Звукоизвлечение

Звукоизвлечение

Здесь я хочу рассказать, с чего нужно начинать занятия на губной гармонике. Попытаюсь объяснить, как правильно извлекать звуки.

На какой гармошке лучше всего заниматься?

Все рекомендуют начинать на C (до мажор) гармонике. По ряду причин. И проще объяснять всё на До-мажоре, и гармошка не самой низкой, не самой высокой настройки (как раз в середине). Да и так уж повелось.

Кто-то советует учиться на D гармошке, мотивируя это тем, что она чуть повыше, и на ней будет полегче учиться делать бэнды на вдохе. Вполне возможно, попробуйте, но не забывайте, что большинство учебных материалов записаны для С.

Что же касается, какую модель выбрать, тут возможны варианты.

У меня сложилось мнение, что для начинающего лучше всего подходит гармошка Tombo Lee Oskar: достаточно качественная — не ломается и легко играть, пластиковый корпус — не рассыхается, не очень дорогая — около 20$.

Из Хоннеровских гармошек особо хочется отметить Special 20 и Golden Melody. Инструменты достаточно мягкие и громкие. Стоят около 20$, что, в общем-то, оправданно.

Конечно, все хвалят классический Marine Band: деревянный корпус — отличный звук, хорошее качество инструмента — хорошо настроен и не дребезжит, чуть дороже Big River’a — 18-20 $. Но, говорят, начинающему будет сложновато на ней заниматься (не знаю почему, я учился на другой). У нее густой сочный звук, но вам его сразу не получить. Это гармошка профессионалов.

Для студентов и школьников, я бы посоветовал не дорогую модель Suzuki Easy Rider, а не Hohner Silver Star, как некоторые советуют. Поверьте, японец мягче и отзывчивее и проживет значительно дольше немца. Easy Rider специально выпускается для обучения, их и делают только в ключах C и G. C другой стороны, если у вас уже есть гармошка, занимайтесь, на чём есть и не ломайте себе голову.

У меня гармошка Suzuki ProMaster тональность C. Классная модель: металлический корпус, голоса с виндсейверами, очень мягкая, и долговечная, правда и достаточно дорогая (около 40$). Я ей очень доволен. Очень легко на ней заниматься. Очень похожа на немецкий Hohner Meisterklasse.

Спустя 2 года после покупки первой Suzuki в C, приобрел себе еще 3 Suzuki Pro Master в других тональностях. Все гармошки, включая первую, еще живы и в хорошем состоянии (это к вопросу о долговечности Suzuki). Сейчас их у меня уже 8. Всё-таки, набор одинаковых гармошек это удобно.

Ну да ладно, давайте начнем.

Самое главное, что нужно понять и правильно делать — это дыхание. Не нужно объяснять, что гармоника инструмент духовой, поэтому логично было бы уделить время на отработку дыхания с самого начала.

Взяв гармошку, я подумал: «Чего тут сложного? Просто дуй в дырочки вдох или выдох, запомни расположение нот, и можно играть мелодии».

В общем, так и получилось, только потом пришлось переучиваться.

Простые мелодии, типа Oh Susanna и Августина сыграть было просто. Эти мелодии прикольные, но играть их то же самое, что играть Чижик-Пыжик одним пальцем на пианино.

Для того чтобы играть с народом, нужно потратить куда больше времени на занятия.

Я понял, что делаю что-то не так, когда стал заниматься бэндом. Не выходит, и всё тут! Поэтому у меня был большой затык.

Я решил позаниматься с человеком, который умеет играть. Позвонил Гегарту…. Уже после первого занятия появились сдвиги. Стало ясно, что было не так.

Первое, что делают все новички, купив гармошку, пытаются поджать губы, так чтобы получилась маленькая дырочка, и ей попадать в отверстия. Это принципиально не правильно. Губы должны быть вывернуты наружу, а не вовнутрь. Как бы вы показали ребенку утенка губами? Вот так и надо держать гармошку. Положи гармошку на нижнюю губу и накрой верхней, губы расслабь.

