Техника «Overblow»

Техника «Overblow»

Введение в оверблоу

Что такое оверблоу, почему вы хотите его играть? В чем разница между оверблоу, овердро и овербендом?

Как лучше всего воспроизводить оверблоу? Есть ли что-то чего надо избежать?

Вы можете найти ответы на эти вопросы и даже больше прямо здесь.

Если вы знаете как воспроизводить оверблоу и просто хотите улучшить свою технику, то вам следует просмотреть статью по практике воспроизведения оверблоу.

Точка «Н» на языке

В некоторых публикациях заявляется, что оверблоу играется почти, так же как и бенд на выдохе. «Какой тип бенда на выдох?»- будет первый вопрос, который я хочу задать. Это бенд с блокировкой языком или бенд с изменением формы языка?

Если это бенд с изменением формы языка, то это бенд с поднятием кончика языка или это бенд с оттяжкой языка назад с так называемой точкой Н?

Некоторые публикации объясняют технику, которая использует кончик языка для форсирования звучания оверблоу. Это, с моей точки зрения, очень плохой путь обучения воспроизведения оверблоу. Это требует большого напряжения мускулов, которые не используются при игре чистых нот и бендов (если конечно вы не используете кончик языка для воспроизведения бендов, что я особо не советую). Это напряжение сводит на нет возможность ровного перехода с одной ноты на другую.

Кончик языка и мускулы губ и шек не очень стабильны, особенно когда нужно прикладывать усилие. Кончик языка быстро устает и контроль над удержанием правильного тона большой продолжительности теряется.

Метод, за использование которого я агитирую, работает с помощью точки Н языка для воспроизведения оверблоу (а также для всех видов бенда). Точка Н находится в том месте языка, которое перекрывает движение воздуха, когда пытаешься озвучить мелкое хихикание. Я знаю, что это весьма туманное объяснение, но суть в том, что действие происходит глубоко в месте переходаязыка в горло, а не на кончике языка.

Две части оверблоу

Обычная диатоническая гармоника имеет два язычка, один на вдох и другой на выдох на каждой дыре.

Играя бенд (на вдохе), эти язычки работают совместно, язычок на вдохе звучит ниже своей настройки, а язычок на выходе соответственно звучит выше своей настройки. Играя оверблоу, только язычок на вдохе звучит, в то время как язычок на выдох находится в затыке.

Игра оверблоу состоит из двух частей:

  • Затыкивание звучания язычка на выдох
  • Звучание язычка на вдох

Хотя суть оверблоу состоит в звучании язычка на вдох при выдохе, тем не менее, первым шагом в достижении этого является затыкивание язычка на выдохе.

Затыкивание язычка на выдох

Чтобы язычок легко затыкался, это зависит от зазора между язычком и пластиной. Если зазор маленький, то при игре язычок вообще не будет звучать и тут же будет затыкаться. Если же зазор слишком большой, то язычок вообще не будет затыкиваться. Одной из трудностей подготовки гармоники для оверблоу состоит в поиске оптимального зазора, когда язычок мог бы как играть, так и затыкаться хорошо.

При регулировке зазора язычка старайтесь добиться минимальной утечки воздуха при его затыке. Чрезмерное изгибание язычка отразиться на его возможности затыкаться, потому что при этом язычок не сможет больше перекрывать пазуху на пластине как следует.

С целью отработки хорошего контроля язычка на выдох, будет уместна практика над затыкиванием изолированного язычка.

Открутите крышки гармоники и блокируйте язычок на вдох (можно закнуть пальцем его пазуху). Извлеките звук язычка на выдох и начните слегка бендить, если зазор достаточно мал, то скоро вы достигнете точки, когда язычок заткнется.

Бендить надо точкой Н языка, а не его кончиком. Кончик языка должен быть расслаблен, как впрочем, и губы и щеки.

Как только язычок заткнется, начинайте слегка увеличить давление выдоха и старайтесь удержать язычок заткнутым как можно дольше.

