Там все просто — позиция — суть тональность.
У тебя, допустим, гармошка в C. Посмотри расположение нот на ней. Все так, понимаешь, расположено, чтоб ты без напряга мог играть на этой гармошке в тональности C мажорный лад. Однако сие не значит, что только этот лад и только в этой тональности можно играть на этой гармошке.
Допустим, ты начинаешь играть от ноты A. И опять же, на той же гармошке получаешь тональность А, лад — натуральный минор. Это будет 4-позиция. Как их считают — очень просто, оригинальная тональность гармошки — это 1-я позиция, в данном случае — С. Дальше по квинтовому кругу ( C — G — D — A — E — B — F# и т.д. ), то есть если ты соберешься поиграть на этой гармошке в тональности G, это будет 2-я позиция, в тональности D — 3-я, и т.д.
На гармошке не во всех позициях «хватает нот», допустим, если ты захочешь поиграть в 1-ой позиции, но не мажор, а минор, то обнаружишь отсутствие нескольких важных для минорного лада нот. Данный вопрос решается либо освоением техники бендов и овербендов, либо сменой позиции ( выбором такой позиции, в которой есть все ноты для нужного тебе лада ).
Vlad, 2002 г.