Упражнения Стива Бэкера “Interactive Blues Harp Workshop”

Упражнения Стива Бэкера “Interactive Blues Harp Workshop”

1. С самого начала..

Данный раздел упражнений начинается с примеров для абсолютных новичков без предшествующего опыта игры на гармонике. Начнем мы с первой и второй позиции и постепенно перейдем к 12 тактовой блюзовой форме, для того, чтобы Вы познакомились с основными примами игры на блюзовой гармошке.
До того, как приступить к практике, я рекомендую Вам ознакомиться с разделами теории по дыханию и извлечению одиночных нот, так как это поможет Вам лучше понять, как правильно выполнять данные упражнения. Еще раз напомню Вам, что при вдохе вы не должны вдыхать через нос, напрягая немного мышцы вокруг него.

В таблатуре для гармошки будет указан только номер отверстия и направление дыхания. Музыкальная нотация отсутствует, поэтому данный раздел предназначен для игры только на гармошках с Рихтеровской настройкой в любой тональности.

Все звуковые файлы записаны с помощью гармоники Hohner Marine Band 1896 в тональности С (До), по этому все примечания в тексте, имеют отношение именно к этому ключу.

1. Это упражнение играется на отверстиях 1 – 3. Номера отверстий гравируются на внешней стороне колпака гармошки.
Если Вы встретите в таблатуре два номера отверстия друг над другом, это значит, что Вы должны играть их одновременно.

Стрелки указывают на направления воздуха. Стрелка вверх – выдох, стрелка вниз – вдох.
Сначала все три ноты играются одновременно. Вы должны расположить губы так, чтобы оставались открытыми для дыхания только первые три отверстия. Губы должны обхватывать гармошку. Не напрягайте их, а наоборот, максимально расслабьте. Сначала сделайте глубокий вдох через гармошку, потом выдох и опять вдох. Почувствуйте, как звучат язычки. Добейтесь плавного нарастания и убывания звука. Вдох должен идти не от губ, а от диафрагмы и фокусировать его надо где-то на уровне живота.
Вы можете послушать пример исполнения, кликнув на слово “Пример” (все звуковые файлы в этих упражнениях записаны в формате MP3).


Пример

2. Это упражнение подобно упражнению N1, где каждый аккорд играется дважды: вдох-вдох-выдох-выдох и так далее. Послушайте звуковой файл и запомните, что заканчивать надо на вдохе.


Пример

3. В этом примере используется ритм “Shuffle”, который обозначает, что первый аккорд каждой пары играется в два раза дольше, чем второй. Этот ритм очень часто используется в блюзах. В музыкальной нотации он обозначается так, ка показано на рисунке справа. Позже мы обсудим это подробнее.


Пример

4. Здесь Вы передвигаете гармошку влево перед тем, как извлечь аккорд на выдохе и возвращаетесь обратно к исходной точке. Со временем Вам это упражнение покажется очень легким. Попробуйте играть и тот риф непрерывно несколько раз.


Пример

5. Теперь, пришло время научится играть мелодии. Это традиционная детская песенка играется на отверстиях с 4 – 6. Для легкости изучения она разбита на три части.
Первая часть начинается с 4-выдох и продолжается 4-вдох, 5-выдох, 5-вдох и 6-выдох (дважды). Сначала Вам может показаться затруднительным играть “чистые” отдельные ноты, но не беспокойтесь об этом. Рано или поздно вы поймете, что это совершенно не сложно.


Пример

6. Вторая часть очень легкая – вы играете быстро 6-вдох 4 раза и 6-выдох, держа эту ноту немного дольше. Потом повторяете эту последовательность.


Пример

7. Последняя часть с четырьмя быстрыми нотами на вдохе и двумя долгими нотами на выдохе через 5-е отверстие.
Заканчивается риф на нотах 4-вдох и длинной ноте на выдохе.
Теперь все что остается сделать, это соединить все три части. Это не должно Вам показаться слишком сложно. Будьте уверены, немного старания и терпения и у Вас все получиться!


Пример

8. Эта фраза из детской песенки состоит из трех нот: E, G и A.


Пример

9. Добавляя 4-выход (нота C) открываются новые возможности, но риф детской песенки все же остается. В звуковом файле первая часть играется дважды.


Пример

10. Следующие упражнения содержат простые мелодии, которые почти все знают. В файлах с примерами они записаны полностью, но на картинке записано только начало. Пробуйте подобрать продолжение самостоятельно!
Большинство из этих мелодий начинается на на ноте на выдохе, обычно на отверстии 3, 4, 5 или 6. Вы можете пробовать подобрать ещё несколько песен в той же манере – в конце концов, это не так уж и трудно!


‘Frere Jaques’ (французская песенка)
(отверстия 3-6)
Пример

11. ‘Oh When The Saints’ (отверстия 4-6)


Пример

12. ‘Kommt ein Vogel geflogen’ (немецкая песенка, отверстия 3-6)


Пример

13.Отверстия с 4-го по 7-е содержат полную мажорную гамму (здесь C мажор).
Обратите внимание, что последовательность нот на выдохе и на вдохе, меняется наоборот при переходе с 6-го отверстия к отверстию 7. Поэтому, чтобы играть ноты гаммы в правильном порядке, вы должны играть на вдохе обе ноты подряд при переходе с 6-го на 7-е. Никак по-другому сыграть нельзя.
Это упражнение демонстрирует восходящую гамму.


Пример

14. Здесь та же самая гамма, но сыгранная сверху в вниз.


Пример

15. Мажорная гамма может быть расширена вверх. В этом упражнении она сыграна до девятой ступени (отверстие 8-вдох), перед тем, как играть обратно вниз.
Такой подход позволяет зациклить файл с примером и попрактиковаться с мажорной гаммой.
Включите на медиаплейере функцию зацикленного проигрывания, и посмотрите, как это играется.


Пример

16. Если сыграть пять нот мажорной гаммы, как показано на рисунке, то получится, так называемая мажорная пентатоника, на основе которой очень хорошо импровизировать в блюзе.
Не позволяйте техническим приемам отвлечь вас от пентатоники.
В ключе C, пентатоникой будут ноты – C, D, E, G и A. Они всегда будут хорошо звучать в любом порядке, в котором бы вы их не сыграли. Так давайте же попробуем это!
Мажорная пентатоника – это самая старая, самая простоя и наиболее полезная гамма, известная человеку.
Пентатоника – отличная основа для импровизизации.


