В прошлой статье вопрос, «какой усилитель использовать для озвучивания губной гармошки» остался открытым — была только указана одна из популярных моделей. Однако на этот раз мы постараемся обойтись без названий фирм-производителей, а фото раритетных ламповых усилителей, взятые из частных коллекций, будут служить лишь украшением.
Мы остановились на том, что не всякий харпер готов потратиться на усилитель для гармошки, но тот, кто всё-таки это сделает, предпочтёт ламповый. Это заявление небезосновательно: такой музыкант уже имеет достаточно опыта и не может не знать, хотя бы в общих чертах, о преимуществах звучания «лампы».
Вот они — вкратце. Даже через неперегруженный транзисторный каскад гармошка звучит слишком прямолинейно и резко, а уж с транзисторным distortion звук будет отталкивающе шершавым, угловатым. Объясняется это переизбытком нечётных гармоник, извините за каламбур, у гармошки, как источника сложного звукового сигнала. Ламповые каскады, напротив, при насыщении (перегрузке) генерируют чётные гармоники, которые идеально вписываются между «родными» гармошечными нечётными. Звучание сглаживается, становиться сочным, подчёркивается та «сердечность», которым вообще характеризуется звучание губной гармошки. Конечно, есть на свете транзисторные усилители, который смогут одурачить уши слушателя, но они не укладываются в ценовой диапазон, доступный широкому кругу музыкантов.
А ведь для большинства российских музыкантов дело именно в деньгах, вернее, в их отсутствии. Если вы играете, скажем, в блюзовой команде (самый распространённый в России стиль, где используется губная гармошка) и не приходитесь дочерью нефтяному магнату, поисками «своего» звука придётся заниматься в режиме жёсткой экономии. Однако добиться успеха есть все основания, пока мы говорим не об исполнительском мастерстве, а о технических средствах.
Первое, на чём можно как бы сэкономить — на мощности. Конечно, хотелось бы, чтобы гармошка звучала так же громко, как и другие инструменты в ансамбле. Но, к сожалению, это невозможно — гитарист всё равно будет звучать громче! Это они могут выводить ручку громкости до упора, а вы, харпер — нет. У вас ведь микрофон, и мощный усилок «засвистит», как Соловей-разбойник, на 2/3 громкости, если не раньше. Чтобы ламповый усилитель звучал хорошо, его надо хорошенько «разогнать». При этом коэффициент усиления является постоянной величиной, а переменное сопротивление (ручка громкости) всего лишь ослабляет входной сигнал. Так стоит ли тратиться на усилитель мощнее 40 Вт?
Второй источник экономии (минимум 2-кратной) — отказ от покупки нового фирменного усилителя. Или вообще купить самопальный — «наши» Кулибины ничем не хуже «их» Дефоре и Флемингов.
Да не обрушиться на меня гнев официальных дистрибьюторов, но старые ламповые модели — выпуска 50-60-70 годов — звучат лучше современных, а стоят дешевле. Вернее, должны стоить: в России их немного, поэтому есть риск «попасть», поддавшись гипнозу отечественных «знатоков». О, как сладко звучат в устах этих личностей слова типа «коллекционный», «раритетный», «классический», «vintage» и т. п.
Обратите внимание на сетевую торговую площадку eBay (Amazon.com). Там раритетных ламповых усилителей, и хороших, как грязи. Цены: от 50 бакcов за лампового кота в мешке до 100 бакcов за гарантированно работающий в приличном состоянии. Дёшево и сердито!
Не сомневаюсь, что вы знаете или усердно изучаете английский язык — а иначе как играть блюз… Нужно суметь прочитать описание усилителя, уточнить стоимость упаковки и пересылки, а также обговорить с продавцом — в основном это частные лица — условия оплаты. Учтите ставки российской таможни. На круг получится около 200 бакcов — такова суммарная стоимость «выписанного из самой Америки» усилителя. Раритетного! Лампового!
Отчего же во имя поиска по-настоящему «своего» звука не выходят российские харперы, да и гитаристы — в качестве покупателей — на международный рынок? Сложности у нас, говорят, и сомнения.
Попробуем первые преодолеть, а вторые рассеять.
Когда ты покупаешь «живой» товар, его можно пощупать. При покупке через Интернет — только рассмотреть фото (в профиль и анфас). В приемлемой для нашего случая ценовой категории внешний вид оставляет желать лучшего — никто этого и не скрывает. Но если на «коже» усилителя живого места не осталось, одни круги от пива и ожоги от сигарет — это хороший усилитель, на нём много работали. Плохой аппарат вряд ли кто стал бы таскать по клубам и концертам. И звучать «потасканный» будет лучше, чем 40 лет пролежавший на чердаке. Причина сугубо техническая — конденсаторы должны работать (регулярно заряжаться и разряжаться), иначе они начинают течь. А работа по восстановлению внешнего вида стоит на Западе денег больших, чем в России. В конце концов, «вам ехать или шашечки»? Раритетный усилитель в приличном состоянии — это скорее инвестиция, чем инструмент для работы. Но мы же не «новые русские»?
