Семинар по губной гармонике, 2002 год

Семинар по губной гармонике, 2002 год

Семинар прошел в Москве в октябре 2002 года.
Ведут семинар Роман Гегарт и Александр Братецкий.

Часть 1

Часть 2

Вот что писали о прошедшем семинаре в  2002 году:

Тематика получилась общая – от основ звукоизвлечения до практического применения различных приемов игры в блюзе. Большинство тем было освещено поверхностно, и следующие семинары планируется проводить по темам углубленно.

Очень подробный и хороший отзыв написал Александр Гидревич:

Приятно удивлен организацией. Даже ошибка с адресом (которую организаторы удачно исправили) не оставила дурного осадка.

Среди пришедших на семинар можно было встретить совсем разных по возрасту людей, были и милые дамы (для кого еще мужчины учатся играть?).
Очень удачно организаторы пригласили продающих Гармони и Диски. Гармошки – очень хороши. Диски – квалифицированно подобранны и прекрасно предложены.
Семинар начали с легким опозданием, но, как я понял, это сделали умышленно – чтобы дать возможность ознакомиться с Гармонями и Дисками. Открыли разговор с джема на классическую тему. Теперь я понимаю, почему живые выступления начинают с энергичных вещей – чтобы зарядить слушателя и зарядиться самим. Начали материал с простого – звукоизвлечение одиночных нот. Обсудили важность легкого и свободного дыхания “через гармонь”. Р. Гегарт продемонстрировал ряд упражнений и способов самоконтроля при звукоизвлечении.

Хочу особо заметить, что с первых минут семинара было ясно, что Гегарт и Братецкий давно занимаются обучением игре на гармонике и у обоих уже сформировались собственные методики подачи, в течение семинара между ними была легкая конкуренция, но то уважение, с которым они относятся к друг другу музыканты, еще раз подчеркивало то, что они не раз говорили по ходу семинара: на этом “физиологическом инструменте” (Гегарт) “абсолютной техники нет” (Братецкий).
Двигаясь дальше – разговор коснулся способов держания гармони и эргономики игры. Здесь же сделали отступление в область звукоусиления. Слушателям показали классические буллеты и очень забавный микрофон “Мэд Кат”.

Основной частью вступительного раздела стал разговор о технике исполнения бэндов. Фактически, это основа блюзовой Гармоники. Роман Гегарт продемонстрировал базовую технику бенда “на первой дырке”. Всем слушателям понравилась хроматическая тема Джеймса Бонда исполняемая бендами на 3 -ой “дырке”. Александр Братецкий продемонстрировал прецизионное извлечение нот при бенде. Гегарт поделился секретом “форсированного бенда”, призывая смело “гундосить” при исполнении бендов.

Следующей темой – “Строй гармоники” – Гегарт начал теоретический раздел игры на Гармонике. Эта тема всегда самая сложная для слушателей. И, пожалуй, эта часть ориентированна на подготовленного человека. Самое ценное в этой части -это живая демонстрация теоретических вопросов. Для меня здесь самым интересным было свободное варьирование параллельных тональностей, и игра в третьей позиции, в До – это дорийский Ре, красивый минорный звукоряд. Тема, которую исполнил Гегарт была выше всяческих похвал.

Для слушателей были исполнены блестящие примеры разных пентатоник. Эта часть семинара, можно сказать, фундамент для свободного музыкального обращения с Гармоникой. В завершении семинара речь шла о хэнд-эффектах и базовых фразах (lick) и роллах (rolls). Здесь оба ведущих семинар продемонстрировали свое свободное владение этими выразительными элементами игры. Вау и вибрато Братецкого и Гегарта различаются, но они в высшей степени музыкальны. Роллы убедительно показали, как простыми средствами достигают большого музыкального эффекта.
Демонстрируя особую важность выразительных средств Гегарт исполнил блюз, используя одну ноту, но с вау, вибрато и микробендами, мы услышали настоящий Блюз.

Братецкий, цитируя Бейкера, рассказал о основных типах роллов и мастерски их продемонстрировал.

Особо хочется отметить гитариста Владимира Кораблина, он еще раз напомнил о том, что союз гармоники и гитары счастливый марьяж блюза. Его игра в традиционном стиле уверенно поддерживала гармошечников, создавая прочный и высококачественный фундамент.

Подводя итоги можно отметить, что ведущие весьма определенно продемонстрировали свой высочайший уровень.

Стиль Романа Гегарта очень близок к чикагскому стилю исполнения, это лаконичные и энергичные звуки очень близкие к корням блюзовой гармоники, хочется заметить, что Гегарт не только одна из основных фигур нашей гармошечной сцены, но и великолепный певец, лидер и музыкант мультиинструменталист.
Стиль Александра Братецкого близок современной европейской школе, технически совершенное исполнение, одинаково уверенное и изобретательное солирование и аккомпанемент, удивительное умение артикулировать и по-разному интонировать звуки, свободное владение всеми регистрами, его вибрато – настоящий звуковой Идеал.

Большое спасибо организаторам (особенно Вячеславу Чернову – его титаническими усилиями вся эта идея получила воплощение) семинара и Зоопарку. Надеюсь что это не последнее событие такого рода.

Добавить комментарий