Гармошка должна находиться глубоко в губах, так чтобы планка под дырками находилась на уголках рта.

Во рту должны находиться первые 4 отверстия.

Итак, дыхание.

Сделай медленный спокойный вдох через гармошку (где-то на 4 удара сердца), потом выдох.

Можно подержать гармошку зубами, вообще не держать её руками. Это поможет расслабить губы.

Попробуй подышать так пару минут. Здесь важно следить, чтобы всё было расслаблено: губы, подбородок и шея.

Дыхание должно быть ровным. Так дышат нормальные люди, когда спят. Вдох должен доходить аж до живота.

Посмотрите, как живот медленно поднимается и опускается.

Не нужно использовать щеки для игры, это будет портить звук, и создавать искажение. Не нужно вталкивать воздух щеками, как если бы вы надували воздушный шар, не нужно всасывать воздух, как вы пьете через соломинку. Всё это портит звук. В воздух двигают только легкие.

Вдоооооох — Выыыыыдох — Вдоооооох …

ВСЁ.

Дальше, нужно научится прерывать струю воздуха, чтобы играть повторяющиеся ноты. Главное помнить, что повторять ноты нужно не дыханием, то есть не легкими. Все ноты нужно играть на одном вдохе или выдохе.

Переходя с отверстия на отверстие, нужно просто сдвинуть гармошку, при этом, не прерывая дыхания.

Если же это одна повторяющаяся нота, то прерывание струи можно осуществить двумя способами:

Первый способ — языком (это называется артикуляция). Тут довольно всё просто. Нужно отбивать языком по нёбу, как будто вы говорите «та-та-та», причем делать это нужно и на вдохе и на выдохе. Здесь нужно следить, чтобы переход с вдоха на выдох и наоборот попадал точно на удар языком по нёбу. Попробуйте. С этим не должно возникнуть никаких проблем. Поиграйте в первые 4 отверстия на гармошке «та-та», чередуя вдох и выдох. Следите, чтобы все аккорды звучали в одном ритме. Вот так: вдох «та-та», выдох «та-та», вдох «та-та» …..

Второй способ — горлом. Язык здесь не участвует, а перекрывание воздуха делается голосовыми связками. Просто попробуйте сказать шепотом «а-а-а-а», а теперь то же самое, только на вдохе. Должно быть ощущение, будто воздух перекрывается остренькой иголочкой внутри горла. Потренируйтесь так делать, привыкните к этому ощущению. С практикой у вас будет получаться делать «а-а-а-а» все быстрее и быстрее.

Советую побольше уделить внимание именно вдоху, так как это непривычное для нас действие. С выдохом, я думаю, проблем быть не должно.

Естественно, можно комбинировать язык и горло. Тут можно схалявить. Можно попробовать, не делать первое «та» при игре с языком «та-та-та» на смене дыхания, а играть «а-та-та», здесь начало первой ноты будет получаться началом нового вдоха или выдоха.

Если выше сказанное, более или менее понятно, можно попробовать извлечь одиночные ноты. Я читал в литературе, что для извлечения одиночной ноты нужно вытянуть губы трубочкой так, чтобы размер отверстия в губах совпадал с отверстием на гармошке, и струя воздуха попадала точно в отверстие. В общем-то, у меня получилось, и простенькие мелодии я начал играть довольно быстро, но потом пришлось переучиваться, потому, что оказалось не всё так просто. Так что давай «не будем наступать на одни и те же грабли», а будем сразу учиться играть правильно.

Если гармошка, находится не глубоко в губах, то будет трудно осваивать дальнейшую технику, а она вам пригодится.

Итак, возьмем гармошку глубоко в губы, так же, когда мы играли сразу в четыре отверстия, при этом помним, что не нужно напрягать губы, щеки и шею. Теперь СЛЕГКА вытянем губы, а уголки рта приблизим к зубам. При этом свернуть губы трубочкой просто не получится. Просто нужно стараться фокусировать губы на нужное отверстие.

