Передувание на губной гармошке (Overbend, Overdraw)

Овербенд (от англ. overbend) — приём звукоизвлечения на диатонической губной гармонике, позволяющий наряду с бендами получать недостающие хроматические ноты. По своему характеру овербенды разделяются на оверблоу (англ., overblow), исполняемые на выдохе, и овердро (англ., overdraw), исполняемые на вдохе.

Предназначение

Овербенды предназначены для получения на гармонике тех хроматических нот, которые недоступны даже с помощью бендов. Рассмотрим вторую октаву диатонической гармоники в ключе C (До).

Harmonica C notes

Как видно, на отверстиях 4 — 7 с учетом бендов можно получить ноты C2, C#2, D2, E2, F2, G2, G#2, A2, B2, С3. Но это только 9 нот из возможных 12 нот в октаве. Для получения оставшихся 3 нот и нужны овербенды. В среднем регистре гармоники – это оверблоу. Овеблоу на четвёртом отверстии дает нам D#2, на пятом — F#2, на шестом — A#2.

В низком регистре гармоники недостающая хроматическая нота только одна — это D#1. Она достигается с помощью оверблоу на первом отверстии. В высоком регистре (7 — 9) недостающие ноты — это C#3, G#3, C#4, которые извлекаются с помощью овердро.

Как можно заметить, при использовании оверблоу извлекается нота, повышенная на полтона по сравнению с нотой, извлекаемой на вдохе на том же отверстии, а при использовании овердро — нота, повышенная на полтона по сравнению с нотой, извлекаемой на выдохе на том же отверстии. В этом смысле говорят, что овербенды используются для повышения нот, а не для понижения, которое делается бендами. В принципе на одном отверстии можно получить не один овербенд, а несколько, как это показано на рисунке. Тем не менее практической необходимости в этом обычно нет.

История

Несмотря на то, что широкое использование овербендов началось лишь в последних десятилетиях XX века, есть документальные свидетельства, говорящие о том, что впервые овербенды были использованы еще в довоенном блюзе.

Впоследствии с открытием второй позиции, удобной для исполнения блюза с использованием бендов на вдох овербенды потеряли свое значение и долгое время не использовались. Все наиболее значимые классические блюзовые произведения были созданы без использования овербендов. В конце 1960-х годов эти приемы были вновь переоткрыты американским джазовым пианистом и гармонистом Ховардом Леви (Howard Levi). Закономерно, что это открытие пришло из джаза, более богатого гармонически, с более широким использованием музыкальных ладов, альтерации.

Название новых приёмов: overblow и overdraw — Ховард Леви позаимствовал у исполнителей на других духовых инструментах, которые называют так извлечение искусственных нот, не предусмотренных строем инструмента. До этого момента в джазе среди гармоник царила хроматическая гармоника. После открытия овербендов начинается эпоха джазовой диатонической губной гармоники.

Физика процесса

Основной принцип при исполнении овербендов состоит в следующем. В результате этого приема язычок, который должен звучать при обычном извлечении звука, блокируется, но зато вибрирует второй язычок этого же отверстия, который обычно звучит при обратном направлении дыхания. Т. е. при исполнении оверблоу звучит только вдоховый язычок, а при исполнении овердро — выдоховый язычок. Быть может, это сначала кажется чем-то невероятным, но на самом деле здесь нет ничего особенного. По большому счету овербенды находятся в сильном родстве с обычными бендами, хотя это, может быть, и не так заметно.

Чтобы понять физику овербендов, рассмотрим сначала, что происходит при исполнении обычных бендов, например, на четвертом и третьем отверстиях. Колебания вдохового и выдохового язычков в четвертом отверстии различаются на тон при обычном дыхании. При этом на вдохе звучит вдоховый язычок, а на выдохе — выдоховый. При исполнение бенда во рту человека меняется объем резонаторной камеры, соответственно меняется давление воздушной струи на язычки, которые теперь начинают звучать с резонансной частотой, отличающейся на полтона от частоты звучания каждого язычка в отдельности. Язычки при этом задействованы в равной степени.

На третьем отверстии разница между частотами звучания язычков составляет 2 полутона и, соответственно, мы имеем три промежуточных ноты. Принцип их получения тот же самый, разница лишь заключается в объеме резонаторной камеры во рту и давлении воздуха. При взятии первого бенда наиболее задействован вдоховый язычок, а выдоховый язычок является вспомогательным. При взятии второго бенда выдоховый язычок начинает колебаться сильнее. И, наконец, при взятии третьего бенда основной звук уже создается выдоховым язычком, который перегинается на другую сторону слота, становится как бы меньше и начинает колебаться с частотой на полтона выше (т. е. G# для гармоники в ключе C) частоты своего естественного колебания (т. е. G для гармоники в ключе C). Напомним, что бенд при этом исполняется на вдохе.

