Это тремоло или октавная диатоническя гармошка.
У всех тремол в каждом отверстии по одному язычку. Отсюда и двойной ряд отверстий, и такое их количество. Одни отверстия работают на вдох, другие на выдох (кстати, у хроматик тоже язычки вдоха и выдоха находятся в разных канальчиках, поэтому в силу таких конструктивных особенностей, и на тремолах и на хроматиках не достигнуть такого полноценного бэнда, как на блюзовых диатониках).
В отличие от блюзовой диатонической гармоники (с 10 отверстиями), в тремоло-гармониках, звучат две звуковые пластины для каждой ноты — обе пластины настроены почти на одну и ту же частоту, но одна из них слегка расстроена относительно другой, в результате чего возникают биения частоты, т.е. эффект тремоло.
В октавных гармониках парные голоса настроены не в унисон, а в октаву.
Так вот, эфект тремоло получается от 2-х язычков расположенных в отверстиях в шахматном порядке. Если попытаться нарисовать, то одна дырка на блюзовой гармонике, будет соответсвовать 4 отверстиям тремолы.
|В|D|
|D|B|
B — blow (выдох), D — draw (вдох). Причем B и D это одна нота (в унисон или в октаву).
Как-то так. Может я и ошибся с расположением, но тут главное суть.
Поэтому, при игре на тремолах надо мыслить такими «четверками» (квадратиками из 2х2 отверстий), принимая их за «одно отверстие» блюзовой диатоники (положение, ноту и т.д).
Еще бывают гармошки с отверстиями с обеих сторон (по 24, 36, 48 отверстий).
На самом деле, это две гармоники в одном корпусе.
С одной стороны тональность, например С, а с другой G, или C и D и т.д.
Возможны разные варианты. А отверстия для выхода воздуха сделаны не сзади, как у одинарных гармошек, а посередине на верхней и нижней крышке. Как я понимаю, всякие там Wah-Wah и прочие hand-effect’ы на ней, в силу такой конструкции, делать проблематично.
Blacky, 2002 г.