Полезные советы навсе случаи жизни (гармошечной)

Полезные советы навсе случаи жизни (гармошечной)

Будь требователен к себе

Гармошка не такой простой инструмент как это может показаться. Помни это, ты сможешь играть на ней не лучше, чем сам того захочешь. В зависимости от требований это может занять у тебя дни, недели, месяцы или больше.

Бэнд как единое целое

Исполнение бендов имеет две составляющих:
1. Дыхание.
2. Угол атаки.
Дыхание заставляет гармошку звучать, а угол атаки изменяет высоту ноты. Под углом атаки мы понимаем угол под которым воздушная струя действует на язычок.
Работай и над тем, и над другим.

Всё хорошо в меру

Чтобы сделать твои занятия более результативными не перестарайся, но и не халтурь. Нет никакой надобности играть до изнеможения, а потом долго отдыхать. Нетрудно быстро перегореть, надрываясь в ожидании быстрых успехов. С другой стороны – не спеши. Капельку терпения, качественные занятия и немного удовольствия – лучший путь к самосовершенствованию.

Всегда с собой

Всегда носи гармонику с собой – это лучший способ найти время потренироваться, ты можешь набрать кучу времени, тренируясь тут и там. Через несколько месяцев ты будешь поражен как далеко ты ушел.

Второе на вдох

У новичков часто возникают проблемы извлечением звука из второго отверстия гармошки на вдохе. Как правило, это происходит от неправильного звукоизвлечения.
Подробный материал по звукоизвлеченю Вы сможете найти на нашем сайте в разделе Теория->Статьи.

Выпиши для себя нужные ноты

Отложи хоть на минуту гармошку. Слышишь? Не поленись, возьми бумажку, нарисуй ноты доступные на гармошке и выдели основные: тонику, субдоминанту и доминанту, не забудь про “блюзовые” ноты, это минорные 3 и 7 ступень, и пониженная 5-ая. Для твоего любимого G-мажора это: G, C, D, Bb, F и Db соответственно. Для D-мажора (3 позиция) найдешь сам? На первых порах такая шпора может тебе здорово помочь.

Гармошки будут жить долго

Избегай температурных крайностей (перегретый автомобиль, зима), храни гармошки сухими, и прогревай их примерно до температуры тела перед игрой. Чисти их, убирай всякую грязь, не роняй и не кидай гармошки, носи их в коробках или специально приспособленных ящичках и папочках, играй мягче и гармошки будут жить долго и радовать тебя своим звуком.

Двигай гармошку

Играя, старайся двигать гармошку, а не голову вдоль нее. Это позволит тебе играть быстрее и эффективнее в будущем. Зеркало может помочь тебе наблюдать за собой.

Держи гармошку в чистоте

Периодически вытряхивай всякую гадость из гармошки, ударяя ее об ладошку или о ногу. Если во рту много слюны – просто выплюнь ее (или проглоти).
Язычки, забитые слюной не вибрируют, а значит и не звучат.

Держи гармошку глубже во рту

Регулярно играя на гармошке, позже ты сможешь держать ее глубже в губах и в тоже время спокойно играть одиночные ноты.

Дыхание – это диафрагма

Когда ты играешь на гармошке, ты заметил, что твой живот и диафрагма двигаются. Это движение создает воздушный поток, что в конечном счете заставляет твою гармошку звучать.

Дыши правильно

Правильное дыхание подразумевает не просто вдох и выдох в гармошку. Важно взаимодействие всего вокально-дыхательного аппарата.
Вдох и выдох осуществляется с помощью легких и диафрагмы. Старайся не использовать губы и щеки при дыхании.
Держи гармошку глубже во рту, чтобы избежать этой проблемы.

Дыши через гармошку, а не в неё

Чтобы при игре получить качественный звук, более громкий и лучше интонированный, сфокусируй воздушный поток на протекании ЧЕРЕЗ гармонику, а не В гармонику.
Это тот же принцип, что и спорте, когда говорят “Концентрируйся не на цели, а за ней”.

Занимайся с удовольствием

Один мой знакомый педагог говорил: “Иногда важнее не ‘влюбить ученика в инструмент’, а ‘не привить отвращение’“.
Поэтому не спеши. Бери качеством. Играй уверенно. Чтобы твои неудачи тебя не деморализовали.
Хотя гармошку невозможно не любить, ведь так?

