Изготовление чехла для губной гармони

Изготовление чехла для губной гармони

Данная статья посвящена изготовлению удобного и практичного чехла для гармошки.

Материалы и схемы приведены для хроматической губной гармоники, но возможны модификации для иных конструкций типа диатоники, тремоло, бас и т.п.

Предложенные мною конструкции обладают следующими достоинствами:

  • надежное сохранение инструмента от воздействия неблагоприятных внешних условий
  • доступность материалов и инструментов для изготовления
  • простоту изготовления (это займет 1-2 вечера)
  • удобство и комфортность использования

Чехол предполагается использовать для переноски на поясе и походного хранения инструмента. Вариант с кнопочной фиксацией петли, удерживающей чехол на поясе, позволяет крепить чехол на пояс с любой стороны без необходимости расстегивать ремень. Однако этот вариант менее надежен и требует периодической проверки прочности застежки.

Рассмотрим процесс изготовления кожаного чехла для хроматической губной гармони. Все размеры даны для варианта Weltineister Vermona 12 отверстий, слайдер.

Вам понадобятся:

  • инструменты:
    • измерительный и чертежный инструмент (фактически: линейка, кусочек сухого мыла и карандаш)
    • ножницы
    • иголка
    • шило (при недостатке сил)
    • напальчник
  • материалы:
    • кожа. Площадь куска зависит от размеров гармоники
    • нитки (покрепче – суровые или капроновые). Желательно под цвет кожи
    • кнопки (как на куртках) – 1-2 шт.

Кожа должна быть не очень тонкой, но и не слишком плотной. Желательно выбирать кожу с некоторым подобием бархотки внутри. Для эстетического эффекта можно взять и с рельефной поверхностью. Перед выбором отрезка кожи необходимо:

  • измерить габариты гармони
  • сделать верхний напуск для застежки (подробнее – ниже)
  • определить габариты петли, фиксирующей чехол на поясе
  • учесть напуск на шов (в двойном размере так как шитье идет с подворотом) и на сгиб (примерно половина толщины инструмента)

Все приведенные размеры учитывают это.

Примечание:
При изготовлении следует учесть способность кожи к деформации при использовании и при влиянии влаги, и сделать некоторое уменьшение выкройки на величину 2-3 мм чтобы инструмент входил с натягом.

Рассмотрим части чехла (см. рисунок 1.):


Рисунок 1. Чехол для хроматической губной гармони. Лицевая сторона (слева) и тыльная сторона (справа).

  • 1 – шов от крепления кнопок
  • 2 – место, где заканчивается сшивка двух боковин между собой. Далее вверх следует их раздельная подшивка с подворотом (см Рисунок 2.). Используется только в верхней части чехла.
  • 3 – нитки (показаны более толстыми линиями)
  • 4 – шов с подворотом от скрепления кожи. Ширина шва 3-4 мм (отпуск материала, соответственно 6-8 мм)


Рисунок 2. Расходящийся шов.

  • 5 – кожаная боковина
  • 6 – петля для крепления к поясу
  • 7 – вырез для слайдера


Изготовление выреза для слайдера позволит уменьшить размер чехла на длину самого слайдера плюс напуск для швов и скрепления боковин.

Рассмотрим последовательно этапы изготовления элементов чехла.

Изготовление боковых пластин.

Изготовление начинаем с размерения и разметки двух кусков материала.

Примечание: Проверьте ВСЕ размеры для своего инструмента. Приведенные здесь не являются образцом абсолютной точности и их не следует брать за эталон для любого типа инструмента.

Допуск на шов, как уже говорилось ранее берется в двойном размере для подворота.

Сначала вырезается лицевая часть чехла. Затем «зеркальным отражением» делается тыльная сторона.

На внутренней стороне лицевой пластины делается разметка под запорную кнопку (для нанесения отметок на бархотку черной кожи лучше всего подходит кусочек сухого мыла).

На внутренней стороне тыльной пластины делаются отметки для верхнего шва петли крепления к поясу и отметки для нижней кнопки (или шва – если кнопку не использовать – в этом случае при изготовлении петли место под кнопку не учитывать – тогда петля будет 45 мм. + 2*шов ± допуск)

Изготовление поясной петли.