Попробуйте сыграть аккорд на вдохе на первых 4-х отверстиях, а потом сфокусироваться на 2-е отверстие или на 3-е.

Поиграйте поочередно аккорд и одну ноту. Проделайте то же самое на выдохе. По опыту скажу, уделяйте побольше внимания игре на вдохе, с выдохом всегда будет чуть-чуть попроще.

Гармошка во рту должна располагаться, так же, как высасываешь помидор или персик. Нельзя её прислонять к губам, пытаясь губами сделать маленькую дырочку. Нужный поток должен формироваться во рту, а не снаружи, и гармонь должна быть охвачена губами. Например, цифры над отверстиями должны быть накрыты верхней губой.

Когда с дыханием и с извлечением одиночных нот более или менее понятно, можно поиграть простенькие мелодии, типа «Marry Had A Little Lamb», «Oh When The Saints», «Jingle Bells», «Oh Susanna» и «Милый Августин».

Ещё одно важное замечание. Постарайтесь сразу приучить себя не вдыхать носом при игре на вдохе, зато на выдохе выдыхать носом прямо-таки обязательно. Это должно войти в привычку. Зачем это нужно? Когда начнете играть серьёзные вещи, ясное дело блюз (а не Little Lamb, тут это не нужно) нот на вдохе будет гораздо больше, чем на выдохе… и тогда вы будете «надуваться» лишним воздухом.

При игре сложных и длинных партий важно соблюдать баланс вдоха и выдоха, иначе нужно будет останавливаться, чтобы отдышаться, а это недопустимо. Поэтому выбрасывать воздух на выдохе придется даже с резким сокращением живота, ну или в паузах (если они будут).

Для того чтобы не «забирать» носом попробуйте слегка опустить подбородок вместе с губами, так, чтобы натянулась кожа рядом с носом, это должно препятствовать прохождению воздуха через нос.

Как проверить «забираете» ли вы носом?

Не думайте, что вы почувствуете, что через нос ничего не идет. Можно легко ошибиться. Попробуйте посмотреть в зеркало. Я проверяю так: когда я играю ноту на вдохе, я зажимаю и открываю нос пальцами, и слушаю, меняется ли звук при этом. Если нет, то все в порядке, если да, то чуть-чуть вытягиваю лицо вниз, и всё получается.

Теперь про бэнды. Бэнд — это специальный прием, который позволяет получить на диатонической гармошке некоторые отсутствующие в настройке ноты (не все, но хоть что-то). Если вы собрались играть блюз или нормальное кантри, то без бэнда вам не обойтись.

Бывает 2 вида бэндов: бэнд на вдохе (берётся с 1-го по 6-е отверстие) и бэнд на выдохе (берётся с 8-го по 10-е отверстие).

Как берется бэнд, текстом довольно трудно объяснить. Даже если услышишь, как он звучит, всё равно не понятно как это делается. Бэнд нужно найти и почувствовать.

В разделе «Упражнения» выложены звуковые файлы, как должны звучать бэнды, а описание того, как это делается, я считаю не совсем понятным и не всегда верным (впрочем, никто не мешает вам с ним ознакомиться).

Я читал несколько объяснений, как научиться брать бэнд, но у меня качественный бэнд так и не вышел. Теперь я понимаю, что я делал не правильно.

Постараюсь рассказать, чтобы вы не повторяли мои ошибки и потратили поменьше времени на освоение бэнда.

Главное правильно научиться извлекать одиночные ноты, держа глубоко гармошку в губах, при этом, совершенно не напрягая губы, щеки и шею. Если гармошка, находится не глубоко, то будет трудно почувствовать и сыграть бэнд, а если напрягаться, то будет тяжело переходить от бэнда к простым нотам и наоборот.

Рекомендую пытаться играть бэнд на гармошке С (или близких к ней). Достаточно тяжело будет поймать бэнд на G, так как она очень низкая, а F — очень высокая. Когда вы выучите бэнд, ни какого труда не составит его играть на любой гармошке. Впрочем, дело ваше, на чём учиться.