Играй в ритме шафл

Чаще всего, ритм в той или иной композиции задают четвертые ноты (1/4). Восьмыми нотами четвертушку можно сыграть по-разному. Например, играть строго восьмыми, т.е. разделить четвертушку на две равные части, как это делают в роке. Или свинговать (шаффл-ритм) ноты – опять сыграть две ноты, но различные по длительности, обычно первая в 2 раза длиннее второй, что встречается в блюзе и раннем рок-н-ролле.

Играй гаммы!

А ты знаешь, что играть гаммы…
Эй! Стой! Куда пошел? Вернись!
…что играть гаммы полезно! Попробуй в прямой позиции и в перекрестной, в тональности С, G, а в D или E слабо?
Ну и что, пусть одна октава.
Говоришь скучно? Интонируй свою игру. Попробуй сыграть фиолетовую гамму? Или зеленую? А злую или веселую?
Как, а?
Вот это другое дело.

Играй громко

Когда учишься использовать прием тремоло, старайся играть как можно громче, тогда разница в звуке с открытыми и закрытыми ладонями станет более очевидной, что позволит тебе отработать нюансы.

Играй на публике

Как только ты научишься более-менее прилично играть несколько вещей, иди в какое-нибудь не очень людное место (вроде закоулка городского парка) и негромко поиграй там. Этим ты заранее поможешь себе свыкнуться с ощущением игры на публике, которая пригодится тебе на первом концерте.

Играй не только на гармошке

Попробуй овладеть помимо бюзовой гармоники каким-либо полностью хроматическим инструментом (гитарой, фортепиано, хроматической гармоникой, флейтой). Не обязательно настолько хорошо, чтобы выступать с ним, просто для себя. Игра на этих инструментах может дать тебе музыкальные идеи, которые можно применять на гармонике.

Играй по памяти

Постарайся больше играть по памяти, поэтому закрой книжку или отвернись от монитора и попробуй воспроизвести только что сыгранную тобой по нотам фразу или песенку. Когда ты ее запомнишь, добавь в нее немного “чувства”. В первый раз может и не получится, но пусть тебя это не смущает. Каждый раз ты можешь играть по-разному и исправлять свои ошибки. Это также хороший способ развить свой слух, если в тебе достаточно упорства, и ты не пялишься постоянно в ноты. Тренируя слух, с каждым новым разом у тебя будет получаться все легче и легче.

Играй правильно

Чем чаще ты что-то повторяешь, тем лучше твое тело это запоминает. Это называется мышечная память. Каждый раз, играя что-то, правильно или нет, твое тело запоминает это. Используй это в своей повседневной практике, играй медленно, но правильно и чем больше, тем лучше. Это поможет тебе повысить качество твоих занятий.

Играй стоя

Каждый раз, если это возможно, играй стоя. Особенно, когда работаешь над дыханием. Встань прямо, выше нос, спину расправь, тело расслабь. Таким образом, будет работать диафрагма, а не только рот.

Импровизируй

Играя мелодию, старайся разнообразить ее, добавлять импровизации. Просто слушай, как оно звучит. Главное чтобы тебе нравилось.

Используй бэнд разумно

Обычно говорят, на стандартной диатонической получают бенд на 1-6 отверстия на вдох и 7-10 на выдохе. Но бенды на 5 и 7 дырах не сильно “бендятся”, поэтому частое их использование может стать поводом преждевременного износа.
Но, иногда они позволяют очень украсить твои фразы, когда нужно сыграть плавное понижение или повышение.
Истина где-то посередине.

Используй ладони

Секрет в правильном использовании ладоней заключается в понимании того, как и когда ты их используешь. Создай ладонями большую, по возможности, воздухонепроницаемую камеру. Звук будет меняться в зависимости от объема камеры. Открывая и закрывая ладони ты создашь эффект тремоло. Используй его к нотам средней и большой длительности и к тем, что понижаются на концовках фраз.

Ищешь табы к мелодии?

Загляни в раздел Практика->Мелодии с таблатурой. Может там она уже есть?
Если её там не оказалось, поищи в интернете midi с этой мелодией или посмотри на сайтах мелодии для мобильных телефонов. Загони midi или ноты в программу Harmony Assistant (Каталоги->Софт для гармошки) и сгенери в ней табы.
После этого, не поленись вывесить свой вариант в раздел Мелодии, может быть они еще кому-нибудь пригодятся.