(ссылка на звуковой файл затыкивание изолированного язычка на выдох)

Отработка звучания язычка на вдох

Отработка звучания язычка на вдох это легкая часть оверблоу. Все что вам нужно — это резонировать нужной тональностью. Опять же я посоветовал бы начать с изолированного язычка, блокированием язычка на выдох.

Это поможет, если вы точно знаете, как это должно звучать, чтобы мышцы гортани смогли настроить ее на резонанс в нужной тональности.

Запомните, что без разницы как сильно вы дуете, изолированный язычок на вдох будет звучать от легкого дуновения, если вы резонируете правильно.

Оверблоу

Как только вы почувствуете, что можете контролировать затыкивание язычка на выдох и извлечение звука язычком на вдох, то вы можете теперь приступить к оверблоу, соединив две части вместе.

Прежде всего, забудьте о воспроизведении оверблоу и полностью сконцентрируйтесь наязычке на выдох. Слегка начните бенд и постарайтесь дойти до точки когда язычок на выдохе заткнется. Есть шанс, что когда вы дойдете до этой точки, то сразу начнет звучать язычок на вдох.

Если же он не зазвучал, то не стоит паниковать. Не теряя концентрации в удержании заткнутого язычка на выдох, слегка начните подстраиватьвокальный тракт гортани для нахождения резонирующей ноты, которую должен воспроизвести язычок на вдох.

В случае если никак не получается, то тогда постарайтесь уменьшить зазоры на обоих язычках, что заставит их более охотно отзываться на ваши старания.

(ссылка на звуковой файл выдох до затыка и оверблоу )

Овердро

Овердро очень труден в техническом исполнении, потому что очень трудно заткнуть короткие язычки на вдох.

Если вы изолируете язычки на выдох, то вы почувствуете, как трудно они звучат при вдохе.Проблема состоит в затыкивании язычков на вдох, т.к. они должны быть черезчур впритирку к пластине, чтобы они хорошо затыкались.

Из-за их малого отношения длина/ширина, они имеют больший эффект осевой вибрации.

Обычно у меня уходит много времени на отладку верхних вдоховых язычков методом проб и ошибок. Если язычки хорошо отлажены, то овердро играется аналогично оверблоу, задней частью языка. Кончик языка расслаблен.

Опять же необходимо помнить, что необходимо концентрироваться на затыкании вдохового язычка.

(ссылка на звуковой файл вдох до затыка и овердро)

Практика оверблоу и овердро

Практика

Никто еще не смог сказать, что оверблоу легко играть.

Большинство сходятся в одном, что игра оверблоу требует большой практики.

Что нужно практиковать и как дойти до момента, когда вы сможете присовокупить оверблоу в вашу копилку мастерства и что наиболее важно: как именно вам следует практиковаться?

Отрабатываем интонацию

Оверблоу имеет естественную тенденцию к слегка плоскому звучанию, поэтому для их использования нужно их бендить вверх.

Воспроизведите оверблоу, легко и без усилий, и попробуйте слегка бендить вверх. По мере того как вы бендите оверблоу выше, язычок на вдох будет больше вибрировать, и больше воздуха будет уходить и соответственно больше воздуха необходимо для поддержания звучания овербенда.

Пока вы делаете это, старайтесь концентрироваться на том, чтобы язычок на выдох был заткнут и старайтесь не напрягать мышцы, которые не влияют на тональность оверблоу. Это означает, что нужно держать расслабленными щеки, губы и кончик языка.

(ссылка на звуковой файл бенды оверблоу)

Как только вы почувствуете, что стабильно контролируете тональность оверблоу, начинайте практиковаться в инициализации оверблоу в правильной тональности. Используйте пианино или другие музыкальные инструменты для контроля вашей интонации.

Я обнаружил, что игра мелодий, которые мне знакомы с детства, отлично подходят для отработки интонаций. Когда я играю песню, которую я учил в детстве, то мне ли не знать ноты, которые я хочу играть и то, как они должны звучать?

Не думайте о нотах как о названии, скажем «оверблоу на 5 дырке», а думайте их звучанием и тем как вы хотите играть, прежде чем играть.

