Поезд & Гармоника

Поезд & Гармоника

Популярная музыка всегда использовала социальное и технологическое окружение как источник вдохновения, но никогда, пожалуй, музыкальный инструмент и средство передвижения не были так тесно связаны друг с другом, как поезд и гармоника в первой половине 20-го века в США. Можно предположить, что особое звукоизвлечение гармоники (вдох/выдох), возможность тянуть ноты аккорда со ступенями 7/9 (отверстия 2, 3, 4, 5, 6 на выдох), эффекты с использованием гортани, рта, языка и рук, очень подходят для создания музыкального образа паровоза, стука колес по рельсам и далекого гудка “кукушки” Panama Limited или the Wabash Cannonball.

Поскольку первые записи гармоники относятся к началу 20-ых годов, остается только догадываться об истоках традиции имитации паровоза, которая, возможно, восходит к 19-му веку – “бронзовому” веку, как железной дороги, так и гармоники. Похоже, что до этого существовали разнообразные имитации человеческого голоса (Mama Blues …), криков животных (Fox Chase …), что хорошо соответствовало большой экспрессии инструмента, и в то же время, привлекало внимание аудитории передвижных “варьете”, кочевавших по Штатам в то время (как, например, Peg Leg Sam и Sonny Terry). То, что звук огромного, мчащегося на полной скорости поезда издает такой маленький инструмент, было, в самом деле, просто удивительным! К тому же, понятно, что гармоника в те далекие дни очень часто записывалась как солирующий инструмент, а репертуар имел мало общего с появившейся позднее классификацией: черная = блюз, белая = кантри музыка.

Давайте же скорей рассмотрим несколько замечательных примеров имитации поезда на харпе.


“Pan American Blues” , Де Форд Бэлей (De Ford Bailey) (1927)
“Harmonica Blues 1927/1941” Fremeaux FA040 (A 1)

Я уверен, что это первый записанный пример ТРЕЙНА. В 1999 году Де Форду исполнилось бы 100 лет. Этот малоизвестный хрупкий человек стал поразительным откровением: в конце 20-х он записал несколько знаменитых отрывков на гармонике, которые дают нам хорошее представление о том, как инструмент использовался в конце 19-го, начале 20-го века. Будучи черным инвалидом, он стал звездой Grand Ole Opry — храма народной музыки с 1925 по 1941, и принимал участие в многочисленных шоу и музыкальных программах, закончив жизнь обычным чистильщиком обуви. Он часто играл на гармониках в тональностях G и A, как в первой, так и во второй позиции. При игре Де Форд мало использовал бенды, однако широко применял технику блокировки языком. Его девизом было: “Я добавляю время в свободные места”. Этот человек вполне заслуживает отдельной статьи, ибо он оказал значительное влияние на многих музыкантов, которые видели его выступления, или слушали его по радио.

 

 


“Chickasaw Special” Ноа Льюис (Noah Lewis) (1929)
“Gus Cannon & Noah Lewis” Document DOCD-5033 (D 2)

Тональность этой гармошки – самая высокая из приведенных здесь примеров. Как результат – меньше резонанса, но зато она способствует более лиричной и гибкую игре. Похоже, что Ноа Льюис был очень “громким” исполнителем (качество, столь ценное в те далекие дни плохого звукоусиления) и, по сути, является важным связующим звеном между сельским стилем и “Кувшинными” ансамблями Мемфиса (прим. пер.: Memphis Jug Bands — эти ансамбли использовали в качестве басового инструмента большой кувшин, специальным образом дуя в который, получалась очень интересная по тембру и экспрессии басовая линия). Этот исполнитель также заслуживает более пристального рассмотрения…

 


“Frisco leavin’ Birmingham” Джордж Буллет Вильамс (George Bullet Williams) (1928)
“Great harp players 1927/1936” Document DOCD-5100 (Ab 2)

Замечательный пример ‘поющей’ гармоники, с различными вскриками, нотами и удивляющей игрой октавами (конец примера исполняется одновременно в низком и высоком регистрах!). Тот же музыкант (и в той же манере) интерпретирует еще вещь “The escaped convict” также, несомненно, имеющую ассоциации с железной дорогой.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

“Mc Abee’s Railroad Piece” Палмер Мк’Аби (Palmer Mc Abee) (1928)
“Great harp players 1927/1936” Document DOCD-5100 (Ab 2)

Как звучание, так и темп потрясающи! Все это “приправлено” звуками вырывающегося пара и красочными изменениями громкости (динамическими вариациями). Согласно не слишком достоверным источникам, Мк’Аби был белый музыкант. Но я предполагаю, что скорее всего, он был потомком внеземного отбойного молотка!

 


“Railroad Blues” Фримен Стоверс (Freeman Stowers) (1929)
“Harmonica Blues” Yazoo 1053 (Bb1)

Здесь мы также встречаемся с комбинациями нот и голоса, что облегчается выбором первой позиции и используется для разнообразных эффектов. Бенды на выдох создают новое ощущение стенаний вырывающегося пара.