Когда играешь сам, дай играть и другим

Если ты попал в группу, не играй слишком много. Не заползай на партию вокалиста, если не уверен. Не мешай гитарному соло, чётко следи за игрой бассиста – его соло иногда трудно заметить, дай человеку поиграть.
Играй когда тебе “оставляют место” или негромко отбивай ритм. Если будешь много выпендриваться, то тебя быстро “попросят вон”. У других музыкантов тоже есть амбиции. Нередки случаи когда очень мощного харпера, тянущего одеяло на себя, выкидывают из группы, а на его место берут новичка, играющего средне, но в меру, и остаются крайне довольны.

Комбинируй

Чтобы играть длинные риффы и фразы, используй подряд несколько более коротких. Запоминай и не бойся вставлять во фразы свои собственные мелодии.

Лучше менше, да лучше

Лучше выучить 3 песни (или риффа) хорошо, чем 10 посредственно. Другими словами, знать 3 хорошо звучащие мелодии лучше, чем 10, но звучащие средне.

Лучше много раз по разу….

Не делай больших перерывов между занятиями.
Лучше заниматься 10 минут каждый день, чем один час по воскресениям.

Найди аккомпаниатора

А ты заметил, что играть в ансамбле гораздо интереснее, чем одному? Найди аккомпаниатора, хоть барабанщика, но лучше сначала гитариста. Даже если вы пока не очень умело играете, твои ровные четверти на фоне его трех аккордов будут звучать куда интереснее, чем каждый из вас по отдельности. Тогда особенно захочется поработать над техникой.

Не зацикливайся на блюзе

Не зацикливайся на блюзе. Блюз – отличная музыка, но не единственная, которую можно играть на губной гармошке. Попробуй подыгрывать бардам или рок-группам, поиграй известные джазовые, народные (русские, ирландские, немецкие), классические, да хоть попсовые мелодии в разных позициях. Ты начнешь куда лучше ощущать свой инструмент и кроме того у тебя может прибавиться слушателей (-:

Не напрягайся при игре

Когда играешь и занимаешься, старайся больше расслабиться. Энергия будет расходоваться более эффективно и в конце концов ты станешь играть быстрее и намного дольше. Больше всего напрягаются плечи, шея, лицо в целом, но особенно, глаза и область рта. Смотри на себя в зеркало.

Не торопись!

Если ты только начинаешь играть на гармошке, не пытайся сыграть сразу “что-нибудь крутое”. Хотя бы некоторое время потрать на освоение основной техники, потренируйся хорошо извлекать одиночные ноты, правильно держать гармошку и т.д. Учась последовательно, ты станешь крутым харпером, будь уверен.

Облизывайся

Если чувствуешь, что твои губы плохо скользят по гармошке, двигаясь от одной дыре к другой, оближи губы и гармошку (только не всю) перед тем как играть. Проделывай это когда необходимо.

Обрати внимание

Ты замечал, что нередко фразы начинаются с 7 или 3 “блюзовых” нот с последующим разрешением в тонику, доминанту, реже на чистую 3 ступень, в то же время 5 “блюзовая” ступень используется нечасто и в основном является проходной?

Ответы на многие вопросы можно найти в HARP-L FAQ

Если у вас есть вопросы, не спешите задавать их в Форуме.
Многие ответы можно найти в разделе Теория->Часто задаваемые вопросы.

Плохие танцоры

Направление струи воздуха под углом – основная причина того, что звук на вдохе для 2 и 3 отверстий (а так же 7 – 9) звучит плохо. Если воздух направлен под углом (хотя поток воздуха должен быть параллелен язычкам) ты не умышленно бендишь или просто понижаешь каждую ноту, в итоге получаешь сиплый и противный звук. По этой же причине отверстия 7-9 на вдохе и выдохе могут вообще не играть. Новички часто сваливают это недоразумение на гармошку, как и плохие танцоры.

Повторяй фразы и не бойся пауз

Чтобы сделать твое соло более мелодичным, используй многократные повторения отдельных риффов и длинные паузы. Повторения сделают твое исполнение проще и более запоминающимся. Длинные паузы дадут тебе отдых, а слушателям время осознать, что же такое ты сейчас сыграл.