Самый нужный бенд — это бэнд на вдохе. Все исполнители блюза используют бэнд на вдохе. Пока забудем, что есть бэнд на выдохе, а будем заниматься вдохом.

Мне легче всего было найти бэнд на 4-м отверстии, наверное, потому что он там один (всего одна нота полутон между нотами на вдохе и на выдохе), да и не очень «глубокий». В литературе я читал, что если не получилось найти бэнд на 4-м, можно попробовать найти на 1-м, 2-м, 3-м или 6-м отверстии — где получится. Дело в том, что на разных отверстиях бэнд играется чуть-чуть по-разному (раз меняется высота нот, то меняется и «глубина» извлечения бэнда). Этот совет, наверное, дали в надежде, что можно хоть где-нибудь случайно удастся его поймать. Я так и делал. В итоге ничего не вышло. Не хватило усидчивости, хотелось найти побыстрее, где получится. Поэтому давайте мучать бенд на 4-м отверстии.

Для нормального бэнда нужно правильно держать гармошку. Еще раз повторюсь. Гармошку держи глубоко в губах, губы расслабь, положи гармошку на нижнюю губу, так чтобы планка под дырками находилась на уголках рта, а уголки рта приблизь к зубам…. Вот, теперь можно делать бенд.

Напомню, что до 6-го отверстия гармошки, бэнд всегда делается на вдохе, эти ноты чаще всего и используется музыкантами, играющими блюз. Чтобы почувствовать, что должно происходить с дыханием во время бэнда, попробуйте сделать вдох зевая. Только не переусердствуйте :-).

Зевая, не напрягайте рот, просто сделайте «глубокий» вдох. «Глубокий» не в смысле — полной грудью, а так, чтобы воздух проходил глубоко вниз.

Почувствуйте, как воздух проходит глубоко в легкие. Должен чувствоваться холодок глубоко в горле. Попробуй сыграть ноту на вдохе (вдох должен быть спокойным, как мы играли, когда дышали с аккордами), как будто говоришь букву «И» (шепотом на вдохе), точнее «хИ». Бенд же получится, если сказать шепотом на вдохе «У» или «хУ», при этом надо поджать язык назад, подогнув кончик вверх (но, не касаясь неба) и углубить дыхание (чтобы воздух проходил глубоко в грудь без препятствий) и постараться последить, чтобы форма губ не менялась.

Попробуйте сказать шепотом на вдохе «хИ-У-хИ-У-хИ-У…..», при этом губы должны оставаться неподвижными!, язык же на «И» должен касаться обратной стороны нижних зубов, а на «У» его нужно слегка поджать, подтянув назад.

Представьте, что у вас в горле стоит поршень, он регулирует высоту воздушного столба. Когда вы играете чистые ноты, он не работает, на бенде же он включается и опускается вниз, увеличивая воздушный столб. То же самое, нужно делать и с гармошкой.

Если сразу не понятно, как это делать, играй чистую ноту на вдохе, затем попробуй ПЛАВНО оттягивать язык назад вместе с тем углублять вдох. В какой-то момент чистая нота сорвётся. Вот в этом месте и «живёт» бенд. Попробуй зацепиться за это положение.

Можно помочь себе языком, сыграв «ТУ-ТУ-ТУ», помня, что воздух должен проходить глубоко в лёгкие, и должен холодить горло. При хорошем, правильном бэнде на горле и голосовых связках должен появится такой «зуд», если его нет, попробуйте поджать язык поглубже и углубить дыхание.

Перебэндить здесь не получится, потому что это и есть, самый глубокий бэнд.

И не бойтесь сломать гармошку, ничего ей не будет (надеюсь :-). В конце концов, как-то же нужно учиться, в крайнем случае, купите новую, или почините эту. Это совсем не сложно.

Поверьте, что бенд на 4-м отверстии найти и сыграть легче всего. Постарайтесь брать его, не затрачивая усилий. Для упражнения хорошо поиграть поочередно упражнение: 1. чистая нота на вдохе — бэнд на вдохе — чистая нота на вдохе ….. потом наоборот: 2. бэнд на вдохе — чистая нота на вдохе.