В итоге мы получили, что при взятии третьего бенда на третьем отверстии выдоховый язычок начинает звучать на полтона выше своего естественного звучания, а вдоховый язычок практически не звучит. Если посмотреть определение овердро, то получится, что бенд на третьем отверстии тождественен овердро. Ту же самую аналогию можно провести и между оверблоу и бендами на выдохе.

Техника исполнения

Прежде всего, необходимо четко понимать, что нормальное исполнение овербендов на неподготовленной гармонике практически невозможно. Конечно, при хорошей заводской сборке вполне вероятно, чтоб оверблоу и овердро будут извлекаться прямо «из коробки», но скорее всего качество звука, его тембр, стабильность будут плохи. Кроме того на кастомизированной гармонике овербенды извлекаются гораздо легче.

Не следует сразу учиться делать и оверблоу, и овердро. Практика показывает, что оверблоу осваиваются гораздо легче, да и больше необходимы при игре, чем овердро. Также нет смысла пытаться осваивать овербенды, пока не освоены бенды на вдох и выдох. Во-первых, бенды важнее с точки зрения игры — огромное число блюзовых пьес созданы без использования овербендов, а во-вторых, как показано выше, между бендами и овербендами существует органическая связь — только при уверенном исполнении бендов можно довольно быстро освоить овербенды.

Задача получения овербенда состоит в том, чтобы

  • заткнуть язычок, который должен звучать при естественном типе дыхания, т. е. для оверблоу — это выдоховый язычок, а для овердро — вдоховый;
  • заставить звучать второй, противоположный язычок, т. е. для оверблоу — вдоховый, а для овердро — выдоховый.

Описать, что происходит во рту человека при исполнении бендов, примерно так же трудно, как и для бендов. Однако, есть некоторые советы, которые могут помочь в освоении этих приемов игры. Для взятии овербендов обычно используется блокировка губами. Исполнение овербендов с блокировкой языком тоже возможно, но при этом значительно труднее контролировать высоту тона.

Существуют рекомендации, говорящие, что оверблоу на шестом отверстии легче, чем на других. На самом деле это может быть не так. В случае отсутствия опыта кастомизации, нечеткого понимания того, что делать со слотами платы и язычками, может получиться так, что некоторые язычки окажутся лучше подготовлены к взятию оверблоу, чем другие. Поэтому стоит пробовать взять оверблоу на отверстиях 4, 5 или 6. Не стоит сразу пытаться исполнить овербенд на первом отверстии, он довольно сложен для начинающих и требует хорошей предварительной кастомизации.

Что не следует делать:

  • Понятие овербенда, иногда переводимое на русский язык словом «передув», не означает, что надо с силой дуть в гармонику. Все требования кзвукоизвлечению остаются без изменений при исполнении оверблоу.
  • Овербенды извлекаются без дополнительного напряжения губ или каких-либо других мышц лица. Все изменения происходят лишь внутри рта, а также могут быть связаны с небольшими движениями нижней челюсти.

Оверблоу

Одна из рекомендаций по получению оверблоу состоит в сравнении ощущений при исполнении этого приёма и обычных бендов на выдох. При этом, как уже говорилось, используется блокировка губами. Конечно, возможно существование других способов получения оверблоу, и нельзя сказать наверняка, что именно описанная ниже техника поможет в их получении.

Некоторые публикации объясняют технику, которая использует кончик языка для форсирования звучания оверблоу. Это очень плохой путь обучения воспроизведения оверблоу, т. к. требует большого напряжения мускулов, которые не используются при игре чистых нот и бендов, это делает ноты нестабильными по выстоте, сводит на нет возможность ровного перехода с одной ноты на другую.

