Привет,
Здесь я попробую объяснить графически, как я восстановил мои гармоники. Я ни в коем случае не эксперт, я только передаю людям свой опыт.
Мой первый ремонт был в сентябре 96, на 5-вдох моего ProHarp. Я заказал Комплект инструментов Lee Oskar (предназначенный только для обслуживания и настройки, но не для замены пластин), и с помощью некоторых статей из HARP-L (великая подборка, спасибо всем, кто там пишет), я почувствовал себя готовым заменить пластину.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Прежде, чем вы пробуете менять язычок, убедитесь, что именно он поврежден. Если у вас не получается извлечь никакого звука, если пластина загрязнена, проверьте центрирование язычка. Вы должны убедиться подвижности язычка, он должен свободно вибрировать, и проверить его расположение (или зазор от вершины язычка к пластине). Если Вы получаете более низкий тон чем нужно, пробуете его повторно настроить …, если тон станет низить снова, когда вы играете (или слишком трудно будет подстроить тон), тогда нужно заменять язычок. Если звук отличается больше чем полтона, не тратьте впустую время на перенастройку. Нужно заменить язычок, даже если вы можете его подстраивать, он все равно быстро сломается.
Что вам нужно, или что использовал я:
— Старая пластина с голосами, откуда можно взять хорошие язычки.
— Набор инструментов Lee Oskar (отвертка, плоскогубцы, инструмент для измерения зазора между пластиной и язычком, инструмент для поддержки язычка, напильник, острое и широкое долото), или нечто подобное.
— Дрель, и тонкое сверло (по размеру отверстия для заклепки). (Необязательно, я больше её не использую).
— Молоток, и маленькие гвозди
— Маленькие винты, которые нужно использовать как заклепки (Вы можете найти их в часовой мастерской). (Необязательно, я больше их не использую)
— Металлическая полоска с отверстием размером с головку заклепки.
Здесь вы можете увидеть мою разобранную MS Special 20, и некоторые из инструментов, которые я использовал. Также видно накладки, гребенку и звуковые пластины. Здесь же можно увидеть мои старые пластины от Blues Harp.
Первое, что вы должны делать, это извлечь плохой язычок из вашей гармошки и хороший (такого же размера или больший) из вашей старой пластины. Для того, чтобы удалить язычок, я предлагаю спилить головку заклепки напильником, и легким ударом маленьким гвоздем (иногда я использую отвертку, потому что, это проще) выбить заклепку, (возможно, придется её высверлить, чтобы не бить слишком сильно и не сломать хороший язычок).
Не забудьте подложить металлическую полоску с отверстием размером под головку заклепки под пластину прежде, чем вы будете бить, если вы этого не сделаете, вы можете погнуть язычок. Я сделал отверстие нужного размера в плоскогубцах из набора моих инструментов, но лучше взять что-нибудь побольше. Бейте очень аккуратно.
Когда вы извлекли ваши язычки, (лучше, если плохой язычок не сломан, тогда вы сможете сравнить размеры), возможно будет нужно подпилить стороны нового язычка … в моем случае, я использовал старую пластину от Blues Harp, и низкие голоса в ней более широкие чем средние в моей Pro Harp. Пробуйте подобрать их размеру, и проверить её ширину, так чтобы она свободно двигалась вертикально в прорези пластины. Если новый язычок больше, вы должны укоротить его … нужно поместить язычок в пластину со старой заклепкой, и отметьте конце язычка где кончается прорезь в пластине (долотом), потом отрежьте (осторожно) и подпиливайте до тех пор, пока не получите точный размер (или немного большие).
Теперь вы должны взять маленькие винты, чтобы заменит заклепку. Вы можете сравнить размер винтов на фотографии, самый большой из них — от пластин крышек. Если винт не подходит: подпилите его, просверлите немного отверстие для заклепки, или возьмите другой винт (на ваше усмотрение). Если у вас нет нужного винта, вы можете использовать маленький гвоздь, или ту же самую заклепку (если она цела).