Пример

17.Здесь мажорная пентатоника является законченой гаммой – в ней добавлена нота в окатаву на 7-м отверстии на выдохе.


Пример

18. Здесь, та же самая пентатоника, сыграна в нисходящем порядке.


Пример

19. Теперь, когда вы познакомились нотами первой позиции, самое время, чтобы пробовать поимпровизировать по некоторым простым аккордам.
Запустите акомпанимент и поиграйте под бесконечную последовательность C-Am аккордов. Для этого вам понадобится С гармоника.
Ноты мажорной пентатоники из упражнений 16-18, будут хорошо звучать на обоих аккордах.


Пример

20. Теперь давайте посмотрим, что же такое, так называемая вторая позиция (так же известная как ‘Cross harp’ – ‘Перекрестная гармоника’).
Вторая позиция – типичный прием, используемый при игре блюзов на диатонической гармонике.
В 1-й позиции вы играете на C гармонике в ключе C.
Во 2-й позиции, вы играете на C гармонике, но уже в ключе G.
Всё это означает, что нужно использовать аккорд на вдохе, вместо аккорда на выдохе, как ваш ‘ тональный центр ‘ – как отправной и финальный пункт для того, что вы играете.
Первые четыре упражнения в самом начале – все во 2-й позиции, они начинаются и заканчиваются на аккорде на вдохе.
При игре с аккомпаниатором, попросите его играть блюз в тональности G, если сами вы играете на C гармонике.


Пример

21. Первое, с чего мы начнем, это сыграем мелодию из 8-го упражнения в перекрестном
стиле (здесь G).
Это довольно просто. Вы узнали эту мелодию?
На сей раз, она почти вся играется на вдохе.
Ноты на вдохе доминируют в 2-й позиции.


Пример

22. Упражнение 9, так же без всякого труда, можно перетранспонировать во 2-ю позицию. Мелодия – та же самая, но звучит пониже.
Попробуйте сыграть 9-е и 22-е упражнения один после другого, так вы сможете научится слышать различие в тональностях.
В 9-м упражнении, первая часть играется дважды.


Пример

23. Во 2-й позиции тоника будет находиться на 2-м отверстии на вдохе (здесь нота G).
Ту же самую ноту можно сыграть и на 3-выдох, поскольку она является частью аккорда на выдохе.
Если вы будете играть ноту на 2-вдох очень напряженно – она будет звучать передавлено (слишком низко). Ноты на 2-вдох и 3-выдох должны звучать почти одинаково, если играть их правильно.
Здесь эти две ноты играются поочередно.


Пример

24. Чередуя ноты на 2-вдох и 3-выдох, вы можете сыграть это блюзово звучащее ритмическое упражнение.
Это шафл ритм, так что нота на 2-вдох имеет здесь в 2 раза большую длительность, чем нота на 3-выдох. Мы уже встречали ритм шафл 3-м упражнении.
В конце фразы вы играете ноту на 1-вдох (здесь D) три раза.
Послушайте пару раз пример, перед тем, как попробовать сыграть это самим.
Это упражнение может использоваться как простой ‘turnaround’ (возврат), чтобы перейти от одной блюзовой фразы к следующей.


Пример

25. Здесь ноты нижней октавы во 2-й позиции играются сначала вверх а потом обратно вниз.
G на 6-выдох – на одну октаву выше, чем первая нота на 2-вдох.
Это упражнение играется до 9-й ступени на 6-вдох (здесь нота A).


Пример

26. Здесь также можно использовать мажорную пентатонику как основу для импровизации во 2-й позиции. В тональности G – это ноты G, A, B, D и E.
Вторая нота нижней октаве как естественный тон не доступна, но её можно сыграть на октаву выше на 6-м отверстии на вдохе.
Это упражнение также использует ноту E на 2-выдох, которая является более низкой, чем тоника G. В результате мы выходим за границы гаммы, и сверху и снизу.
Всё играется в ритме шафл.


Пример

27. Как и в упражнении 19, вы также можете использовать ноты из предыдущего упражнения, чтобы импровизировать в мажорной пентатонике во 2-й позиции – в ключе G на последовательности аккордов G – Em.


Пример

28. Здесь у нас акомпанимент для буги-вуги в форме из 12-ти тактового блюза, который сейчас желательно и послушать.
Следующие за этим упражнения, помогут вам выучить его соло по частям – шаг за шагом. Когда вы сможете играть каждую фразу самостоятельно, пробоуйте сыграть целиком всю последовательность, сложив все части в этом порядке (упражнение 29 используется дважды – это не ошибка!):
1.) Упражнение 29
2.) Упражнение 30
3.) Упражнение 31
4.) Упражнение 29
5.) Упражнение 32
6.) Упражнение 33


Пример

29. Это упражнение занимает первые два такта из буги-вуги. Его играют в ритме шафл, так, чтобы первая нота каждой пары была вдвое длиннее второй.


Пример

30. Вторая часть – разновидность первой. Здесь вместо ноты на 6-выдох, вы играете 5-вдох. Это позволяет приятно перейти в следующую часть.


Пример

31. В третьей секции нашего 12-ти тактового блюза, мы переходим от аккорда на вдохе к аккорду на выдохе (здесь от G7 к C).
Фраза – та же самая как и в первой части (упражнение 29), но играется в ключе аккорда на выдохе. Если вы их сравните, это будет хорошо слышно.


Пример

32. Четвертая часть идентична первой (упражнение 29), и мы не будем здесь её повторять.
Пятая секция, показана выше и состоит из нот доминант (V) и субдоминант (IV) аккордов,
здесь D и C.


Пример

33. Шестая и заключительная часть нашего буги-вуги часто называется ‘Turnaround’ (возвратом), потому что она ведет назад к началу, и служит переходом к следующей фразе.
Теперь вернемся к 28 упражнению, и попробуем сыграть полную 12-ти тактовую форму.


Пример

34. Это упражнение на триоли. Каждая четверть (вы считаеете 1-2-3-4) разделяется в свою очередь ещё на три восьмые ноты. Это основа ритма шафл.
Попробуйте посчитать их подобно этому: Ta-ta-ta-Ta-ta-ta-Ta-ta-ta-Ta-ta-ta.
Это упражнение играют на тонике во 2-й позиции, 2-вдох, хотя кончено, это может быть повторено где-нибудь ещё на гармонике.
При выполнении этого упражнения, артикулируйте языком по нёбу слоги ‘Ta-ta-ta’, чтобы создать ритмический эффект триолей.


