Есть такое понятие, как высшее мастерство. Умение делать что-то в совершенстве. Как я убедился на своем жизненном опыте, истинную суть свою эти понятия открывают, будучи применимы к сравнительно простым с виду вещам, можно сказать примитивным.
Блюз не исключение, и даже скорее наоборот. Вы можете играть в небольшом оркестре, в группе, но я скажу вам, то, что вы из себя представляете как музыкант, только когда вы сядете на сцене в одиночестве или хотя бы с гитаристом и попытаетесь сыграть блюз. «Что за глупость, блюз уже давно не камерная музыка, — воскликните вы, — он уже давно не представляет собой посиделки вечером за сараем в маленьком городке на Миссисипи, мы играем его по-другому, зачем нам учиться играть вдвоем в акустику, когда мы впятером хотим играть груженый чикагский стиль?». А затем, что это блюз, не метал, не рок, а стиль, с которого берут начало большинство современных ответвлений музыки.
Если вы говорите, что играете блюз, значит, независимо ни от чего вы должны суметь создать блюз в одиночку. Кроме негров, никто этого фактически не умеет. На российской сцене почти никто этого не умеет, да и на западе не сильно лучше. Чтобы сыграть акустику на сцене вдвоем нужно больше, чем совершенное владение инструментом, больше, чем просто драйв, больше, чем просто ощущение, что тебя «прет» как никого и что ты прочувствовал песню. Ты можешь играть в кассу, вы с гитаристом правильно поддерживаете друг друга, вы играете искрометное соло на одной дырке или аккорде, в запале бешено стучите ногами, простая публика вроде аплодирует, а ценитель блюза сидит в углу и спокойно взирает на действо. Почему? Либо он ничего не понимает, либо вы. Но если их, «ценителей блюза», слишком много, первое отпадает. Не закрывать же глаза? Большинство закрывает и продолжает играть, либо все-таки убеждая себя, что слушатель ничего не понимает, либо что он просто не умеет играть в акустику и, будет играть впятером ураганный груженый «блюз». В чем же дело? Вроде бы люди и играют грамотно, и в технике и упрекнуть нельзя, однако ж, не «слушается» их музыка. А дело в том, что это музыка — блюз, музыка «правильного» чувства. Именно «правильного», ведь все музыканты что-то чувствуют, но единицы могут играть блюз. Акустика, игра одному или вдвоем, обнажает все, и сразу становиться видно, человек играет с ЧУВСТВОМ, или «он занял чужое место». В игре должна быть искренность, желание чтобы люди, сидящие перед тобой тоже что-то почувствовали, предложение поучаствовать в твоих проблемах. Вроде и разницы никакой, но она чувствуется, и, черт побери, мне почти жаль мои 300 рублей :))))) Поэтому многие люди зачастую слишком смелы, когда думают, что смогут сыграть «голый» блюз. У негров это в крови, а вот у белого человека… Кстати, странная тенденция: большинство людей, которые играют акустику, ее играть не умеют, а вот люди, играющие в «банде», могут сесть и исполнить просто так БЛЮЗ.
Главную вещь же, которую хочется озвучить, заключается в том, что музыкант (гармонист ;-) ) должен сначала научиться играть Сонни Боя, а потом он может играть хоть Джона Кризлей. По-другому никак. Иначе музыкант в блюзе никогда ничего не добьется, и не стоит ему вообще туда лезть!!!
Хм. Я попросил написать вступление к отзыву на приезд и выступление харпера Пера Джо и гитариста Хоумсик Мака. Мне кажется, что о «самом маленьком блюзовом трио» должны тоже писать две. Дуэт для двух перцев с компутерами.
Сначала о формате. За несколько дней до этого концерта мне посчастливилось пообщаться с Александром Братецким, речь шла, в том числе, и о последнем альбоме его дуэта, реально лучшей русской работы в этом формате (дуэт), причем А.Б. так и сказал — «здесь не за кого спрятаться».
И действительно, в музыке дуэта может быть разная драматургия, например, партнерство, противостояние или главенство одного из инструментов, но то, что именно в дуэте есть необходимость недюжинной музыкальной фантазии и техники, думаю, никто спорить не будет.
«Крымские каникулы» оказались приветливым местом, хотя и с не выветрившейся ресторанной атмосферой явленной в отсутствии стиля и мажорности столообеспечения. Публика собралась самая «наша». Обычно эти люди сами стоят на сцене. Так что «боги сошли с небес» и любезно позволяли себя фотографировать. На разогреве играл смешанный состав Svet & Al вместе с дуэтом Кораблин-Братецкий. И они дали жару. В очередной раз, убедительно демонстрируя фирменный чикаго-белоруссо-московский блюз.
Прелюдия к акустической музыке «самого маленького трио» наэлектризовала всю атмосферу. И, после затянувшейся паузы, одной из многих в тот вечер, на сцену вышли харпер Пера Джо и гитарист Хоумсик Мак. Забегая вперед, замечу, что все выступление дуэта, я думал о том, как оно созвучно выступлениям акустических артистов в 60-е. Точно так же, речь шла не о блюзе, но о народных песнях, которые позже вошли в золотой фонд акустического блюза.
Само собой напрашивается вспомнить Сони Терри и Брауни МакГи. Но сейчас звук гитары и гармони был плотнее. Само выступление было очень непосредственным, и проходило в живом общении с публикой, как это свойственно для акустических артистов.
Игру Пера Джо можно охарактеризовать как плотные, негромкие аккорды во время пения и солирование риффами и через песню соло квадраты в первой позиции – высокими и пронзительными звуками в стиле Джимми Роджерса. Гитарист Хоумсик Мак (или Мэк ?) мне напомнил наших бардов, как это не дико, для блюзмена. Я думаю, что он куда ближе к песенной традиции 60-х, чем к блюзовой традиции, хотя, подавляющее большинство его песен – это блюзы по форме, причем как 12-ти тактовые, так и более удобные для пения 8-ми тактовые.
Запомнились пара его шуток. Когда он достал добро, он предупредил «сейчас будет хэви-метал» (добро — гитара с металлическим корпусом), и позднее, играя вступительный рифф к очередному 8-ми тактовому блюзу, причем рифф – тот, что Гарри Мурр использует в песне «Walking by Myself», Хоумсик Мак сразу на оживление среди публики отреагировал словами – «это не песня Гарри Мура». Программа выступления включала в себя и джем с московскими музыкантами, но на эту часть меня уже не хватило. Я успел услышать только нашего молодого сокола – Федю Соловьева. И у него все получилось, видно, что он растет как исполнитель, явно превзойдя средний уровень местных харперов.
В заключении, хочу поделиться тем, что мне кажется важным. Спорным, но важным. В репертуаре «самого маленького трио» присутствуют песни, именно это слово для меня здесь важно, блюзы по форме, т.е. в 5-ом такте в гармонии субдоминанта, но по духу, если так можно сказать, «белые». Образцовым диском в данном «песенном» жанре для меня служит альбом «Slow Roll» Стива Бейкера и Криса Джонса. Это яркий пример дуэтного музицирования, где блюз не во главе угла, где песня сама по себе – куда более важна, и на самом деле, адресована куда более широкой аудитории. Я говорю даже не о признании, а о музыке вне блюзовых рамок, где полным полно, как Вы понимаете, красивых песен и мелодий. Хм, вот так сходили на акустический блюз и вот так думали 2 разных человека.
Георгий Симонян
Александр Гидревич.