 

“Train Whistle Blues” Санни Терри (Sonny Terry) (1938)
“Document DOCD-5230 который потом станет “Locomotive Blues” (Bb 1)

Редкий случай, когда Санни Терри использует первую позицию, что, вероятно, ближе к манере игры, которую использовал его отец. Звучание сильно отличается от блюзового, которое он открыл подростком.

 


“Lonesome Train” Санни Терри (Sonny Terry) (1944)
Document DOCD-5230 (G 2)

Эта вещь более похожа на модифицированную версию его “Lost John”, чем на гениальную имитацию поезда, однако, также чрезвычайно впечатляет слушать, разнообразные вопли Санни и несравненные ритмы, которые он получает, использую комбинации гортани, языка, рта и эффектов с помощью рук…

 


“Freight Train” Др. Росс (Dr Ross) (1965)
“Call the Doctor” Testament TCD5009 (Bb 2)

Этот CD – настоящее наслаждение для поклонников стиля Дельта Блюз. На нескольких треках доктор оставляет свою гитару и басовый ударник, чтобы сыграть несколько “вкусных” соло на гармонике в настоящем довоенном сельском стиле штата Теннесси, со звучанием Hammie Nixon, John Lee Williamson, Noah Lewis и De Ford Bailey.

 


 

“New Mean Old Train” Папа Джордж Лaйтфут (Papa George Lightfoot) (1969)
“Goin’ Back to the Natchez Trace” Ace CDCHD 548 (G 2)

Скажем прямо, это не самая лучшая вещь из того, что играл Папа Лaйтфут: обычная фразировка и странный ритм (малый барабан “настаивает” на подчеркивании 1 и 3-ю долю такта!) Тем не менее, заслуга записи в том, что она является одним из немногих доступных примеров мощи и напора этого интересного харпера Миссиссипи, который был чрезвычайно популярен в Новом Орлеане в начале 50-ых. На этом же CD находим и такую же беспорядочную “Train Tune”, со вступлением, навеянным C jam Blues от Дюка Эллингтона, что свидетельствует о влиянии духовых инструментов на Лaйтфута.

 

 


 

“Fast Freight Train” Пег Лег Сэм (Peg Leg Sam) (1972)
“Medicine Show Man” Trix 3302 (C 2)

Темп более близкий к кантри и гитарный аккомпанемент делают этот сравнительно частый отрывок довольно необычным. Основа традиционна: последовательность возгласов, “дыханий пара”, ритма и всевозможного шума. Сэм потерял ногу в железнодорожном происшествии, так что он хорошо знал, о чем играет! Один из последних оставшийся в живых участников “Медецинских Шоу” (когда доктора использовали для привлечения клиентов кочующие варьете черных исполнителей), он играл в старой традиции с очень приятным звучанием.

 


В дальнейшем, автомобиль постепенно вытеснил поезд из блюза, но все же, поезд навсегда останется символом романтического странствующего бродяги или вынужденного отъезда. Во многих названиях поезд – лишь упоминание, а не имитация его звуков при игре, вот некоторые примеры.

 


“All Aboard”, Muddy Waters, с P. Butterfield (Marine Band G 2) & Jeff Carp (Chrom C 3)
“Fathers & Sons” Chess CD Red 8 (1969)

 


Freight Train Boogie” Delmore Bros (1946) с Wayne Raney на гармонике (A 2)
Ace CDCH 455

 

 


“Freight Train Blues” by Roy Acuff с Jimmie Riddle на хроматике
Columbia en 1947

 


“Mystery Train” Paul Butterfield (A 2) ; интересная запись с бутлега 1967 года
Winner 446

 


«Orange Blossom Special», Charlie Mc Coy

Мое любимое исполнение – раннее (1972), очень приятное и свингующее, на альбоме “Real Mc Coy”(F2 & Bb2 + бас гармоника).

 

 


 

В заключении, стоит упомянуть, что знаменитый хит Little Walter и Willie Dixon “My Babe” очень близок к госпелу “This Train”… Поезда повсюду!!!!

Об авторе, Жан Жаке Мильто (Jean-Jacques Milteau):

JJ — хорошо известный французский исполнитель на губной гармонике. Его “первой любовью” были довоенные харперы. Он любезно согласился провести обзор имитаций поезда и написать представленную статью. Он также согласился записать замедленные версии некоторых ликов. Сам он расценивает эти медленные версии как неточные – “очень трудно за пять минут передать целый жизненный путь”, говорит он, и добавляет: “используйте оригинал лишь как вдохновение, а не просто имитируйте его”. Стоит отметить, что JJ представил свою собственную потрясающую имитацию поезда на альбоме ‘Blues Live’ под названием ‘Lonesome Train’.

Перевод: Антон Зенин.
Подбор треков и материала: Blacky, 2003 г.

Добавить комментарий