Пример

35. Чтобы играть хорошо известную последовательность блюзовых аккордов, здесь используется тот же самый триольный ритм как и в предыдущем упражнении.
Точно так же, как в 4-м упражнении, перед тем как сыграть аккорд на выдохе, нужно будет переместить гармошу на одно отверстие влево, и потом снова назад перед возвращением отправной точке.
Зациклите это упражнение – получится отличная основа для джема!
Если вы освоили упражнения из этой главы, то вы готовы пробовать более продвинутые техники, описанные в следующих разделах. Дальше будет ещё интереснее!


ПримерК началу страницы

2. Бенды

После того, как вы освоите основные принципы игры на гармонике, самое время разобраться, что же такое бэнд.
Перед началом упражнений полностью прочитайте раздел Теория/Бэнд.
Данные упражнения позволяют понять, как изменять высоту нот на некоторых отверстиях, что делает возможным получать ноты, отсутствующие в настройке гармоники. Например, на отверстии 3-вдох, с помощью бэнда можно получить три дополнительных ноты ниже естественного тона (здесь B). Опытный харпер способен играть их или как слайд (glissando) или как чистые хроматические ноты.
Бэнд – необходимая техника для любого стиля, в котором вы хотите играть на гармонике.
Бэнд – это ключ к многим продвинутым техникам.

1. С помощью изменения формы ротовой полости и положения языка, бэнд позволяет понизить более высокую ноту из двух нот в отверстии. Сначала будет не легко освоить это прием, и не нужно отчаиваться, если сразу вас не получится. Продолжайте заниматься в течение нескольких минут каждый день. Ваше тело должно запомнить это, а не ваш разум! Послушайте звуковые файлы, что бы понять, как это должно звучать. Для облегчения понимания, есть предварительное упражнение: играйте на отверстии 4-вдох, как бы тихо проговаривая ‘И-у – И-у – И-у’. На ‘у’, ротовая полость должна слегка увеличиваться, что будет немного понижать тон ноты (‘недобэнд’).


Пример

2. Бэнды обозначены изогнутой стрелкой. Стрелка с одной головкой, изображенная выше означает, что нота понижается бэндом на один полу-тон.
Для начала, не очень важно получить точно правильный тон, а важно найти форму рота и горла, необходимую, чтобы cделать бэнд. Для чистого бэнда (здесь с D до Db), эта модуляция должна быть значительно глубже в горле чем, с гласными “И-у – И-у”, используемыми в предыдущем упражнении. Пробуйте на вдохе глубоко в горле, подгибая язык к корню, проговаривая шепотом гласные ‘AAA-OOO’, поиграть, приведенное здесь упражнение.
На новых гармошках, на которых еще не играли, сильный вдох воздуха может повредить язычки, и ни на сколько не приблизит вас к цели. Не нужно использовать силу. Если вы освоите эту технику, все бэнды можно будет играть с минимальным усилием.


Пример

3. Вы можете сыграть, тот же самый бэнд на одну октаву ниже на отверстии 1-вдох. Некоторые новички легче находят его здесь, так как нет необходимости концентрировться на точности извлечения одиночной ноты, потому что это крайнее отверстие.


Пример

4. Нота на вдохе на 6 отверстии также может быть понижена на пол-тона (здесь с A до Ab).


Пример

5. Это и следующее упражнение, познакомят вас с одним из наиболее важных аспектов бэнда: освоение приема, как взять бэнд сразу, без предварительной игры чистой ноты и последующего понижения её тона. Вы должны постепенно научиться делать это, чтобы играть ноты, ранее не доступные на инструменте.
Чтобы приблизится к этому, вернемся к отверстию 4-вдох, используя формы гласного “AAA-OOO-AAA” из упражнениия 2. Сначала, на “ААА”, звучит чистая нота (D), потом на “OOO” – бэнд на один полутон вниз (Db), и потом опять отпускаем бэнд до чистой “AAA” ноты (D).
Попробуйте скачком переходить непосредственно от одной ноты к другой, не делая glissando.


Пример

6. На сей раз мы повторяем предыдущее упражнение, пропуская первую ноту на “AAA”.
Чтобы сделать это, вы должны обратить особое внимание на правильную форму рта, которая у вас получается, когда вы берете бэнд (“OOO”), поскольку теперь это ваша отправная точка.
Вы никогда не будете сожалеть об усилиях, приложенных, чтобы научиться брать бэнд-ноты сразу, поскольку это существенно улучшит ваш звук, и откроет целый мир новых возможностей.


Пример

7. Бэнд с низу вверх на 1-вдох (здесь c Db до D) и 6-вдох (с Ab до A) работает точно так же, как и на 4-вдох. Пробуйте это сделать, используя тот же самый метод как и в двух предыдущих упражнениях.
Игра бенд-нот сразу – важный стилистический элемент в блюзовой гармонике и часто используется, чтобы сыграть ноту “снизу”. Для этого, сначала играется бэнд-нота, а потом она быстро отпускается до чистой ноты на вдохе. Как это звучит, можно послушать в конце файла с примером.


Пример

8. Бэнд на 4-м отверстии: здесь мы делаем небольшую паузу между разными нотами.
Бэнд-нота играется сразу, без плавного перехода на читстую ноту и обратно (D-Db-D и т.д.).


Пример

9. Бэнд на 1-м отверстии (здесь D к Db).


Пример

10. Бэнд на 6-м отверстии (здесь A к Ab).


Пример

11. До сих пор мы имели дело с бэндом только на тех отверстиях, где интервал между нотами на вдохе и на выдохе был равен одному тону. Это потому, что бэнд сначала легче учить на них.
Теперь можно разбираться с бэндом на отверстиях 2 и 3, где интервал между нотами на вдохе и на выдохе больше.
На этих отверстиях можно взять не один бенд, а несколько – по количеству полутонов между нотами на вдохе и на выдохе на том же отверстии. Глубина исполнения этих бендов будет различаться.
Первый бэнд делается от ноты, извлекаемой просто на вдохе, до ноты на пол-тона выше относительно самго низкого бэнда на этом отверстии. Вам уже не должно быть трудно получить бэнд на 2-вдох на пол-тона вниз (здесь G к Gb), точно так же формируя “AAA-OOO” формы ртом и горлом.


Пример

12. Теперь проделаем предыдущее упражнение на 3-м отверстии.
На этом отверстии самый большой интервал между нотами на выдохе и на вдохе. Успользуя ту же самую технику, как и в предыдущем упражнении, можно сделать бэнд на целый тон вниз (здесь с B до A), не затрачивая при этом особых усилий. При этом вы будете проходить до A через ноту Bb.
Попробуйте взять бэнды по полутонам (Bb и A) сразу – это чрезвычайно полезно!
Обозначение бенда на целый тон – изогнутая стрелка с двумя головками.