Когда вы много упражняетесь в оверблоу, возможно вы привыкнете к плоскому звучанию нот, и чтобы избежать этого, старайтесь регулярно записывать себя, чтобы убедиться в правильной интонации.

Отрабатываем затык

Чтобы играть хороший и стабильный оверблоу, вам нужно хорошо контролировать затыкание язычков. Упражняйтесь в затыкивании изолированных язычков при различных давлениях дутья.

Хорошим упражнением по затыканию будет следующее: на нижний нотах на выдох начните бенд вниз при этом, стараясь чтобы язычок на вдох перестал звучать. Как только язычок на выход достигнет точки когда он должен заткнуться , вы можете поддерживать его звучание повышением воздушного давления. Это зачастую приводит к тому, что язычок на вдох отзовется первым.

Работа над тем, чтобы не давать язычку на вдох звучать, даст вам хороший контроль над двумя отдельными частями оверблоу.

Из записок

15 неделя

Не насилуйте гармошку, пытаясь с силой дуть, в надежде воспроизвести оверблоу и овердро. Подойдите к этому более деликатно. Оверблоу звучит при аккуратном исполнении, а не при натужном дутье. Следует играть при расслабленных губах, шеках и бровях. Конечно упоминание о бровях звучит глупо, но я обычно шевелил бровями когда играл оверблоу, и я уверяю вас, что это нисколечки не помогает.

16 неделя

Эту неделю я работал над атакой и замиранием оверблоу. Я работал над началом оверблоу очень мягко, затем доводил его до очень громкого звучания и потом давал ему замирать до шепота. Для того, чтобы уметь это делать, необходими контролировать следующие элементы:

  • Вы должны контролировать выдуваемый поток воздуха.
  • Во время выдоха любой заткнутый язычок должен оставаться заткнутым.
  • Интонация ноты нужно подстраивать уровнем давления.

Думаю, что работа над этими тремя элементами поможет уменьшить разность громкости звучания между бендами, оверблоу и чистыми нотами.

 

17 неделя

Гаммы это хорошая вещь для практики.

Упражняя гаммы, вы можете почувствовать возможности вашего инструмента.

Как и детские мелодии, мажорная гамма это то, что вы можете воспроизводить. Упражняясь в различных мажорных гаммах может помочь в улучшении вашей интонации. Прислушайтесь когда вы играете гаммы и попытайтесь вникнуть в звуки которые вы производите. Это может быть трудным когда вы только начинаете и все еще пытаетесь найти правильные ноты.

Не пытайтесь играть быстро, обыгрывайте гаммы аккуратно.

Обратите внимание на переходы с одной ноты на другую, длину каждой ноты и тональности.

(ссылка на звуковой файл хроматическая гамма)

19 неделя

Когда играете короткую ноту с силой, то пытайтесь играть это с зафиксированным языком и губами.

Убедитесь, что сила, которая нужна для короткой звуковой атаки, идет из диафрагмы, а не от движений языка.

Вначале воспроизведите ноту медленно, концентрируясь на положении языка. Прекратите дуть, не изменяя положения внутри ротовой полости, и резко воспроизведите ноту коротким тычком диафрагмы.

Когда делаете это, думайте о дыхании через гармонику.

21 неделя

Для тех из вас кто работает над джазовой игрой на диатонике, я бы предложил следующую ссылку:

Искусство Импровизации

Эта ссылка ведет к странице, которая содержит законченную методику обучения джазовой имровизации. Здесь есть большое множество упражнений, многие из которых включают гаммы и арпеджио.

Обыгрывание гамм и арпеджио поможет в аккуратной игре оверблоу.

Взгляните и попробуйте.

27 неделя

Хорошим методом для упражнений релаксации лицевых мускулов при игре оверблоу, является игра очень медленного вибрато.

Мягко воспроизведите оверблоу и начните медленное и широкое вибрато. Когда играете вибрато, сконцентрируйтесь на мышцах губ и щек. Они должны быть расслабленными, т.к. они не участвуют при игре оверблоу и вибрато.

(ссылка на звуковой файл пример медленного вибрато Eb)

© www.tenhole.com
© Перевод: Hippo, 2003 г.

Добавить комментарий