На этой странице представлены ноты, входящие в мажорные гаммы, и способы их исполнения на хроматической гармонике, настроенной в тональности «C». Идея заключается в том, что эти схемы должны помочь вам визуализировать («видеть» в уме) различные тональности. На схемах показаны энгармонические (совпадающие) ноты, например E# / F и B# / C. Выбирайте то, что вам удобнее сыграть. Во всех диаграммах верхние два ряда — это ноты на выдох, и нижние два ряда — ноты на вдох; самый верхний и самый нижний ряды играются с нажатым слайдом, как показано в диаграмме для до-мажора. Во всех случаях (для Ионийского (обычного) мажора) тоника обозначена красным, терция — зеленым и квинта — синим.
Я также перечислил под названием основной тональности все другие гаммы, которые играются в данной позиции. Тоника является одновременно названием гаммы. Все минорные гаммы — это натуральный минор, поскольку в гармоническом миноре повышена седьмая ступень (G# в ля-миноре), а в мелодическом миноре повышены шестая и седьмая ступени от минорной тоники (F# и G# в ля-миноре).
C Major, A minor
(До-мажор, Ля-минор)
Без диезов и бемолей.
A-натуральный минор (эолийский). B-локрийский. C-ионийский. D-дорийский. E-фригийский. F-лидийский. G-миксолидийский.
Выдох, слайд закрыт | . | F | . | . | . | F | . | . | . | F | . | . |
Выдох, слайд открыт | C | E | G | C | C | E | G | C | C | E | G | C |
Вдох, слайд открыт | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
Вдох, слайд закрыт | . | . | . | C | . | . | . | C | . | . | . | D |
G Major, E minor
(Соль-мажор, Ми-минор)
Тональность с одним диезом (F#).
E-натуральный минор (эолийский). F#-локрийский. G-ионийский. A-дорийский. B-фригийский. C-лидийский. D-миксолидийский.
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
C | E | G | C | C | E | G | C | C | E | G | C |
D | . | A | B | D | . | A | B | D | . | A | B |
. | F# | . | C | . | F# | . | C | . | F# | . | D |
D Major, B minor
(Ре-мажор, Си-минор)
Тональность с двумя диезами (F#, C#)
B натуральный минор (эолийский). C#-локрийский. D-ионийский. E-дорийский. F#-фригийский. G-лидийский. A-миксолидийский.
C# | . | . | C# | C# | . | . | C# | C# | . | . | C# |
. | E | G | . | . | E | G | . | . | E | G | . |
D | . | A | B | D | . | A | B | D | . | A | B |
. | F# | . | . | . | F# | . | . | . | F# | . | D |
A Major, F#/Gb minor
Тональность с тремя диезами (F#, C#, G#)
F# натуральный минор (эолийский). G#-локрийский. A-ионийский. B-дорийский. C#-фригийский. D-лидийский. E-миксолидийский.
C# | . | G# | C# | C# | . | G# | C# | C# | . | G# | C# |
. | E | . | . | . | E | . | . | . | E | . | . |
D | . | A | B | D | . | A | B | D | . | A | B |
. | F# | . | . | . | F# | . | . | . | F# | . | D |
E Major, C#/Db minor
Тональность с четырьмя диезами (F#, C#, G#, D#)
C# натуральный минор (эолийский). D#-локрийский. E-ионийский. F#-дорийский. G#-фригийский. A-лидийский. B-миксолидийский.
C# | . | G# | C# | C# | . | G# | C# | C# | . | G# | C# |
. | E | . | . | . | E | . | . | . | E | . | . |
. | . | A | B | . | . | A | B | . | . | A | B |
D# | F# | . | . | D# | F# | . | . | D# | F# | . | . |
B Major, G#/Ab minor
Тональность с пятью диезами (F#, C#, G#, D#, A#)
G# натуральный минор (эолийский). A#-локрийский. B-ионийский. C#-дорийский. D#-фригийский. E-лидийский. F#-миксолидийский.
