Деревянная и пластиковая гребенка — что лучше?

Скажем для начала, что «лучше» — это весьма субъективное понятие. То, что хорошо звучит для одного человека, может звучать не так хорошо для другого. Также существует такая вещь, как контекст — то, что будет красиво звучать в блюзе, возможно, не подойдет для классической музыки. Принято считать, что деревянная гребенка дает более теплый звук, чем пластиковая, а металл придает звуку яркость и чистоту. Однако, на практике дело обстоит не совсем так. Проведенные испытания продемонстрировали, что, если Вы возьмете две гармоники, идентичные во всех отношениях, за исключением материала гребенки, то слушатели не смогут различить их звучание. Первое такое общественное испытание имело место при соглашении СПА в 1997 году, а второе — на Огайском Фестивале Гармоники в 1999 году. Идентичные голосовые платы были установлены на гребенках идентичной конструкции, сделанных из обычной древесины, алюминиевого сплава и пластмассы АБС, также несколько образцов были изготовлены из свинца, титана, древесины бальзы, бетона и пенополистирола. Хотя условия этих испытаний и были несколько отдалены от идеальных, все же их результаты дали возможность заявить, что, если материал гребенки и давал некоторые тональные различия, то в действительности они были едва уловимы.

Многие, читающие эти строки, будут, наверняка, удивлены, но испытатели снова и снова садились и проверяли один материал за другим, при этом стараясь полностью устранить все иные различия.

Нечеткая логика человеческого мышления работает примерно так: «Гармошки Lee Oskar звучат ярче, чем Marine Band; Lee Oskar имеет пластиковую гребенку; Marine Band — деревянную; значит, гармошки с пластиковыми гребенками звучат ярче гармошек с деревянными гребенками.»

Такое сравнение полностью игнорирует тот факт, что, наряду с различием материала гребенки, в этих двух моделях по-разному сформированы воздушные корридоры, у них разные голоса и разные крышки, даже крепление язычка к плате — все эти факторы дают гораздо больший эффект, чем сам материал гребенки. Кроме того, если Вы сравниваете звучание аккордов, а не отдельных нот, то строй гармошки дает заметную разницу в восприятии тона инструмента, так, например, равномерный темперированный строй Lee Oskar’а дает аккорду «зудящий» звук, тогда как менее темперированный строй, используемый в Marine Band, заставляет аккорд звучать более сглаженно и мягко.

Когда я впервые стал экспериментировать с устройством гармоники, я предполагал, что гребенка будет играть значительную роль в образовании звука. Я был весьма удивлен, узнав, что, фактически, это не так, но, после более детального изучения физики инструмента, это перестало меня удивлять. В случае с гитарой, звук, который мы слышим, вызван вибрацией струн и усилен резонатором (корпусом) гитары. Изменение материала, из которого изготовлен корпус, будет иметь значимое воздействие на объем и тон звука. Однако, когда мы играем на гармонике, то звук в этом случае — это не вибрация язычка сама по себе, но это звук воздушного столба, приводимого в движение этим язычком. Гребенка гармоники не действует так же, как корпус гитары, она является лишь поддержкой для звуковых плат. «Резонатор» гармоники — это человек, играющий на ней — его руки, ротовая полость и верхние дыхательные пути. То же самое верно для всех духовых инструментов, и многие испытания, проведенные с флейтами, саксофонами, трубами, а также органами, показали, что, тогда как форма различных частей инструмента оказывает влияние на звук, по-разному направляя поток воздуха, влияние материала будет относительно небольшим.

Некоторые утверждают, что, более любых эффектов резонанса, влияние на звук будет иметь состояние поверхности, отражающей одни частоты и поглощающей другие. И опять же, испытания других духовых инструментов не смогли доказать, что человек в состоянии уловить эти предполагаемые различия при тестировании «вслепую», и даже, если бы это и имело место, то материалы комнаты, в которой вы играете, оказывали бы намного большее влияние на тон звука, чем материалы, используемые в вашей гармонике.

Другое предположение состоит в том, что наличие большей массы под закрепленным концом язычка так или иначе должно улучшать вибрирующие свойства самого язычка. Это, конечно, интересная теория, и она заслуживает дальнейшего исследования. Однако, даже если такой эффект и имеет место, то, он, вероятно, даже в лучшем случае будет чрезвычайно мал.

Для примера, вот — некоторые образцы звука. Я взял стандартные звуковые платы и крышки от Hohner Marine Band, Lee Oskar и Suzuki ProMaster, все в ключе C. Я настроил и отрегулировал каждый набор плат одинаково, затем установил их на гребенки одинаковой формы, которые были сделаны из дерева, пластика и металла (металлическая гребенка была оригинальной гребенкой модели ProMaster из аллюминиевого сплава), сыграл на каждом аккорд G (отверстия 2, 3 и 4 на вдох) и записал результаты.

Прежде всего, вот как звучит Marine Band на деревянной гребенкеLee Oskar на пластиковой гребенке и ProMaster на металлической гребенке. Поскольку они все настроены и отрегулированы одинаковым образом, различия между ними весьма невелики, но я думаю, что большинство людей сказало бы, что Marine Band имеет самый теплый тон, ProMaster звучит несколько ярче, а Ли Оскар — нечто среднее.

Теперь давайте послушаем платы и крышки Marine Band на деревянной гребенкена пластиковой гребенке и на металлической гребенке.

Вот платы и крышки Lee Oskar на деревянной гребенкепластиковой гребенке и металлической гребенке.

И, наконец, платы и крышки ProMaster на деревянной гребенкепластиковой гребенке и металлической гребенке.

Конечно, я не стал бы утверждать, что все эти звуковые образцы полностью идентичны, но я думаю, что они действительно показывают, что распространенное убеждение того, что «деревянный=теплый, пластиковый=яркий и металлический=резкий» на самом деле необоснованно. Небольшие различия между ними более вероятны вследствие того, что невозможно для человека дважды сыграть одно и то же с исключительной точностью, и я считаю, что, по крайней мере, с точки зрения слушателя, любой тональный эффект, производимый материалом гребенки, может рассматриваться как незначительный.

Однако, многие играющие на гармошке говорят, что способны чувствовать тональные различия, вносимые различными материалами гребенки, даже если они не так очевидны для слушателя. Здесь трудно произвести объективную проверку, поскольку обычно играющий говорит о различных материалах относительно ощущений рта, либо веса инструмента. Очевидно, если игрок ожидает, что определенный материал будет звучать соответственно, то это повлияет в итоге и на его собственное восприятие звука. Обычная причина, дающая играющему возможность слышать различия, которые не может уловить слушатель, состоит в прямой проводимости звука через кости челюсти играющего. Однако, объем проводимого костью звука очень низок по сравнению с объемом звука вибрирующего воздушного столба во рту и горле играющего, и, скорее всего, будет заглушен им. Таким образом, любые малые различия тона будут, скорее всего, характерны лишь для проводимого костью, но не для воспринятого ухом слушателя звука. Поэтому легче всего будет ограничиться простым объяснением, что играющий слышит различия тона тогда, когда он ожидает их услышать.

P.Missin
перевод: ©2003 by Boozzy

Добавить комментарий