Как для воспроизведения всех видов бендов, так и для оверблоу можно использовать так называемый метод точки Х («ха»). Точка X находится в том месте языка, которое перекрывает движение воздуха, когда пытаешься озвучить мелкое хихикание. Я знаю, что это весьма туманное объяснение, но суть в том, что действие происходит глубоко в месте перехода языка в горло, а не на кончике языка. Задача исполнителя — подобрать конфигурацию рта, с помощью изменения положения челюсти, мышц языка, щек, голосовых связок и подать в отверстие гармоники воздух из легких с нужной силой. При этом для бендов и овербендов эти конфигурации незначительно отличаются, поэтому вернее будет говорить не об одной точки Х, а о нескольких точках. Для понимания значения правильной конфигурации рта для взятия бенда и овербенда можно сначала попробовать просвистеть восходящую или нисходящую последовательность звуков и проследить изменения, происходящие с голосовым аппаратом. Другой прием — проговаривание слогов, начинающихся с буквы X: хэ, хо, ху, хи, хы, ха и т. д. Для того, чтобы нормально играть оверблоу, практически наверняка необходимо уметь плавно понижать высоту ноты при взятии обычных бендов.

Хотя суть оверблоу состоит в звучании язычка на вдох при выдохе, тем не менее, первым шагом в достижении этого является затыкивание язычка на выдохе. Чтобы язычок легко затыкался, зазор между язычком и платой должен быть довольно мал. Если зазор слишком маленький, то при игре язычок вообще не будет звучать и тут же будет затыкаться. Если же зазор слишком большой, то язычок вообще не будет затыкаться. Одной из трудностей подготовки гармоники для оверблоу состоит в поиске оптимального зазора, когда язычок мог бы как играть, так и затыкаться хорошо. В значительной мере это зависит от стиля игры исполнителя. Дыхание должно быть нерезким, чтобы язычок не затыкался при игре обычных нот.

При регулировке зазора язычка нужно добиться минимальной утечки воздуха при его затыкании. Чрезмерное изгибание язычка отразиться на его возможности затыкаться, потому что при этом язычок не сможет больше перекрывать пазуху на пластине как следует.

С целью отработки хорошего контроля затыкания язычка на выдох, будет уместна практика по затыканию изолированного язычка (на 4, 5 или 6 отверстиях). Открутите крышки гармоники и блокируйте язычок на вдох, заклеив слот скотчем или изолентой (можно также заткнуть слот пальцем, но это менее удобно и помешает полностью сосредоточить на отработке приёма). Попробуйте сделать бенд на выдох, следуя описанным выше рекомендациям. Если зазор между язычком и платой выставлен правильно, то в какой-то момент звучание язычка должно прекратить, и будет слышен только выходящий воздух. При этом можно заметить, что имеется несколько конфигураций рта, при которых происходит затыкание язычка. Но при всех из них будет звучать вдоховый язычок при реальном исполнении оверблоу.

Как только язычок заткнется, нужно немного увеличить давление выдоха и стараться удержать язычок заткнутым как можно дольше. Обычно это не представляет большой сложности.

Отработка звучания язычка на вдох — это легкая часть оверблоу. Всё что нужно — это резонировать с нужной частотой. Опять же я посоветовал бы начать с изолированного язычка, блокированием язычка на выдох. При этом задача фактически состоит в поиске нужной конфигурации рта при произнесении того или иного слога, начинающегося с «х» (см. выше). Если есть некоторые трудности, можно попробовать прослушать ноту, которую надо получить, а затем просвистеть или пропеть её. Нет разницы как сильно вы дуете, изолированный язычок на вдох будет звучать от легкого дуновения, если вы резонируете правильно.

Последний этап состоит в соединении обеих частей оверблоу. Как только станет уверенно получаться по отдельности затыкание выдохового язычка и звучание вдохового, можно приступить к оверблоу. Прежде всего, надо полностью сконцентрироваться на язычке на выдох: слегка начать делать бенд и постараться дойти до той точки, когда язычок на выдох заткнется. При этом может так произойти, что сразу начнет звучать вдоховый язычок, возможно при этом дребезжа. Не нужно пугать сломать гармонику, следующий этап — заставить нормально звучать вдоховый язычок. Не теряя концентрации в удержании заткнутого язычка на выдох, нужно начать подстраивать вокальный тракт гортани для нахождения резонирующего положения.

Обычно, у людей, умеющих делать контролируемые бенды на вдохе и выдохе, уходит от одного до нескольких дней, чтобы понять принцип оверблоу и научиться их делать. Однако, кроме возможностей исполнителя здесь значительную роль играет кастомизация. Если гармоника не кастомизирована или неправильно кастомизирована, то возможно, вообще не получится сделать нормальные оверблоу. Этот момент очень важен.

Овердро

Овердро довольно труден в техническом исполнении, потому что очень трудно заткнуть короткие язычки на вдох.

Если вы изолируете язычки на выдох, то вы почувствуете, как трудно они звучат при вдохе. Проблема состоит в затыкивании язычков на вдох, т.к. они должны быть черезчур впритирку к плате, чтобы они хорошо затыкались.