Пример

13. Максимально возможные бенды на отверстиях 2 и 3 требуют намного большего изменения положения языка и состояния горла, чем в предыдущих случаях. Это происходит у самого корня языка, глубоко в горле. Вы должны сильно всё углубить, чтобы достигнуть полного бэнда на 2 и 3-вдох (здесь F и Ab).
Нужно достаточно попрактиковаться, в получении полного бэнда 2-вдох, но это – одна из наиболее ценных нот на гармонике, играющая важную роль во многих блюзовых рифах.
Очень рекомендую поработать над ней!


Пример

14. Это упражнение на бэнд охватывает три полутона (здесь B-Bb-A-Ab). Продвинутый харпер может сыграть бэнд на 3-м отверстии и как glissando, так и отдельными нотами (см. следующее упражнение). Обозначение для бэнда на три полутона – стрелка с тремя головками.


Пример

15. Эта блюзовая фраза использует первые два бэнда на 3- м отверстии (здесь Bb и A). Это отличный закольцованный ход, который можно использовать для джема.
Бэнд на пол-тона на 3-м отверстии и полные бэнды в 2-м и 4-м отверстиях (здесь F и Db) – определенно, наиболее часто используемые в блюзовой гармонике.
Это никакое не совпадение, что эти бэнды являются настолько популярными – они используются для извлечения живых “блюзовых нот”.
Послушайте и прочувствуйте ритм “Рок-шафл” в звуковом файле!
Ещё интересные упражнения на бенд на вдохе, вы найдете в разделе по блюзовым ликам.


Пример

16. Бэнды на выдохе – это совсем другая история. Они возможны только на высоких нотах на гармошке. Процесс извлечения здесь несколько отличается от бэнда на вдохе.
В верхнем регистре ноты на выдохе выше, чем ноты на вдохе на том же отверстии, и поэтому их можно бэндить.
Язычки у высоких нот очень короткие и жесткие, и колеблятся они чрезвычайно быстро. Для того, чтобы вибрировать, они требуют меньшего количества воздуха, но значительно более высокого давления, чем боле низкие язычки.
По этой причине, ваши губы должны очень плотно прилегать к гармошке, чтобы избежать потерь воздуха (это справедливо, для всех высоких нот). Поэтому, для бэнда на выдохе будет характерно совсем другое состояние ротовой полости, а положение внешней части ваших губ будет играть очень большую роль.
Гласные звуки, которые здесь как бы проговариваются, будут больше приближаться к “ИИИ-OOO”.
Перед тем как попробовать самим играть бэнд, послушайте как это звучит в файле с примером (бэнд на выдохе G к Gb).


Пример

17. Вы можете делать бэнд и на 8-м в отверстии (E к Eb). Так же, как и бэнд на вдохе, бэнд на выдохе может быть взят и без предварительнго извлечения чистой ноты на выдохе, и последующего понижения тона.


Пример

18. На 10-м отверстии ситуация опять отличается. Здесь интервал между нотами на вдохе и на выдохе составляет три полутона, так что нота на выдохе может быть понижена целый тон (здесь с C до Bb). Это намного проще сделать на низких гармошках, типа G или A.


Пример

19. Это – классический блюзовый лик, с использованием бэндов на пол-тона на отверстиях 3 и 4 (здесь Bb и Db). Поиграйте эту фразу несколько раз, закольцевав её саму на себя.


Пример

20. В этом упражнении используется та же самая фраза, что и в упражнении 19, но сдвинутая в верхний регистр, и сыгранная в 1-й позиции. Здесь используются бэнды на пол-тона на отверстиях 8 и 9 (здесь Eb и Gb).
Играя эту фразу второй раз, ноты на 8 и 9 отверстиях сначала играют как бэнды, а затем быстро отпускают до чистой ноты на выдохе.

К началу страницы

3. Техника игры и эффекты

Вибрато, эффекты, производимые руками, и другие типичные способы изменения звука играют важную роль в окраске звуковой картины, прорисовываемой гармоникой. Большинство людей знакомо по фильмам-вестернам с заунывным звуком тремоло у походного костра или с режущим ‘вау-вау’ в блюзе, например.
Эта глава рассматривает некоторые из наиболее популярных эффектов и описывает, как и когда стоит их использовать.
В случае эффектов, производимых руками, табулатура показывает только сыгранные ноты. Эффекты непосредственно описаны в сопровождающем тексте, и их можно услышать в звуковых файлах.

1. Тремоло. В первую очередь мы собираемся рассмотреть наиболее известный ручной эффект: тремоло. Здесь звук изменяется ритмичными взмахами свободной (обычно правой) руки так, чтобы она создавала воздушное течение вокруг гармоники. Тремоло может звучать мягко и грустно (короткие взмахи кисти правой руки близко к гармошке) или дико и хороподобно (быстрое движение всего предплечья, чтоб реально переместить какой-то воздух). Гармошка никогда не заключена целиком в руки при исполнении данного эффекта. Звуковой файл демонстрирует оба типа тремоло один за другим на одну и ту же мелодию. Тремоло более обычно в народной и классической музыке. Оно часто звучит ‘слишком мило’ для блюза.


Пример

2. ‘Вау-вау’ (‘Wah-Wah’). Если руки чашевидно сложены так, что они полностью закрывают гармонику, отстранение правой руки дает знакомый эффект ‘вау-вау’. Этот эффект играет важную роль для блюзовой гармоники и является одним из наиболее популярных и эффективных способов придать звуку дополнительную проникновенность. Знаменитые эффекты ‘говорящей гармошки’ (‘Мама’ и т.д.) реализованы при помощи данного приема. Он работает должным образом, если пространство между гармошкой и руками полностью замкнуто (иными словами руки создают полость вокруг гармошки). В противном случае эффект гораздо слабее. Эффект ‘вау-вау’, особенно хорош в комбинации с бендами ‘снизу’ (с пониженной ноты на чистую) на одной и двух нотах (см. ниже). ‘Вау-вау’ – настоящая блюзовая ‘торговая марка’, которая может играть главную роль в построении динамики и выделении специфических нот и фраз.