А кто даст гарантию, что усилитель после распаковки будет исправно работать? Правильно, никто, особенно после прохождения через российские грузовые терминалы. Но старые «ламповики» — не видеомагнитофоны, которые проще выбросить на помойку, чем починить. Все компоненты ламповых усилителей поддаются замене, так как доступны и по цене, и по номенклатуре. Большинство проблем в ламповых усилитель исходят от ламп и конденсаторов. Резисторы и конденсаторы — они и в Африке, как говориться. А с лампами у нас, россиян, вообще «лафа» — большинство их выпускается российской компанией «Sovtek», а стоят они на родине в два раза дешевле, чем у буржуев.
Что касается схемотехники, то у ламповых усилителей класса А и АВ (по цене нас интересуют именно такие) она старая, проверенная и вовсе не уникальная. В своё время производители электронных ламп бесплатно раздавали схемы всем желающим, в надежде, что найдутся люди посмелее, организуют выпуск усилителей и радиоприёмников и, таким образом, будут способствовать росту продаваемости ламп. Такой вот маркетинг. Сейчас имена этих смельчаков на «морде» усилителя изрядно повышают его стоимость. А раньше схемы были типовыми, запатентовать какие-то усовершенствования было трудно, поэтому их всё больше заимствовали — без переделок.
Так вот, описание предлагаемых к продаже через Интернет ламповых «котов в мешке» не страдает избыточностью, однако включает всё необходимое и достаточное. Например, тип используемых ламп. Есть буквально опасные для жизни — 35W4, 50C5, 50L6, и т. д. Известно, что на сетки этих ламп напряжение (его величина соответствует первому числу в номенклатуре) подаётся не через трансформатор, а прямо из сети. Разработчики ставили такие лампы из экономии, особенно этим страдают американские модели малоизвестных фирм, выпущенные около 1960 года. Мало того, что у этих усилителей невероятно высокий уровень собственного шума (как физического, так и электрического). Его компоненты питаются напряжением 110-220 В, а микрофончик-то у исполнителя на губной гармошке — прямо во рту…. Возникни короткое замыкание или ещё какая поломка, есть риск умереть «на электрическом стуле». Как это по-американски!
Если в описании указаны другие лампы, то по ним можно судить о схемотехнике усилителя и, в какой-то степени, о звучании губной гармошки.
Если в усилителе присутствует ламповый выпрямитель (rectifier) — должно иметься одна из следующих моделей ламп: 5Y3, 5U4 (обе Sovtek), 5AR4 или GZ34. За числами в номенклатуре могут следовать дополнительные буквы (типа 5U4GB), но это — несущественные для нас детали, означающие подобранные пары, позолоченные контакты и другую чепуху. Говорят, что 5AR4/GZ34 дают самый красивый звук, но мы рассмотрим только модели от Sovtek. Лампа 5Y3 имеет меньшую мощность, чем 5U4. Для звучания это существенно: на мягких атаках она не успевает «раскачать» каскад оконечного усиления. Этот период длится доли секунды, но не услышать рывки при переходе в режим сложно.
С конца 60-ых годов часть производителей стала использовать полупроводниковые выпрямители вместо ламповых. Некоторые модели звучат неплохо, но это явный признак борьбы за сокращение затрат. Ни за что не поверю, что, и все остальные компоненты в таких усилителях не были более дешевыми.
В выходном каскаде могут быть два варианта ламп — 6V6 или 6L6 (или 5881, обе — Sovtek). Усилители с одной лампой в выходном каскаде обычно называются «классом A». Если ламп две, они, скорее всего, усиливают каждая свой полупериод сигнала (мощность увеличивается). В последнем случае может быть указано, что усилитель работает в «классе AB».
Лампы выходного каскада обеспечивают мощность усилителя. Грубо говоря, каждая 6V6 через выходной трансформатор подаёт на динамик 10/14 Вт, а каждая 6L6 -18/20 Вт и более.
Лампа с номенклатурой EL84 также выпускается на Sovtek’е. В принципе, это та же 6L6, но чуть дешевле. Она появилась в 1970-ых годах, когда изготовители объявили очередной этап борьбы с затратами. На этих лампах можно построить и хороший усилитель, но слишком уж много, по отзывам знатоков, было выпущено плохих — с точки зрения звучания гармошки. «Обводка» EL84 построена по схемам, отличным от классических, в целях расширения диапазона рабочих частот. Это сыграло злую шутку с гармошкой — она звучит гнусаво, игрушечно.
Если в ламповом усилителе есть ламповый же предусилитель, то любая лампа с номенклатурой 12A, заканчивающейся на 7 (Sovtek 12AX7, другие производители 12AU7 или 12AT7) — будут хороши для гармошки. В самых ранних моделях ламповых усилителей вместо «двенашек» использовались 6SN7 (Sovtek, выпускается до сих пор) или 6SJ7. Это тоже хорошие лампы, но не столь мощные и не дают такого мягкого «подгруза», как лампы типа 12AX7 (через усилитель с 6SN7 гармошка может звучать скучновато).
