В некоторых моментах во вступительном риффе он запинается на мгновение, и играет ноты, следующие за той, что он намеревался сыграть. В частности, когда звучит первая нота вступительного риффа (F), он попадает в соседнюю дырку выше нее. Замедлив этот фрагмент на компьютере, можно определить эту соседнюю ноту как А. Но нота на отверстие выше, чем F, на G-хроматике должна быть G, следовательно, мы имеем дело не с G-хроматикой. Хроматика же в ключе С, по-видимому, будет более правдоподобным вариантом, и это находит подтверждение в паре легких ошибок, когда Леннон играет ноту G и случайно задевает ноту С вместе с ней. Последним доказательством является тот факт, что F# – это единственная нота в этой мелодии, для извлечения которой на С-хроматике кнопка слайдера должна быть утоплена – когда Леннон играет рифф “Someone to love…” второй раз в середине песни без вокала, можно услышать легкий щелчок в начале звучания ноты F#, по звуку очень похожий на позднее нажатие кнопки. Также примечательно и то, что у F# отсутствует характерное вибрато с помощью рук, которое сопровождает все остальные ноты. Я полагаю, что рука Леннона в этот момент как раз и была занята нажатием кнопки слайдера!

Есть еще несколько песен The Beatles, выбор гармошки Ленноном в которых также может оказаться не столь очевидным. Основной рифф песни “Please Please Me” в этом плане очень похож на вступление к “Love Me Do”. Рифф играется в тональности E-мажор и фразировка нот вполне соответсвует диатонике в E. Тем не менее, если вы будете играть этот рифф на обычной Е-диатонике, начиная с 7 на вдох (Прим.: нота D#), мелодия будет звучать на октаву выше оригинала. Если же вы начнете с 4 на выдох, то вам придется делать бенд на 3 дырке на целый тон, чтобы получить C# – а Леннон, очевидно, не бендит ни одной ноты в этом риффе. Как же он тогда играл? По-видимому, здесь использована хроматическая гармоника в ключе E – Hohner Super Chromonica была доступна в этом ключе в то время. Конечно, эти ноты можно сыграть на хроматике любой тональности, но мы не находим доказательств какой-либо работы кнопки слайдера, к тому же фразировка риффа по рисунку вдохов-выдохов соответсвует инструменту в ключе Е. Другой возможный, и, скорее всего, более правдоподобный вариант – Леннон использовал 12-дырочную Echo Vamper. Это была версия Marine Band 364 для рынка Европы и она была тогда доступна во всех 12 ключах. Echo Vamper в Е была настроена на октаву ниже, чем обычная 10-дырочная Е-гармоника, а это как раз то, что нам подходит. Но, поскольку гармоника и гитара играют очень слитно в этом риффе, то сказать определенно, что же все-таки играет – хроматика или низко настроенная диатоника, только лишь на слух будет весьма тяжело.

The Beatles Harmonica The Beatles Harmonica

The Beatles Harmonica – “именная” модель от Hohner

Изготовленная фирмой M. Hohner, Inc. в 1960-х годах, эта оригинальная 5-дюймовая коробка содержит «именную» гармонику. Существует два варианта коробок: на изображенной здесь имена Джорджа и Пола перепутаны местами, на других же они написаны правильно. Правильная версия встречается редко и является практически раритетом. Коробка с гармоникой продавались прикрепленными к открытке-планшету размерами 7 на 11 дюймов (см. картинку), на одной стороне которой представлена фотография «The Beatles», а также ноты и тексты их песен на обратной.

Еще один легко узнаваемый битловский рифф звучит во вступлении к песне “From Me To You”. Как и все классические темы Beatles, этот рифф сам по себе очень простой – C D E D C D D A. Но все же, если вы сыграете ее на обычной С-диатонике, начиная с 4 на выдох, вам придется бендить, чтобы получить нижнюю А и опять же, эта нота слишком чисто сыграна для Леннона, чтобы быть полученной с помощью бенда. Вы можете проще сыграть эту мелодию, начав с 7 на выдох, но в этом случае рифф будет на октыву выше, чем на записи. Другой вариант – сыграть его на G-гармонике, начав с 5 на вдох. В этом случае все ноты риффа можно получить, не используя бенд, но так ли играл Леннон? Нет. Опять, с настойчивостью Колумба, он допускает небольшие ошибки, похожие на те, что мы рассматривали выше, и более детальное их изучение дает нам убедительное доказательство. Пару раз, играя ноту D, Леннон случайно задевает следующее отверстие, которое издает ноту F, что позволяет идентифицировать гармонику как настроенную в С-мажоре (если не принимать во внимание маловероятный случай, что он играет на хроматике в ключе В с нажатой кнопкой слайдера). Итак, чтобы получить ноту А чистой, он должен был играть или на хроматике в C, или на низко настроенной диатонике в С, начиная с 7 на выдох. 12-дырочная Hohner Echo Vamper в C была настроена на октаву ниже обычной С-гармоники, так что это подходящий вариант.