Пример

3. Вибрато 1.Вибрато – один из наиболее важных эффектов – контролируемые ритмичные модуляции при извлечении ноты, которые бесценны для построения или прорисовки напряженности в вашей игре. Существует несколько способов получения эффекта, которые создаются различными способами. Ни одному из способов не легко научиться, но они могут добавить многое к вашей музыке, и хорошие музыканты используют в игре один или несколько способов получения тремоло. Вибрато которое наиболее часто можно услышать в блюзе, производиться горлом и идеально работает на низких нотах на вдох, которые можно ‘сбендить’, т.е. понизить с помощью бенда. На вдохе вы должны сформировать серию мягких ‘АААА’ или ‘ОООО’ глубоко в гортани, которые частично перекрывают поток воздуха. Нота немного понижается за счет бенда перед возвращением в естественный тон; происходит это в ритме произношения слогов. Послушайте звуковой файл и пробуйте.


Пример

4. Вибрато 2.Вибрато при помощи рук производиться легким трясением гармошки без нарушения контакта с губами. Эффект оптимально работает, если вы играете довольно мягко и поэтому лучше всего подходит для тихих пассажей. Преимущество в том, что это работает достаточно хорошо на нотах, как на вдох, так и на выдох и звучит особенно приятно.


Пример

5. Вибрато 3. Третья форма – вибрато губами – ваша нижняя челюсть делает в некотором роде кусающее движение, которое передаются губам, опять же без потери контакта с гармоникой. Это ритмично изменяет форму внутренней части рта и создает мощное вибрато, которое наиболее эффективно, когда используются верхние ноты на выдох, которые тоже можно сбендить.


Пример

6. Вибрато 4. Внимательный читатель отметит, что различные виды вибрато очень специфичны в области, в которой они работают. Это определенно хорошая идея выучить более чем один способ, так как вы можете комбинировать их (только не оба сразу).
К счастью, все же есть другая интересная форма вибрато, особенно удобная для нот, на которых сделан глубокий бенд, где приемы из предыдущих упражнений в любом случае тяжело применить. Вибрато языком извлекается мягким движением кончика языка вперед и назад, при этом держа бендовую ноту (см. звуковой файл).
Напряжением и расслаблением диафрагмы также возможно получить прекрасное вибрато подобное тому, что используют классические певцы.


Пример

7. Двойные ноты. Многие гармошечники используют эту технику, иногда называемую ‘двойные точки’ (double stops) чтоб насытить звук, когда необходимо. Воздух преднамеренно направлен через два канала так, чтоб обе ноты звучали одновременно. Одна из двух (обычно нижняя) часто акцентируется тем, что в нее идет больше воздуха, чем в соседнюю. Все, что вам следует сделать – это немного переместить гармонику (если используются низкие ноты, то влево от вас), так, чтобы немного воздуха шло в следующую выше дырку. Положение губ остается таким же, как при игре одиночных нот, только положение гармошки во рту меняется. Двойные ноты могут быть очень эффектно комбинированы с вибрато, вау-вау и бендами, а также сильно расширить ваш динамический диапазон и возможности экспресии.


Пример

8. Трель. Другой эффект, который часто можно услышать в блюзе – трель, производимая быстрыми чередованиями двух соседних нот одного направления (на вдох или на выдох). Это хорошо звучит, когда интервал между двумя отверстиями – минорная третья ступень (3 полутона), как на отверстиях 3+4 вдох, 4+5 вдох, 2+3 выдох, 5+6 выдох, (8+9 – выдох – прим. переводчика). Лучше всего начать на нижней из двух и делать небольшие движения головой вправо и обратно. Можно добиться того же эффекта и перемещая гармонику, но при этом прием тяжелее контролировать. Очень важно следить, чтобы отдельные ноты звучали ритмично (шестнадцатые ноты или шестнадцатые триоли) и с одинаковой громкостью. Для того, чтоб прием работал должным образом, необходимо, чтоб не нарушался контакт между губами и гармоникой, а воздушная струя оставалась постоянной.


Пример

9. Бенд на трелях. Как и двойные ноты, многие трели можно понизить бендами. Это звучит почти также, как Джимми Хендрикс играл на гитаре. Эффект не трудно использовать с ‘вау-вау’.


Пример

10. Ритм 1. Послушайте звук, зациклив его – этот вращающийся ритм шаффл может использоваться, как аккомпанемент, или основа для части соло. Существует множество ритмических фигур этого типа, которые основаны на аккордах, двойных нотах или комбинациях из двух. Одиночные ноты и бенды могут быть также легко объединены в подобные рисунки. Эта часть упражнений включает лишь некоторые такие возможностями – их так много, что было бы сложно включить их все! Каждому, кто хочет узнать больше о потенциальных возможностях гармоники следует послушать кантри блюзовую гармонику великих, как Сонни Терри и Peg Leg Sam, которые были пионерами и мастерами этого стиля. Ритмическую аккордовую игра на гармошке иногда называют английским словом ‘chugging’.


Пример

11. Вот другое упражнение, которое может быть использовано, как ритмическая база для различных произведений. На сей раз это обычный ритм 4/4. Для всех ритмических упражнений очень важно отбивать ритм ногой, так чтобы вы аж ямку протопали. Метроном мог бы здесь помочь, но это не так весело. Топайте!!!


Пример

12. Ритм 3. Это упражнение использует тот факт, что тоника в кросс-позиции (здесь G) находится как на 2-м вдох, так и на 3-м выдох отверстиях. Упражнение начинаеться, как ритмичное чередование между ними и сначала играется как ритм на одной ноте. Но сразу после ноты на выдох на 3-ем отверстии появляется полутоновой бенд в том же канале, а прямо за ней чистая нота на втором отверстии. Отрабатывайте упражнение медленно, вы должны развить чувство на нюансы. Мы вернемся к этому в следующем упражнении.


Пример

13. Ритм 4.Здесь предыдущее упражнение повторено в аккордах и в значительно более быстром темпе. Действительно стоит потратить время, чтобы чувствовать себя как дома с этим рисунком, так как он может быть изменен бесчисленным количеством способов, как только это освоение будет пройдено. Используя этот ‘дыхательный’ рисунок, вы можете играть в нем все виды фраз одиночными нотами и аккордами. Все эти ритмические упражнения (и, действительно, фактически вся гармошечная музыка) живут за счет этих дыхательных рисунков – ритм действительно должен существовать прежде, чем вы сыграете ноту! Этому действительно стоит обучаться, так как все великие гармошечники используют ритм в своих стилях, как важнейший элемент.