Из-за их малого отношения длина/ширина, они имеют больший эффект осевой вибрации. Обычно у меня уходит много времени на отладку верхних вдоховых язычков методом проб и ошибок. Если язычки хорошо отлажены, то овердро играется аналогично оверблоу, задней частью языка. Кончик языка расслаблен.

Опять же необходимо помнить, что необходимо концентрироваться на затыкании вдохового язычка. При этом ощущения от овердро напоминают приблизительно ощущения при всасывании через трубочку холодного густого молочного коктейля.

Практика оверблоу и овердро

Практика Никто еще не смог сказать, что оверблоу легко играть. Большинство сходятся в одном, что игра оверблоу требует большой практики. Что нужно практиковать и как дойти до момента, когда вы сможете присовокупить оверблоу в вашу копилку мастерства и что наиболее важно: как именно вам следует практиковаться?

Отрабатываем интонацию Оверблоу имеет естественную тенденцию к слегка плоскому звучанию, поэтому для их использования нужно их бендить вверх. Воспроизведите оверблоу, легко и без усилий, и попробуйте слегка бендить вверх. По мере того как вы бендите оверблоу выше, язычок на вдох будет больше вибрировать, и больше воздуха будет уходить и соответственно больше воздуха необходимо для поддержания звучания овербенда.

Пока вы делаете это, старайтесь концентрироваться на том, чтобы язычок на выдох был заткнут и старайтесь не напрягать мышцы, которые не влияют на тональность оверблоу. Это означает, что нужно держать расслабленными щеки, губы и кончик языка. (ссылка на звуковой файл бенды оверблоу)

Как только вы почувствуете, что стабильно контролируете тональность оверблоу, начинайте практиковаться в инициализации оверблоу в правильной тональности. Используйте пианино или другие музыкальные инструменты для контроля вашей интонации. Я обнаружил, что игра мелодий, которые мне знакомы с детства, отлично подходят для отработки интонаций. Когда я играю песню, которую я учил в детстве, то мне ли не знать ноты, которые я хочу играть и то, как они должны звучать?

Не думайте о нотах как о названии, скажем «оверблоу на 5 дырке», а думайте их звучанием и тем как вы хотите играть, прежде чем играть.

Когда вы много упражняетесь в оверблоу, возможно вы привыкнете к плоскому звучанию нот, и чтобы избежать этого, старайтесь регулярно записывать себя, чтобы убедиться в правильной интонации.

Отрабатываем затык. Чтобы играть хороший и стабильный оверблоу, вам нужно хорошо контролировать затыкание язычков. Упражняйтесь в затыкании изолированных язычков при различных давлениях дутья. Хорошим упражнением по затыканию будет следующее: на нижний нотах на выдох начните бенд вниз при этом, стараясь чтобы язычок на вдох перестал звучать. Как только язычок на выход достигнет точки когда он должен заткнуться , вы можете поддерживать его звучание повышением воздушного давления. Это зачастую приводит к тому, что язычок на вдох отзоветься первым. Работа над тем, чтобы не давать язычку на вдох звучать, даст вам хороший контроль над двумя отдельными частями оверблоу.

Из записок

15 неделя Не насилуйте гармошку, пытаясь с силой дуть, в надежде воспроизвести оверблоу и овердро. Подойдите к этому более деликатно. Оверблоу звучит при аккуратном исполнении, а не при натужном дутье. Следует играть при расслабленных губах, шеках и бровях. Конечно упоминание о бровях звучит глупо, но я обычно шевелил бровями когда играл оверблоу, и я уверяю вас, что это нисколечки не помогает.

16 неделя Эту неделю я работал над атакой и замиранием оверблоу. Я работал над началом оверблоу очень мягко, затем доводил его до очень громкого звучания и потом давал ему замирать до шепота. Для того, чтобы уметь это делать, необходими контролировать следующие элементы:

  • Вы должны контролировать выдуваемый поток воздуха.
  • Во время выдоха любой заткнутый язычок должен оставаться заткнутым.
  • Интонация ноты нужно подстраивать уровнем давления.

Думаю, что работа над этими тремя элементами поможет уменьшить разность громкости звучания между бендами, оверблоу и чистыми нотами.