В песне “All Together Now” представлены сочетания вокала с гармоникой в виде “вопрос-ответ”. Песня исполняется в ключе G с простым рисунком аккордов, сыгранных на G-диатонике. Песня “Rocky Raccoon” звучит в ключе C и Леннон слекга наполняет ее “кряканьем” на С-гармонике.

Что касается остальных песен The Beatles, в которых звучит диатоническая гармоника, то Леннон, как правило, использует вторую, или перекрестную, позицию. Песня “I Should Have Known Better” звучит в ключе G и Леннон использует С-диатонику; песня “I’m a Loser” также в ключе G и тоже сыграна на С-гармонике; песня “Thank You Girl” – в ключе D и сыграна на G-гармонике; песня “I’ll Get You” также, похоже, звучит в ключе D (хотя на записи кажется, что она играет несколько ниже) и играется на G-гармонике; песня “Little Child” – в ключе E, и Леннон играет на A-гармонике.

В песне “Being for the Benefit of Mr. Kite” из альбома “Sgt Pepper’s…” гармоники используются как составная часть в круговороте звуков заднего плана. В сущности, невозможно определить, какие именно гармоники используются, хотя есть снимки того периода, на которых Джон Леннон и Джордж Харрисон играют на басовой и аккордовой гармонике. Они могли действительно играть на них на записи песни, а может, это были лишь рекламные фото.

И, наконец, еще в паре вещей представлена хроматическая гармоника. Песня “Chains” звучит в ключе Bb и гармоника играет простую вступительную партию – F Eb D F Eb D. Гармоника – это явно хроматика в ключе С, поскольку Леннон, переходя с ноты F (6 на вдох, с отпущенной кнопкой слайдера) на ноту (5 на вдох, с нажатой кнопкой), он случайно задевает F# (6 на вдох, с нажатой кнопкой). Возможно, что он мог допустить такую ошибку, играя на Bb-хроматике (начиная фразу с 6 на выдох), но, играя ее на инструменте в ключе Bb, ему не пришлось бы нажимать кнопку слайдера вообще, при этом он мог бы сыграть партию гораздо легче, извлекая ноты Eb как 5 на вдох с отпущенной кнопкой, а не как 5 на выдох с нажатой. В этом случае, если бы он ошибся и зацепил соседнюю верхнюю дырку, то он получил бы ноту G, а не F#, поэтому я считаю, что верным будет вывод о том, что Леннон использовал здесь C-хроматику.

Песня “There’s A Place” меня немного озадачивала, но недавно я достал запись этой песни лучшего качества, на которой гармоника оказалась практиче выделена на одном из стереоканалов во время затихания дорожки, что позволило мне идентифицировать ее как C-хроматику. В этой песне, которая играет в ключе E, гармоника представлена простой партией D# E D# C#. Это можно было бы легко сыграть на диатонической Е-гармонике, но, как и в случае с песней “Please Please Me”, на обычной Е-гармонике требуется делать бенд, чтобы получить ноту C# в этом диапазоне. Впрочем, в конце дорожки ошибка Леннона опять выдает его. В самом последнем повторении риффа непосредственно за окончательным умолканием дорожки, он делает ошибку, которую возможно совершить только на хроматике. Когда он собирается перейти от ноты D# (5 на вдох с нажатой кнопкой) к ноте E (6 на выдох с отпущенной кнопкой), он отпускает кнопку слайдера чуть раньше, и выходит чистая D. Там также наблюдаются и другие ошибки, которые могли получиться лишь токда, когда бы Леннон играл на C-хроматике: нажатие кнопки чуть ранее и извлечение ноты F вместо E (6 на выдох с нажатой кнопкой, вместо 6 на выдох с отпущенной), попадание в другую дырку с получением ноты F# вместо D# (6 на вдох с нажатой кнопкой, вместо 5 на вдох с нажатой кнопкой), и др. Их трудно услышать при нормальной скорости воспроизведения, однако 8-кратное замедление оригинала с помощью компьютера делает их вполне очевидными.

© 2002 P.Missin
перевод © 2005 А.Цвинтарный

Комментарии

Добавить комментарий