Пример

14. Ритм 5. Секрет этого ритма – беззвучно произносить слоги, показанные под табулатурой, при игре дыхательного рисунка. ‘ТА’ акцентирован использованием кончика языка, чтобы создать на мгновение частичный вакуум позади верхнего ряда зубов. Чтобы подчеркнуть это еще сильнее вы можете использовать вашу свободную руку, чтобы хлопнуть по руке, держащей гармонику, в момент произнесения ‘ТА’. Будьте осторожны, чтоб ударить только руку, а не гармошку. В противном случае вы можете выронить ее или пораниться об острые углы! Звуковой файл демонстрирует массу вариантов, показывающих, какое развитие этот дыхательный рисунок может получить в дальнейшем.


ПримерК началу страницы

4. Блюзовые лики

Следующие упражнения содержат немного простых из огромного числа блюзовых фраз. Включите на своем проигрывателе медиа-файлов функцию зацикленного проигрывания, которая будет здесь очень полезна, чтобы прочувствовать ритмичность этих фраз.
Чтобы научиться чувствовать блюз, не получится заострить внимание на чем то одном, однако, лучший способ понять блюзовую гармонику – это слушать как можно больше оригинальных записей мастеров блюза, чтобы впитать чувство и атмосферу c которой связана эта музыка.
Блюз не был изобретен на прошлой неделе Эриком Клаптоном или Гэри Муром. Это произошло медленно в течение почти столетия, и вышеупомянутые музыканты (как и многие другие) внесли огромное стилистическое разнообразие, которое развивалось в течении всего этого времени.
Вобщем, слушайте всё, что сможете достать, и как можно больше.

1. Это классический Чикагский блюзовый риф, который обычно играет весь оркестр. Вокал обычно звучит в промежутках между повторами рифа.
Обратим внимание, что здесь присутствует бэнд на пол-тона на 3-м отверстии.
Хотя табулатура тут написана одиночными нотами, вы можете заметить, что иногда звучат и двойные ноты. Дополнительные ноты, которые можно услышать – находятся на одно соседнее отверстие выше, и получают значительно меньшее количество воздуха, поэтому звучат гораздо тише.
В этом и в следующих упражнениях очень важно научится играть отбивая ритм, например ногой. Делайте это всегда, когда вы занимаетесь!


Пример

2. Этот лик содержит мажорную пентатонику во второй позиции, и использовался Little Walter Jacobs в 1952 году как начало для его инструментального блюзового хита ‘Juke’.
Это одна из самых известных фраз для гармоники за всё время, к тому же, она не содержит никаких бэндов.
Подобно многим блюзовым ликам она очень гармонична и с тоникой – аккородм (I) ступении (здесь G), так и с субдоминантой – (IV) ступенью (здесь C).


Пример

3. Это упражнение объединяет мажорную пентатонику и блюзовую гамму.
Как и в 1-м упражнении, здесь используется бэнд на пол-тона на 3-м отверстии.
Эта фраза очень легко может быть вставлена в соло или в аранжировку песни.

Пример

4. Это универсальная фраза, которая может использоваться как классический блюзовый turnaround (переход к следующей фразе), но она также хорошо ложится и на аккорды I-ой и IV-ой ступени, подобно фразе в предыдущем упражнении.
Играя этот риф, как turnaround, он обычно заканчивается добавлением ноты на вдохе на первом отверстии (здесь D), для того, чтобы подчеркнуть главную ноту доминант-аккорда (здесь D7), которая разрешается в начало следующей фразы на тониеский аккорд I-й ступени.
Ноты в табулатуре, соединенные линией, играются как триоли.


Пример

5. Эта фраза начинается на минорной 7-й ступени (F) и идет вниз до тоники (G).
Здесь также используется бэнд на пол-тона на 3-м отверстии. Этот бэнд – одна из самых полезных нот на гармонике. Он хорошо вам послужит за усилия, потраченные на его освоение. Позанимайтесь, чтобы научиться брать его легко точно.


Пример

6. Этот пример весьма требовательный, поскольку содержит довольно хитрые ритмические и технические нюансы. Он начинается скачком на октаву, да ещё в нем используется бэнд на пол-тона на 4-м отверстии. С бэндом на пол-тона на 3-м отверстии мы уже имели дело в предыдущем упражнении.
Это упражнение содержит все три блюзовых ноты, и включает полную блюзовую гамму в одну фразу.
Вы должны стараться четко брать ноты в октаву на выдохе на 6-м отверстии.
Напомню, что этот пример играют в ритме шафл, так чтобы первая нота из каждой пары была по длительности в 2 раза больше второй.


Пример

7. Это классический Чикагский блюзовый риф, в котором используются бэнды на пол-тона на 3-м и 4-м отверстиях.
Уделите особое внимание переходу с бэнда на 4-м отверстии на бэнд на 3-м. Для того, чтобы фраза прозвучала как нужно, их нужно играть очень точно.
Длинную ноту в конце фразы, хорошо сыграть с вибратто. Wah-wah, так же поможет этой фразе интересно прозвучать.
Первые три ноты начинаются из затакта, то есть, первая доля нового такта придется на 4-ю ноту этого рифа.


Пример

8. Здесь та же самая фраза но немного посложнее. В ней присутствует бэнд на тон на втором отверстии (здесь F). Этот риф хорошо звучит ответом между фразами вокала во многих классических блюзовых формах.
Псмотрите на его начало – оно точно такое же, как и предыдущем упражнении.


Пример

9. Теперь нужно сыграть тот же самый риф, но значительно быстрее.
В быстром блюзе, этот риф играли бы дважды после каждой вокальной линии.


Пример

10. Это отличная фраза для буги-вуги, которая превосходно подходит для акомпанимента. В ней нет ни одного бэнда, поскольку в ней задействованы естественные ноты гармоники.
Первые 4 ноты этой фразы сами по себе являются стандартной и очень полезной фразой, которая так же может использоваться в большом количестве разнообразных ситуаций.
В звуковом примере этот риф играется дважды – первый раз, ноты извлекаются губами, а во второй раз – блокированием языка, что придаёт фразе объемное и более интересное звучание.


Пример

11. Это фраза подобна фразе из предыдущего упражнения, но она играется на субдоминанту (аккорд (IV) ступени), а не на тонику (аккорд (I) ступени), как предыдущая.
Обратите внимание, что 3-е отверстие на вдохе (здесь B) в чистом виде не используется, а берется только с бэндами на тон и пол-тона.
Слушайте очень внимательно пример, поскольку там есть некоторые хитрости – это быстрый переход с 2-вдох на бэнд на тон на 3-м отверстии, с последующим бэндом на пол-тона на том же
3-м отверстии. На освоение этого хода придется приложить некоторое усилие.
Этот риф одинаково эффективно может использоваться как и в сопровождении, так и в соло.
Если же объединить, эту фразу с фразами из упражнений 4, 10 и 12, как будет показано дальше, то получится полное 12-ти тактовое соло для блюза!