C# | . | G# | C# | C# | . | G# | C# | C# | . | G# | C# |
. | E | . | . | . | E | . | . | . | E | . | . |
. | . | . | B | . | . | . | B | . | . | . | B |
D# | F# | A# | . | D# | F# | A# | . | D# | F# | A# | . |
F# Major, D#/Eb minor
Тональность с шестью диезами (F#, C#, G#, D#, A#, E#/F)
D# натуральный минор (эолийский). E#-локрийский. F#-ионийский. G#-дорийский. A#-фригийский. B-лидийский. C#-миксолидийский.
C# | E# | G# | C# | C# | E# | G# | C# | C# | E# | G# | C# |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | E# | . | B | . | E# | . | B | . | E# | . | B |
D# | F# | A# | . | D# | F# | A# | . | D# | F# | A# | . |
F Major, D minor
Тональность с одним бемолем (Bb)
D натуральный минор (эолийский). E-локрийский. F-ионийский. G-дорийский. A-фригийский. Bb-лидийский. C-миксолидийский.
. | F | . | . | . | F | . | . | . | F | . | . |
C | E | G | C | C | E | G | C | C | E | G | C |
D | F | A | . | D | F | A | . | D | F | A | . |
. | . | Bb | C | . | . | Bb | C | . | . | Bb | D |
Bb Major, G minor
Тональность с двумя бемолями (Bb, Eb)
G натуральный минор (эолийский). A-локрийский. Bb-ионийский. C-дорийский. D-фригийский. Eb-лидийский. F-миксолидийский.
. | F | . | . | . | F | . | . | . | F | . | . |
C | . | G | C | C | . | G | C | C | . | G | C |
D | F | A | . | D | F | A | . | D | F | A | . |
Eb | . | Bb | C | Eb | . | Bb | C | Eb | . | Bb | D |
Eb Major, C minor
Тональность с тремя бемолями (Bb, Eb, Ab)
C натуральный минор (эолийский). D-локрийский. Eb-ионийский. F-дорийский. G-фригийский. Ab-лидийский. Bb-миксолидийский.
. | F | Ab | . | . | F | Ab | . | . | F | Ab | . |
C | . | G | C | C | . | G | C | C | . | G | C |
D | F | . | . | D | F | . | . | D | F | . | . |
Eb | . | Bb | C | Eb | . | Bb | C | Eb | . | Bb | D |
Ab Major, F minor
Тональность с четырьмя бемолями (Bb, Eb, Ab, Db)
F натуральный минор (эолийский). G-локрийский. Ab-ионийский. Bb-дорийский. C-фригийский. Db-лидийский. Eb-миксолидийский.
Db | F | Ab | Db | Db | F | Ab | Db | Db | F | Ab | Db |
C | . | G | C | C | . | G | C | C | . | G | C |
. | F | . | . | . | F | . | . | . | F | . | . |
Eb | . | Bb | C | Eb | . | Bb | C | Eb | . | Bb | . |
Db Major, Bb minor
Тональность с пятью бемолями (Bb, Eb, Ab, Db, Gb)
Bb натуральный минор (эолийский). C-локрийский. Db-ионийский. Eb-дорийский. F-фригийский. Gb-лидийский. Ab-миксолидийский.
Db | F | Ab | Db | Db | F | Ab | Db | Db | F | Ab | Db |
C | . | . | C | C | . | . | C | C | . | . | C |
. | F | . | . | . | F | . | . | . | F | . | . |
Eb | Gb | Bb | C | Eb | Gb | Bb | C | Eb | Gb | Bb | . |
У меня два вопроса: 1й) все ноты соответственно диаграмме играются в гамме, или же только «цветные»?
2й) ноты-диезы/бемоли,ведь на обычных гармошках в До тональности нету их?,глядя на рисунок всех нот здесь http://s017.radikal.ru/i408/1410/37/35c92e3df70a.jpg