17 неделя Гаммы это хорошая вещь для практики. Упражняя гаммы, вы можете почувствовать возможности вашего инструмента. Как и детские мелодии, мажорная гамма это то, что вы можете воспроизводить. Упражняясь в различных мажорных гаммах может помочь в улучшении вашей интонации. Прислушайтесь когда вы играете гаммы и попытайтесь вникнуть в звуки которые вы производите. Это может быть трудным когда вы только начинаете и все еще пытаетесь найти правильные ноты. Не пытайтесь играть быстро, обыгрывайте гаммы аккуратно. Обратите внимание на переходы с одной ноты на другую, длину каждой ноты и тональности. (ссылка на звуковой файл хроматическая гамма)

19 неделя Когда играете короткую ноту с силой, то пытайтесь играть это с зафиксированным языком и губами. Убедитесь, что сила, которая нужна для короткой звуковой атаки, идет из диафрагмы, а не от движений языка. Вначале воспроизведите ноту медленно, концентрируясь на положении языка. Прекратите дуть, не изменяя положения внутри ротовой полости, и резко воспроизведите ноту коротким тычком диафрагмы. Когда делаете это, думайте о дыхании через гармонику.

21 неделя Обыгрывание гамм и арпеджио поможет в аккуратной игре оверблоу.

27 неделя Хорошим методом для упражнений релаксации лицевых мускулов при игре оверблоу, является игра очень медленного вибрато. Мягко воспроизведите оверблоу и начните медленное и широкое вибрато. Когда играете вибрато, сконцентрируйтесь на мышцах губ и щек. Они должны быть расслабленными, т.к. они не участвуют при игре оверблоу и вибрато. (ссылка на звуковой файл пример медленного вибрато Eb).

Кастомизация

Далеко не каждая, из имеющихся в продаже гармошек, готова для исполнения овербэндов, хотя, почти любую гармонику можно переделать под овербенды самому. Что для этого нужно (общие рекоммендации):
  • Минимальный геппинг.
  • Качественный эмбоссинг.
  • Аркинг и скупинг

Во-первых, язычки на вашей гармошке должны располагаться достаточно плотно к пластине. Это, достигается в результате специальной регулировки. Во-вторых, эти приемы требуют хорошего уровня координации участвующих в звукоизвлечений органов и мышц.

Для того чтобы понять, как звучит правильный осербэнд, нужно убрать пластины покрытия вашей гармоники, и дуть в выбранное отверстие, заблокировав Blow пластину пальцем. Теперь попытайтесь привести в движение DRAW пластину, продолжая играть на выдохе. Это даст вам понятие о механизме возникновения OVERBLOW нот и ощущение того, как их получают. Теперь попытайтесь сделать то же самое, но уже без пальцев (как, не понятно. Прим.ред.).

Недостатки овербендов

Овербенд имеет специфический окрас звучания, нравящийся далеко не всем исполнителям (и слушателям). Даже при очень хорошей технике игры овербенд будет отличаться от других нот. Поэтому, игра с овербендами в другой позиции не заменят вам игру в одинаковой позиции на гармошках разных тональностей.

Инструмент, настроенный для овербендов, звучит несколько иначе по сравнению с не-овербенд настройкой (это вызвано низкими гепами и аркингом.) Овербенд-настройка требует более деликатной игры. При излишней атаке ноты имеют склонность затыкаться. (Разумеется, чем квалифицированнее подготовлена гармошка, тем сложнее ее заткнуть случайно, но вцелом такая тенденция существует.)

Прочее

  • Во время овербенда звучит противоположный язычок. (если овербенд на вдох — то звучит выдоховый и наоборот)
  • Технически исполнение овербенда состоит из двух навыков — 1) умение «заткнуть» натурально звучащий язычок и 2) умение заставить звучать после этого противоположный язычок.
  • По ощущениям оверблоу похож на бенды на выдох на высокой гармошке.
  • Практически овербенд всегда требует специальной подготовки инструмента.
  • Существует мнение, что использование передувов сказывается на долговечности гармошки. С другой стороны физическая аналогичность процессов, происходящих при взятии бенда и овербенда, позволяет усомниться в этом этом утверждении и полагать, что использование овебендов столько же изнашивает гармонику, как и использование бендов. В любом случае сегодня стоимость гармоник и запчастей к ним не так велика, чтобы ограничиваться только использованием бендов, в то время как овербенды позволяют не только значительно обогатить игру блюзового музыканта, но и использовать гармонику в джазе и классической музыке.
  • Однако можно однозначно сказать, что исполнение овербендов без навыков и на неподготовленном инструменте гарантировано его испортит.

Ссылки

Автор статьи: Miraclefoxx, 2011

Добавить комментарий