Изготавливается как прямоугольная пластина, скорректированная по вкусу владельца и использование кнопки (см пред. пункт).

Примечание: При прошивке старайтесь все узлы и «хвосты» располагать внутри чехла дабы не портить его внешний вид.

Крепление поясной петли.

После разметки тыльной стороны боковины, если необходимо, к петле прикрепляется кнопка. Далее подворачивается шов (си. Рисунок 3) и пришивается по отметкам к боковине.


Рисунок 3. Прошивка тыльного шва.

Крепление кнопок.

Далее следует крепление кнопки – защелки в горловине чехла и, если нужно в конструкции, на боковине для поясной петли. Кнопка у горловины крепится по половинке на лицевой и на тыльной боковине (так чтобы при сборке они оказались внутри чехла), а для поясной петли на тыльной боковине снаружи.

Обработка боковых швов.

Теперь начинается самое интересное. Вам необходимо пробить отверстия для шва по краям боковин. Если Вы уверены, что прошьете 4 слоя кожи без предварительной пробивки отверстий – этот пункт можно опустить.

Вместо шила можно использовать цыганскую иглу, но я бы не советовал. Диаметр шила зависит от толщины выбранной нитки, но до 1 мм.

Теперь для всех швов необходимо наметить отверстия наложив боковины друг на друга. Старайтесь, чтобы швы получались как можно ровнее и равномернее. Расстояние между дырочками рекомендую делать около 5 мм. На скруглениях – варьировать (3-4 мм.).

Примечание: Не забудьте о точке № 2. на Рисунке 1. где расходятся тыльная и лицевая боковины.

Теперь пробейте намеченные отверстия так, как это показано на рисунке 4.


Рисунок 4. Схема пробивания отверстий под шов.

Прошивка шва.

После отметки всех швов необходимо их прошить.

За основу берется обыкновенный оберточный шов, но можно и любой другой аналогичный.

Итак. У нас есть шов с пробитыми отверстиями для сшивки, нить с иглой, напальчник и Ваши руки так как показано на Рисунке 5.а..

Далее изображена серия рисунков, объясняющих, как сделать один шаг шва – далее – за Вами.


Рисунок 5.а. Расположение перед началом работы.

Узел необходимо располагать внутри заворота шва и выводить иглу в первый раз не через боковину заворота, а через верхний сгиб.

Дело в том, что при данном способе шитья узлы верхних петель будут располагаться по верхнему торцу шва (см. рисунок 5.б.) и будут несколько скрываться между половинками сгибов. Такой шов один из лучших для подобных дел, да и выглядит симпатичнее остальных.

После вывода нити из шва необходимо накинуть петлю на палец так, как показано на Рисунке 5.в. Петля – восьмерка впоследствии не даст шву распускаться и сползать с торца шва в разные стороны.

Теперь необходимо продеть нить в петлю исподнизу – см. Рисунок 5.г.

Теперь затянем узел (Рисунок 5.д.).

Это один шаг – далее придется обойти так все отверстия…


Рисунок 5.б. Шов. Вид сверху.

 
Рисунок 5.в. Петля. Рисунок 5.г. Завершение петли.

Рисунок 5.д. Затягивание узла.

Ну вот теперь получился отличный чехол. Кожа, крепкие швы, застежки, необычная форма, практичность и дешевизна – красота одним словом.

Возможны следующие модификации конструкции:

  • изменение размеров и формы под диатоническую гармонику (или другие модели)
  • изменение материала чехла (брезент, бархат и т.п.)
  • изменение системы крепления к поясу
  • изменение конструкции для ношения набора (одна тыльная сторона с креплениями и несколько карманов лицевой стороны)
  • использование бархотки для внутренней прокладки чехла
  • изменение схемы для ношения обслуживающих инструментов (добавление бокового кармашка)
  • шитье шва по изнанке с последующим вывертом для скрытия шва внутри чехла. Не рекомендую для плотных материалов

Ну вот собственно и все. Теперь у нас на руках неплохая вещица, сделанная своими руками.

Главное – не полениться – все это гораздо проще, чем кажется с первого взгляда.

© Автор статьи: Дмитрий (Harpin`Bear), 2003-02-06

Добавить комментарий