Для того чтобы сыграть бенд сначала попробуйте сделать следующее: сыграйте «чистая нота на вдохе — бэнд на вдохе», потом перестаньте играть и уберите гармошку, но не меняйте ничего во рту. Там всё должно остаться так же, когда вы брали бенд, а теперь возьмите гармошку в рот и продолжите играть бэнд.

Не ленитесь работать языком «бэнд-не бэнд», не забывайте про горло и «углубление» вдоха.

Не торопитесь освоить бэнд на всех отверстиях сразу за одно занятие. Это процесс долгий, и может занять не один день.

Если у вас что-то не получается, попробуйте прерваться, вспомнить, как нужно правильно дышать (самое первое упражнение, с которого начали занятия на гармошке).

Если не получается найти бэнд на новом отверстии, вернитесь к 4-му отверстию, вспомните то ощущение, как он у вас получился.

Теперь когда, бэнд получается уже нормально на 4-м отверстии, можно переходить к 1-му отверстию.

На первом отверстии всё точно так же работает, только в первом отверстии язычки более длинные, ноты более низкие, а значит и бенд (в плане дыхания) более «глубокий».

Для игры бэнда на 1-м отверстии, делайте то же самое, что и на 4-м, только старайтесь, ещё больше поджать язык, и чтобы воздух проходил более глубоко в живот. Бэнд здесь делается во рту поглубже, поближе к горлу.

Когда вы найдете бэнд, попробуйте поиграть те же упражнения, что я объяснял для 4-го отверстия.

Дальше я бы порекомендовал поработать над 6-м отверстием. Существенных отличий от бэнда на 4-м отверстии тут нет. Только бенд тут более «мелкий» (так как язычки короче, а ноты выше).

Для того чтобы сыграть бенд на 6-м, нужно играть уже не «У», а «Ю», точнее мягкое «Ю» как в слоге «ТЮ». Тут, как бы вся техника бэнда расположена ближе к зубам.

Попробуем сыграть чистую ноту на вдохе. Языком можно коснуться обратной стороны зубов, затем ПЛАВНО оттягивай язык к небу, примерно до тех пор, где кончается десна и начинается нёбо (языком можно почувствовать это место, как ступеньку). В какой-то момент чистая нота сорвётся. Вот в этом месте и «живёт» бэнд. Попробуй зацепится за это положение. Поискать здесь бэнд. Нужно помочь себе языком, сыграв «ТЮ-ТЮ-ТЮ». Причем язык на «Т» должен находиться на «ступеньке» во рту между десной и небом. Поиграйте упражнения.

Итак, на отверстиях 4, 1 и 6 можно сыграть только 1 бэнд, так как между нотами на вдохе и на выдохе расположена только одна нота. Посложнее на 2-м, и самое сложное на 3-м — там несколько бэндов.

Прежде чем учить бэнд на 2-м и 3-м посмотрим, сколько их можно взять на этих отверстиях. Попытаюсь объяснить на примере С-гармошки.

В бенде всегда участвуют оба язычка в отверстии, поэтому понижение происходит по полутонам между тонами язычков в отверстии. При этом понизить (сбэндить) можно только более высокий звук в отверстии.

Внизу гармошки более высокие ноты в отверстии играются только на вдохе, поэтому и бэнд там играется тоже только на вдохе.

Посмотрим: На 3-м отверстии между Соль и Си и выходит целых 3 бэнда G#, A и Bb. На 2-м — между Ми и Соль получится F и F#. На 1-м и на 4-м только — Db. На 6-м — Ab. Очевидно, что на 5-м и на 7-м бэндов не получится (полутонов нет), а если и получится, то это будет нечто среднее между полутонами (почти четверть тона).

Тут некоторые могут со мной поспорить, что у них, получается, играть бэнд на 5-м и на 7-м, но я почти уверен, что у новичков не получится, да и не особо это нужно.