Поищи блюзовые ноты

Ты обращаешь внимание на “блюзовые” ноты? На самом деле их нет в диатоническом ряду, но так сложилось, что вместо них используют пониженные (на полутон) 3 и 7, реже 5 ступени. Если у тебя тонкий слух, то попробуй поискать “блюзовые ноты” между соответствующими мажорными и минорными ступенями (3 и 7). Они находятся где-то по середине. Гармошка, как и другие духовые инструменты предоставляют для этого отличную возможность.

Пой про себя, то, что играешь.

Постарайся запомнить мелодию. Если ты не можешь ее пропеть, просвистеть или хотя бы промычать, значит ты еще до конца ее не запомнил.

Попадай в отверстия точно

Когда играешь отдельными нотами, постарайся использовать отверстие на 100%. Используя целую дыру, твои одиночные ноты будут звучать сочнее, громче, а усилия, затрачиваемые на звукоизвлечение – меньше.

Работай над звукоизвлечением

Не обманывай ни себя, ни музыку. Ты можешь многого достичь, следуя примерам и правилам, но главное, чтобы это работало как надо. Бенды – хороший пример. Делай что требуется, чтобы бенд звучал как бенд. Отточить свою технику ты сможешь позже.

Работай над ритмикой

Всем харперам, ровно как и другим музыкантам, необходимо работать над ритмикой, независимо от уровня. Играть четвертушками под драм-машину неплохая идея. Если тебе больше нравиться метроном – играй с ним. Главное слышать и ЧУВСТВОВАТЬ ритм.

Свое звучание

Любого хорошего исполнителя отличает: качественное звучание и тонкое чувство ритма. В то время как их риффы и фразы могут сильно варьироваться, все что они играют – звучит великолепно.

Сиплые 2-я и 3-я дырка?

Промежуточные бенды на 2 и 3 дырах звучат слишком сипло? Проследи за кончиком языка, если он находится вдоль струи воздуха то дело в нем, постарайся его как-нибудь поджать, бенд будет звучать чище.

Сложные размеры

Ты уже освоил основы техники игры, свободно владеешь бендами, возможно, овербендами, пытаешься играть быстро, но все еще не уверен в своем чувстве ритма?
Задай на метрономе какой-либо сложный размер, например 5/8, 5/4, 7/8, 7/4, 11/8, 13/8, да хоть 17/16 (-: Или запиши (попроси кого-нибудь) композицию с переменным размером, например чередующиеся 3 такта 6/8, 2 такта 5/8. Теперь попробуй поимпровизировать, выделяя сильные доли.
Ага, не получается?
Тренируйся. Научись слушать размер композиции и на простых размерах, заигрываясь, ты перестанешь “убегать” от сильных долей.

Кстати, можешь попробовать подыграть Frank Zappa, King Krimson, АукцЫон, они очень любят сложные размеры.

Слушай своих кумиров

Слушай гармошку как можно чаще. Запиши любимые композиции и любимых исполнителей и слушай снова и снова. Время, когда ты в пути отлично подходит для этого.

Слушай себя и других

Каждый раз, играя в ансамбле, будь уверен в той роли, которую там играешь. Ты исполняешь соло, заполняешь промежутки между фразами вокала, играешь проигрыши или вообще молчишь? Прислушивайся к мнению своих коллег и к своему, когда слушаешь собственные записи. Ведь то устройство для сбора пыли, называемое магнитофоном еще способно записывать твои бессмертные произведения, не так ли?

У каждого инструмента своя физика

Привыкни, когда ты делаешь бенд на вдохе или выдохе, нота понижается.
Бенды на струнных инструментах, например на гитаре, всегда повышают ноту.
У каждого инструмента своя физика.

Учись играть тихо

Истинный потенциал гармоники находится внизу динамического диапазона. Прислушайся к ясности звука и точности звукоизвлечения, когда играешь тихо. Теперь поиграй погромче, и пробуй почувствовать, когда достигнешь точки, где получаешь максимальную громкость и наилучший звук без напряжения. Это поможет тебе разобраться в тонкостях динамического диапазона и потенциала инструмента.
Если ты не привык играть на гармонике тихо, ты можешь обнаружить целый новый мир звуков и ряд новых качеств. Многие знаменитые харперы (Little Walter, например) играли мягко. Негромкая игра поможет тебе получить от инструмента больше, чем тебе кажется.

Добавить комментарий