Пример

12. Этот риф, как предполагается, играют на 9-ой и 10-ой доле из 12-ти тактового блюзового квадрата (здесь D7).
Здесь опять встречается переход он бэнда на тон к бэнду на пол-тона на том же самом отверстии, здесь на втором 2-вдох. Затем происходит прыжок в октаву c 1-вдох на 4 вдох, а за ним следует бэнд на пол-тона на 3-м отверстии.


Пример

13. Здесь упражнения 10, 11,12 и 4 собраны вместе в полный 12-ти тактовый блюзовый квадрат.

Аккорд: I I I I IV IV I I V IV I V
Упражнение: 10 10 11 10 12 4


ПримерК началу страницы

5. Использование языка

Упражнения в этой главе показывают приемы использования техники блокировки языком отверстий на гармонике. При использовании этой техники можно получить музыкальные фразы с характерным звуковым рисунком, который не может быть получен при использовании других техник. При игре одиночных нот “шлепках языком” или при соединении аккордов с мелодией, получаются более чистые и “теплые” звуки с меньшими искажениями, что предпочтительней для многих блюзменов. Эта техника несколько сложнее чем “губы трубочкой”, но эффект стоит затраченных усилий.

1. Первое упражнение показывает как переходить между аккордом и одиночной нотой, используя “шлепки языком”. Сначала играем на вдох 1 и 2 вместе, затем кончиком языка блокируем отверстие 1. Естественно, отверстие 2 продолжает играть. Затем отводим язык назад. У нас получается 1+2, 2, 1+2, 2 и т.д.
Важно чтобы воздушный поток не прерывался во время упражнения. Дыхание должно быть ровным, единственное изменение звука должно быть из-за движения языка вперед и назад.


Пример

2. Дальше попытаемся сыграть типичное буги-вуги, которое хороше звучит на гармошке.
Язык используется для ритмичного выделения каждой ноты. Блокировка (количество отверстий закрытых языком) шире чем в упражнении 1, вам придется использовать кончик и правую сторону языка в отличии от предыдущего упражнения. Ноты играются в ритме шафл – одиночные ноты в блоке длиннее в два раза чем аккорды между ними.
Также важно помнить что аккорды играются на вдох, даже перед нотой играемой на выдох через отверстие 5, из-за чего получается фраза, напоминающаа подскакивания в буги.


Пример

3. Это упражнение продолжение предыдущего. Здесь тоже, аккорды играются только на вдох, даже если одиночная нота после аккорда играется на выдох. Наиболее важно в таком упражнении чтобы “шлепки языком” попадали в ритм.
Упражнения 2 и 3 хорошо звучат поочереди.


Пример

4. Здесь упражнения 2 и 3 соединены вместе. Опять же, все аккорды на вдох.


Пример

5. В этом упражнении язык отрабатывает ритмический рисунок. Опять же, это шафл, который получается при движении языка вперед и назад и как следствие, отверстие 2 играет как на вдох так и на выдох.


Пример

6. Теперь играем в ритме 4/4 где играются четвертинки (1/4) и восьмушки (1/8): вторая нота плюс аккорд одинаковой длительности с первой нотой,
в отличии от предыдущих упражнений.


Пример

7. Во всех предыдущих упражнениях язык использовался для выделения ритмического рисунка. Такое, в традиционных блюзовых стилях, обычно используется как очень осторожное подчеркивание фрагмента или ноты. В основном блокировка языком используется для получения более чистого и полного звука.
Многие из упражнений, которые Вы до этого играли в предыдущих главах, могут быть сыграны при помощи блокировки языком. Попробуйте – отличие Вас удивит! Исполнение бэндов также возможно, но бэнд совместно с блокировкой языком довольно сложно исполнить. Здесь приведено упражнение из предыдущего раздела сыгранное при использовании блокировки языком (отверстия закрытые языком не показаны в таблатуре).


Пример

8. Язык может быть использован для блокирования отверстий посредине раскрытых губ, так что воздушный поток проходит в крайние отверстия. Легче всего когда губы перекрывают 4 отверстия, а кончик языка закрывает средние два. На выдохе в отверстия 3-6, например, получается интервал в октаву (G-g). Это один из наиболее часто используемых на гармонике интервалов и часто применяемый при исполнении блюзов. Не всегда при блокировке двух отверстий получается интервал в октаву. Хотя это всегда получается с нотами на выдохе, ноты на вдох расположены несколько дальше по этому интервал в октаву получается только на отверстиях 1-4.
Все остальные октавные интервалы несколько больше (3 отверстия) и получаются на
отверстиях 3+7, 4+8, 5+9 и 6+10.


Пример

9. Другой наиболее часто встречаемый в блюзах интервал – 7й минор расположенный на 2+5-вдох, это G и f. Губы накрывают отверстия 2-5, язык блокирует 3 и 4. Быстро закрывая и открывая средние отверстия языком, получается интересный эффект, похожий на трель.


Пример

10. “Октавы” часто используются для придания одиночным нотам большую ритмичность и полноту. Они делают звук полнее, и создают дополнительный звуковой эффект похожий на игру аккордеона. Здесь приведен рифф который будет хорош как в блюзе так и в соло. Во время изучения этой техники слюна может попасть в гармонику и заблокировать голосовые язычки.
В этом случае надо стукнуть гармоникой по ладони, чтобы вытряхнуть эту гадость (это надо делать периодически).


Пример

11. В этом упражнении играем “октаву” на 3+6-выдох и 1+4-вдох, 7й минор на 2+5-вдох. Это подходит для окончания вступления песни, и очень эффективно даже если оно очень маленькое.


Пример

12. Это упражнение соединяет одиночные ноты и 7й минор на 2+5 вдох. Это хорошая комбинация для медленных блюзов, это напоминает стиль Джоржа “Harmonica” Смита. Эта фраза может быть использована для завершения, но более приемлема для вступления, начала песни или соло. Важно уделить больше внимания и времени для этого упражнения. Первые четыре ноты (вступление) обрываются и перед следующей идет небольшая пауза, это придает большую динамику. На практике такие комбинации одиночных нот и интервалы используются очень редко. Вариации звука снижают музыкальное впечатление и динамику.