Итак, продолжим осваивать бэнд на 2-м и 3-м отверстиях. В общем, особой сложности и отличий от предыдущих случаев тут нет.

Сначала нужно было привыкнуть брать более лёгкие бэнды (меньше полутонов — меньше глубина бэндов), да и подкачать дыхалку. Возьмем вдох на 2-м отверстии, и попытаемся ПЛАВНО сбэндить ноту. Нужно делать это спокойно и аккуратно. Сначала бэнд будет срываться, но мы уже должны научится его нормально удерживать.

Так как на 2-м отверстии можно сыграть 2 бэнда, сначала проще взять самый низкий бэнд, при этом появляется такой зуд в горле и на голосовых связках (когда недобендил — зуда нет), на 1-м и 4-м то же самое — тот же зуд (просто бенд там единственный).

Попробуйте поиграть плавный переход от чистой ноты на вдохе до самого нижнего бэнда и обратно. Потом попытайтесь сразу взять бэнд, и плавно «отпустить» его до чистой ноты на вдохе. Для того чтобы сыграть бенд сначала попробуйте сделать следующее: Сыграйте «чистая нота на вдохе — бэнд на вдохе», потом перестаньте играть и уберите гармошку, но не меняйте ничего во рту. Там всё должно остаться так же, когда вы брали бенд, а теперь возьмите гармошку в рот и продолжите играть бэнд.

Как же теперь поймать тот бэнд, который находится между самым низким бэндом и чистой нотой? Вот для этого мы и тренировались играть плавный переход. Когда вы играете плавный переход от чистой ноты к бэнду, в какой то момент звук пропадает. Это оно и есть! Тут и нужно искать этот бэнд. Попробуйте по-«ТУ»-кать языком в этом месте. Тут нужно найти как бы ступеньку, на которой стоит бэнд. Поищите получше, он там точно есть.

Если у вас не получается, попробуйте прерваться, вспомнить, как нужно правильно дышать (самое первое упражнение, с которого начали занятия на гармошке).

Если не получается поймать бэнд, вернитесь к 4-му отверстию, вспомните то ощущение, как он у вас получился. Попытайтесь теперь опять попробовать взять этот бенд.

Главное быстро не сдаваться, но и не перетруждать себя на столько, что уже невозможно брать и чистые ноты. Всё хорошо в меру.

Поиграйте плавный переход к нижнему бэнду и обратно и, наоборот — с бэнда к чистой ноте на вдохе.

Поиграйте по очереди (дискретно): «чистая нота на вдохе — бенд на полтона — бенд на тон» и обратно.

Пошагайте по «ступенькам», как по клавишам на пианино G-F#-F и F-F#-G (это для С гармошки).

Ну, вот осталось только 3-е отверстие.

В общем, что нужно я уже рассказал. Думаю, в принцип вы уже въехали. Всё нужно делать точно так же, как и на 2-м отверстии, только на 3-м отверстии — самый глубокий бенд, и будет 2 промежуточных «ступеньки» между «зудящим» бэндом (самым низким здесь) и чистой нотой на вдохе.

Побольше времени уделите этим самым «средним» бэндам. Они очень часто используются в блюзе. Нужно научиться брать эти бэнды спокойно без всякого напряга, правда это касается всех нот и бэндов на гармошке.

Поиграйте плавный переход к нижнему бэнду и обратно и, наоборот — с бэнда к чистой ноте на вдохе.

Поиграйте по очереди (дискретно): «чистая нота на вдохе — бенд на полтона — бенд на тон — бенд на полтора тона» и обратно.

Пошагайте по «ступенькам», как по клавишам на пианино B-Bb-A-Ab и Ab-A-Bb-B (это для С гармошки).

Далее, бенд на выдохе.

Предупрежу сразу: любая новая техника на гармошке, это, считай, опять учись заново. И с этой техникой это именно так и есть.

Бэнд на выдохе берется на отверстиях 8, 9 и 10. Бенд здесь берется на выдохе потому, что более высокая нота на этих отверстиях играется на выдохе — бендятся всегда верхние ноты на отверстии. Сами эти отверстия достаточно сложные и без бэнда, так как ноты там высокие, язычки очень маленькие и их можно передуть, а это портит звук.