Фактически, я использовал хороший язычок с его собственной заклепкой, это не имеет значения, если теперь заклепка короче, вы можете расплющить заклепку, чтобы она держалась внутри пластины (подложите железку с отверстием под пластину, головку заклепки вниз, и выбейте заклепку гвоздем или отверткой), у меня это получается.
Теперь вы можете установить новый язычок.
Не заклепывайте винтик сразу, проверьте размер нового язычка, подпилите его, если это необходимо … попробуйте выровнять его. Напрягитесь, немного и проверьте звук. Если он не вибрирует свободно, выровняйте его или снова подпилите. Если он перемещается свободно, но не звучит, проверьте зазор. Точность настройки зависит от вашего стиля игры, проверяйте раз от раза положение язычка. Не бэндите язычок слишком сильно, вы должны держать язычок прямым.
Теперь у вас будет звук … Алелуя! Сначала вы можете потратить несколько часов, нужно быть терпеливым. Теперь я заменяю язычок в меньше чем за 30 минут, включая настройку (я больше не использую дрель и винты).
Теперь нужно настроить голос. В последний раз, я менял голос на 4-вдох моей «C» Special 20, начал с нечто среднего между A и Bb (а, должено быть D, почти на 5 полутонов выше). Прежде, чем вы начинаете настраивать, закрепите в последний раз заклепку, подстучите если необходимо. Если вы настроите ваш язычок, и затем пробуете сжать заклепку, тон изменится (однажды изменилось почти на 40 центов вверх) (цент — 1/100 полутона).
Для настройки вам нужна будет подкладка под язычок, долото и хроматический тюнер (вы можете использовать для этого компьютерные программы, которые есть в интернете):
Пробуйте использовать только долото, но если вы слишком далеки от тона …, я думаю, что можно подпилить надфилем, проблема состоит в том, что, когда вы спиливаете, у вас могут получиться некоторые неровности на границе язычка, а они должны спиливаться, но когда вы спилите, язычок уедет в сторону, и возможно заклепка разболтается и станет свободной.
ПОМНИТЕ: Чтобы повысить тон, вы должны подпиливать кончик язычка, а чтобы понизить, нужно подпиливать основание язычка (около заклепки) или соскребать по чуть-чуть небольшое количество металла, не слишком много. Нужно быть осторожными. Попробуйте делать диагональные движения. Иногда, чтобы понизить тон лучше добавить немного олова на кончик язычка, вместо подпиливания его основания, что сокращает его долговечность.
Здесь приведена последовательность тонов. Я использовал ее при настройке мой восстановленной Special 20. Я вставил больший язычок, с большим количеством металла на кончике, от 2-ого отверстия старой пластины моей Blues Harp (центы в круглых скобках)
A(+40) > C(-40) > C(-5) > C(+10) > C(+40) > Db > Db(+45) > D(-30) > D(-20) > D(+5).
Эксперты предлагают настраиваться немного выше, потому что, когда вы играете, у вас получается более низкими тон. Если Вы хотите совершенную настройку, Вы должны настроить также и другие язычки. Таблицы настроек можно посмотреть в архивах L-Harps.
Вот фото того, что у меня получилось. На них видно замененных язычка, на 4-м и 5-м слотах.
Мой опыты восстановления:
— 4th blow, C Hohner MS BluesHarp. … Я заменил пластины (новые оказались более приятные, но обошлись мне в 12$ + налоги !! )
— 5th draw reed, A Hohner MS ProHarp … Починил и почти не настраивал.
— 5th draw reed, C Hohner MS Special 20 … Починил.
— 5th blow reed, A Hohner MS ProHarp … Починил.
— 4th draw reed, C Hohner MS Special 20 … Починил.
И много, много еще … ;)
© Javier Argomedo, 1996 (оригинал текста: http://harping.freeyellow.com/hrepair.htm)