Пример

13. Это упражнение в стиле Big Walter Horton и состоит только из одиночных нот, сыгранных при помощи блокировки языком звуковых отверстий. Бенд на 3-вдох может вызвать затруднение поначалу, но, по другому очень сложно получить полный звук. Быстрый переход от 3 к 5 отверстию так же сложен без звучания 4 отверстия, если не использовать эту технику. Вторая часть упражнения, слышимая в звуковом файле, не написана в таблатуре, попробуйте подобрать её сами – это не сложно.


Пример

14. Можно также объединять технику “губы трубочкой” и блокировку языком. Многие музыканты используют такое чтобы добиться лучших результатов. Это упражнение начинается маленькой блокировкой при исполнении 5-вдох и 4, остальные играются обычным способом, так бенд играется легче и точнее. Вторая версия не написана в таблатуре, подберите её сами, опять же, это не сложно.


ПримерК началу страницы

6. Оверблоу

Подходим к хитрой и сложной теме передувания. Пожалуйста, прочитайте раздел “Теория -> Передувания” прежде чем идти дальше. Следующие упражнения предназначены для начала освоения этой техники и ее музыкально правильном использовании. Ищущим более продвинутый практический материал можно порекомендовать попробовать одну из различных “настоящих книг”, используемых джазовыми музыкантами. Самое сложное – научиться “поймать” и держать передувание, при этом избегая нежелательных пищащих шумов. Выбор модели гармоники здесь имеет большое значение. Наиболее рекомендуемы Хонеровские “классические” модели, как Golden Melody, Pro Harp или Special 20. На хонеровских MS моделях немного труднее научиться передуванию, как и на классической Marine Band, но все Хонеровские модели в принципе пригодны для этой техники. На гармониках Томбо тоже можно передувать, но, как и другие инструменты с Дальнего Востока они склонны пищать из-за их более коротких язычков.

1. Как уже отмечено в теории, передуть легче, если рассматриваемый язычок уже в движении до того, как вы попробуете поймать ноту на передувании. Передувания всегда производятся более высоко настроенным из двух язычком в канале. Язычок сначала следует сыграть, как “нормальную” ноту прямо перед передуванием. С практикой квалифицированный музыкант может научиться брать ноту на передувание сразу, но, тем не менее, этот метод очень полезен, когда обучаешься им. Пример показывает, как звучит передувание на 6 отверстии. По порядку, чтоб создать фразу, которую можно зациклить, мы сначала играем 6-выдох (G), затем ноту на вдох (A) затем используем форму рта, как для бенда на выдох, чтоб достичь передувания (Bb). Фраза заканчивается на 6 вдох, таким образом вы имеете цикл из четырех нот. Передувания указаны в табулатуре знаками, указанными ниже.


Пример

2. Теперь попробуйте тот же метод, чтоб достичь передувания на 4-м (здесь Eb) и 5-м (здесь Gb) отверстиях. Точное положение губ и горла немного отличается каждый раз, так как они должны соответствовать извлечению соответствующей ноты. При освоении передувания хорошо помогает регулировка высоты язычков относитнльно пластины (и на выдох и на вдох) в соответствующем канале, так чтобы они были настолько низко, насколько этого требует ваш стиль игры. Легче управлять потоком воздуха и давлением, когда потери воздуха уменьшены подобным образом. Язычок проявит меньшее сопротивление и может легче реагировать на смену направления воздушного потока.


Пример

3. Передувания в упражнениях 2 и 3 показывают, что они дают только ноты, пропущенные из хроматической шкалы (12 нот) в средней октаве. Они также являются блюзовыми нотами в тональности, в которой гармошка настроена, таким образом дают возможность играть блюз и джаз в тональности гармошки в средней октаве. Попробуйте сыграть эту восходящую шкалу медленно. Заметьте, чем каждая из трех нот на передувании отличается. Каждая требует некоторого изменения формы рта и горла. Если вы чувствуете смелость, попробуйте сыграть это в нисходящем порядке. Это требует концентрации и упорства!


Пример

4. Вот фраза, которая использует передувание на 6-м отверстии, как часть восходящей последовательности нот. Это нота (здесь Bb) – минорная третья ступень для второй позиции и является замечательным дополнением к диапазону нот, используемых во 2-й позиции. Она может быть использована в бесчисленном числе риффов и давать в верхней октаве целое “новое измерение”.


Пример

5. Это упражнение использует то же передувание, что и в упражнении 4, но здесь оно сыграно сразу, без предварительной ноты. Это требует практики, но заслуживает внимания, поскольку позволяет играть блюзовые фразы на диапазоне двух октав. Этот пример – часть ритма и блюзового хода классической ‘Alimony’.


Пример

6. Здесь – хроматический ход, который узнает каждый. Он может быть использован в различных ситуациях, таких как завершение или как ведущий от аккорда I к аккорду IV ступеней в блюзе. Пример сначала сыгран медленнее, затем немного быстрее.


Пример

7. Другой вариант использования передуваний – повторять специфический ход в другой тональности на той же гармошке, как показывает пример. Фраза сначала сыграна во второй позиции (G), а затем повторена в первой позиции (C). Это может соответствовать замене аккорда I-й ступени аккордом IV-й.


Пример

8. Это упражнение объединяет передувания сыгранные в восходящем порядке (что всегда легче!) с точным попаданием на ноты (Gb на 5-й на выдох и Bb на 6-й на выдох). Ритм – фанковый, рифф типичен для саксофона. Сначала сыграно медленнее, затем быстрее.


Пример

9. Для завершения – здесь два упражнения, чтоб отработать попадания в отдельные передувания. Первое начинается на 7-м вдох и спускается хроматически на ноту на октаву ниже на 3-й вдох.


Пример

10. Это упражнения начинается и заканчивается на полтона ниже, чем предыдущее, что дает совершенно другой характер и дарит различные отзывы музыканту. Эта маленькая подборка упражнений должна прояснить, каким полезным может быть передувание. Однако помните, что техника ради техники стоит куда меньше. Вам всегда следует спрашивать себя, добавит ли использование передуваний (или еще чего-либо) что-то к песне. Если да, то вперед. Если нет, то оставьте их. Удачи!


Пример

Скачать образ диска вы можете по этой ссылке (для запуска потребуется Windows XP).

Автор: Interactive Blues Harp Workshop by Steve Baker
Перевод: Сергей Алексеенко (Grey Wolf), Blacky, 2001 г.