Гармошка на этих отверстиях должна находиться не так глубоко в губах, как на нижних отверстиях (но всё равно, губы не нужно складывать трубочкой), а фокусировка губ на отверстии должна быть более тонкой (для этого нужно слегка напрячь верхнюю часть щек).

Ноты здесь более «мелкие» (в плане дыхания). Важно следить, чтобы вдох и особенно выдох делались лёгкими, а не щеками, иначе звук будет передавлен и искажен.

Бэнд здесь получается, если «поддавить» струёй воздуха язычок на выдохе, причем звук должен быть достаточно сильным и громким, а дуть нужно, как бы сверху вниз, но не забывать, что напрягать губы здесь не следует. Попытайтесь поискать.

Когда я учился делать бэнды на выдохе, понял, что это совсем по-другому делается. Текстом это трудно объяснить. На выдохе другие ощущения. Горло там не работает, язык стоит по-другому.

Очень близкое ощущение и положение языка, если попытаться сказать «СьСьСьСьСьСЮ!» Мягкое «С», без «Ю». На «Ю» должна играться чистая нота без бэнда. Бэнды на выдохе нельзя играть тихо. Их надо делать сильно, иначе, он не включится. Тут надо искать самому. Я бы советовал попеременно пытаться его найти на 8 и 9 дырках. Как и на вдохе, бенд скакнет ступенькой.

Небольшое понижение звука, или изменение тембра, при изменение формы ротовой полости, это еще не бэнд.

10-ю дырку, я бы советовал осваивать уже, когда ты будешь уверенно брать бенды на 8 и 9. Не на всех гармошках, особенно на тугих или на высоких, типа E и F бэнд на 10-м не всегда удается контролировать даже профессионалам. А там их два — на пол-тона и на тон. Вот этот полутоновой самый трудный.

Обычно вся игра вверху гармошки, и следовательно, бэнды на выдохе, используют для игры в первой позиции, а ля Jimmi Reed. Там с бэндами доступен блюзовый лад, так же, как во второй внизу гармошки с бэндамми на вдохе.

Не нужно путать бэнд на выдохе и Overblow (передувание). Всё, о чем здесь говорилось, это бенды. Они позволяют понизить ноты. Передувание позволяет повышать ноты. Overblow я делать не умею и не хочу. Мне тут нечего сказать. Знаю только одно, что большинство признанных блюзменов обходятся без передувов. Отсутсвие 3-х хроматических нот из 12, компенсируется сменой позиции. Почти вся народная музыка ладовая. А хочешь играть джаз или классику, возьми лучше сразу хроматику.

На сайте есть материалы по технике Overblow, но осваивать ее стоит уже после того, как вы научитесь прилично контролировать бэнды, как на вдохе, так и на выдохе. Overblow — это самый сложный и самый филигранный в исполнении прием на гармошке. К тому же, исполнение этого приема очень сильно зависит от конкретной модели и особенностей конкретно вашей гармошки. Многие гармошки можно подделать, чтобы на них можно было играть Overblow. А бэнды можно будет делать сразу, достав ее из магазинной упаковки.

Думаю, поняв всё, что я тут написал, вам будет не сложно освоить эти приемы самим (в общем, то, вы всё сделали сами, а я просто прошел через это чуть раньше вас).

В заключение скажу, не нужно относиться к бэнду, как чему-то особенному. Просто запомните, что есть 3 вида дыхания: вдох, выдох и бэнд (никакой не лучше и не хуже двух других). Поэтому, играя мелодии, используйте эти 3 приёма в равной степени (естественно, вдох и выдох освоить будет легче, а над бэндом придется поработать побольше).

Вот мой вам совет напоследок: Если есть возможность, позанимайтесь с преподавателем. Вы потратите намного меньше времени на звукоизвлечение, а стоит это совсем не дорого.

Слава Чернов (Blacky), 2001 г.

Добавить комментарий