Чем большее количество ламп 12AX7 в усилителе, тем больше в нём каскадов предусиления. Это хорошо для гитаристов, но плохо для харперов: злой дух «завязки» (обратной связи) живёт именно в предусилителях. Одной или двух ламп достаточно.
При покупке через Интернет следует заранее рассмотреть возможность замены не только ламп, но и динамиков. Последний — наиболее критичное звено на пути прохождения звука от губной гармошки до ушей слушателя. Иногда, после замены «родного» динамика на его современный эквивалент, звучание удивительным образом улучшается. Однако замена должна быть адекватной по техническим параметрам — следует всё-таки доверять проектировщикам усилителей, они постарались подобрать наилучшую конфигурацию динамик-усилитель. Чем крупнее динамик, или чем их больше в кабинете, тем больше воздуха «прокачивает» усилитель. Больший объём перемещаемого воздуха означает большую субъективную громкость звучания. Но это палка о двух концах: усилитель должен совершать большую работу. Скажем, нельзя подсоединить второй динамик к «комбёхе» и ждать, что громкость удвоиться. Зато можно сжечь выходной трансформатор.
При выборе конфигурации, если Вы не собираетесь подзвучивать усилитель дополнительным микрофоном, следует предпочесть кабинет с 12-дюймовым динамиком. По экономическим причинам усилители с одним 8 или 10-дюймовым динамиком больше подойдут харперу, но без подзвучки они не смогут конкурировать с мощным гитарным усилителем. Лучше, чем один 12-дюймовый, могут быть только два 10-дюймовых динамика. Простая математика: суммарная площадь диффузоров двух «десяток» больше, чем одной «двенашки». Опять же, пара 8″ лучше, чем один 10″ и почти столь же хороша, как 12″.
Ну вот, посылка из Интернета получена. Пробуйте включить усилитель. Если не пошёл дым, это добрый знак.
Другие типичные проблемы можно перечислить в порядке «уменьшения зла»: звука нет вообще — звук есть, но слабый — «гудёж» — треск — скрипящие потенциометры. Если звука нет, а лампы горят, то есть надежда. Может, лампа выпала из цоколя, или динамик сгорел… Если звук есть, то принципиально усилитель исправен. Вещи, подобные трещащим ручкам, можно исправить самостоятельно (смазать). Гул, скорее всего, проблемы частичного выпадения ламп из цоколя. Потрогайте их руками (при выключенном электричестве) и, если всё встанет на свои места, живите себе спокойно.
Однако музыкант — не ремонтник. «Сдохший» усилитель я, например, отношу к умельцу по имени Михей (Москва) и через пару месяцев получаю назад в отличном состоянии. Уверен, в каждом крупном городе России найдется хоть один специалист по ламповой технике. А в деревнях у нас играют другую музыку.
Кстати, если усилитель не работает, это не значит, что он ничего не стоит. Некоторые запчасти дороже, чем сам аппарат.
Так каков результат очередного этапа электрификации губной гармошки? Мы выяснили, что не надо ориентироваться на гитару — что хорошо для Джимми, то не очень для Уолтера. Мы выяснили, что хороший усилитель для игры на гармошке, скажем так, имеет пару 8-дюймовых или один 12-дюймовый динамик при двух лампах 6V6. Или четыре 10-дюймовых или шесть 8-дюймовых динамиков при двух лампах 6L6. Остаётся добавить, что один усилитель не сможет подойти для всех рабочих ситуаций. Со временем изменится ваш вкус, вы сами и даже ваш стиль игры. Один усилитель определенно не сможет «ответить».
Говорят, скупой платит дважды. Когда склад забит товаром, торговцы приводят именно такой аргумент. Но, посмотрев внимательно вокруг, можно найти экономичные варианты, и действительно заплатить дважды — но как минимум за пару усилителей.
Ламповых! Раритетных!
Добрый день!
У вас есть ошибка в статье.
Лампа EL84 ближе к 6V6 по мощности и режимах работы,но не имеет ничего общего с 6L6.Лампа 6L6 более мощная и работает совершенно в других режимах!Кстати по поводу мощности тоже не очень не корректно написано.
Одна 6V6 в выходном каскаде никогда не даст вам 10-12 ватт,а максимум 5 ватт.Такую мощность можно получить в двухтактных каскадах где на выходе стоит две лампы!Тогда коэффициент полезного действия усилителя больше и можно снять большую мощность.Та же ситуация и с 6L6.
Кстати усилитель с одной лампой на выходе называется однотактным!И работает в классе А.Так же в классе А могут работать и двухтактные усилители с двумя лампами на выходе.То есть усилитель с одной лампой на выходе не называется классом А,а является однотактным усилителем работающим в классе А!
В статье забыли написать самое главное: напряжение электросети в америке 110 вольт! Включившему комбик в нашу сеть напрямую, сразу после покупки — фейерверк гарантирован. А уже после него замена сетевого трансформатора и ламп скорее всего.