Низкие гармошки (Low harps)

Низкие гармошки (Low harps)

В этой статье пойдет речь, прежде всего о расширенных диатонических гармошках с низким звучанием фирмы Hohner – Marine Band 364, Marine Band 364 Soloist, Marine Band 365 и Marine Band 365 SBS.

Во-первых, эти гармошки отличаются от обычных 10 дырочных диатонических гармошек (Hohner Marine Band 1896) бОльшим количеством отверстий, во-вторых, имеют некоторые различия в строе, и, в-третьих, некоторые из них настроены на октаву ниже, чем обычные 10 дырочные диатоники.

Будем рассматривать строй и расположение нот для удобства на С гармониках.

Hohner Marine Band Soloist 364/24 C

Имеет 12 отверстий. Производится в единственном ключе С, в низких настройках не выпускается. Первая нота С на такой гармошке соответствует по высоте звучания первой ноте С на обычной рихтеровской С гармошке.

Hohner Hohner Marine Band Soloist 364/24 C

Настройка у Солиста похожа на строй хроматической гармошки, но без кнопки слайдера.

Marine Band Soloist 364 C:

Выдох:  CEGC CEGC CEGC
Вдох:   DFAB DFAB DFAB

Заметьте, на выдохе в Соло настройке присутствуют по две одинаковые ноты ДО – на 4-5 и 8-9-м отверстиях.

Происходит это из-за того, что нот в мажорной диатонической гамме 7, а не 8, поэтому, чтобы сохранить порядок чередования нот на вдохе и на выдохе в разных октавах, одно отверстие получается лишним, и его заняли повторяющейся нотой ДО. Взаимное расположение нот везде получается одинаковым.

Такое задвоение ноты ДО позволяет играть на этой гармошке во всех октавах одинаково.

В соответствии с правилом бенда, что бенд возможен в промежутке между высокой и низкой нотой на конкретном отверстии, видно, что на Соло настройке доступны только две бендовые ноты. На 1-м, 5-м и 9-м отверстии между D и С бендом получается нота Db, и на 3-м, 7-м и на 11-м отверстии между G и A бендом получается нота Ab.

Доступные аккорды: Cdur и Dmol6.

Практическое применение такой настройки видится мне сильно ограниченным. Гармошка похожа строем на хроматическую гармошку, но из-за отсутствия слайдера и невозможности извлечения большинства хроматических нот с использованием бендов, на ней сложно будет играть что-либо серьезное. Скорее всего ее можно будет использовать для исполнения не сложных народных мелодий в 1-й и в 3-й позиции – (Мажор и параллельный ему Минор (для С гармошки До мажор и Ля минор).

Я бы приобрел вместо нее не дорогую Хроматическую гармошку.

Другой вариант использования этой гармоники – перестроить ее в Diminished настройку, т.е. сделать из этой гармоники полностью хроматический инструмент.

Diminished (уменьшенный) звукоряд состоит из C, D, Eb, F Gb, Ab, A и B, следовательно, гармоника в Diminished настройке должна иметь такой же звукоряд.

Перестроенная в Diminished гармоника будет иметь такое расположение нот:

Выдох: C  Eb  F#  A  C  Eb  F#  A  C  Eb  F#  A
Вдох:  D  F  Ab   B  D  F   Ab  B  D  F   Ab  B

Несложно заметить, что такая структура позволяет взять все хроматические ноты всего лишь при помощи техники бенда, понижая вдох на пол тона.

Другая уникальная особенность этой настройки в том, что интервалы между любыми взятыми нотами в любой части гармоники будут одинаковыми, что позволяет играть одинаково от любого отверстия, соблюдая интервалы, но получать при этом разные тональности.

В этой статье мы не будем останавливаться на том, как перестраивать губные гармошки. Все материалы вы найдете в соответствующих статьях на сайте.

Подробнее про Diminished настройку с примерами игры можно посмотреть, например на сайте http://jazzbrutal.de

Hohner Marine Band 364/24 C (M36401)

Hohner Marine Band 364/24 C (M36401)

Имеет 12 отверстий, настройка “блюзовая”. Расположение нот на ней выглядит так:

Выдох: CEGCEGCEGCEG
Вдох:  DGBDFABDFABD

Видно, что первые 10 отверстий у нее имеют рихтеровский строй, т.е. полностью совпадающий с настройкой обычных 10 дырочных диатонических гармоник.

Здесь и далее, не выделенные жирным ноты, полностью повторяют строй стандартной рихтеровской 10 дырочной гармошки, например Hohner Marine Band 1896.

Главной особенностью этой гармоники является то, что, они настроены на октаву ниже, обычных блюзовых диатоник.

Это очень приятно звучит.

Послушайте “Bye, Bye, Bird” в исполнении Sonny Boy Williamson’a II, играющего на этой гармошке (гармоника С).

byebird.mp3

Эта гармоника производятся только в тональностях С, D, G. Самая низкая – C.

Эта гармоника хорошо подходит для исполнения блюзов, ритмических рисунков при игре аккордами, медленных блюзовых или лирических соло. Must have.

Аналогичная 364-й модели – гармоника Hohner Marine Band 365 (14 отверстий). У нее на два отверстия больше, чем у 364-й модели, и все отличия этой гармоники от предыдущей будут только в верхнем регистре. Эта гармоника выпускается только в ключах С и G.

Hohner Marine Band  365 (14 отверстий)

Расположение нот на ней выглядит так:

Выдох: CEGCEGCEGCEGCE
Вдох:  DGBDFABDFABDFA

Как известно, у рихтеровской настройки есть одна (“не приятная”) особенность – взаимное расположение нот на вдохе и на выдохе в разных октавах различается. Для того чтобы сыграть, например мажорную гамму в первой позиции в первой, второй и 3-й октавах, в каждой октаве приходится дуть по-разному.

У 365-й модели, по сравнению с 10 дырочной Marine Band 1896, вверху появляется 4-я октава, в которой ноты на вдохе относительно нот на выдохе сдвинуты еще на одну вправо, чем в 3-й октаве. Посмотрите, поймете, почему так получается. Для наглядности отделим октавы одну от другой пробелами.

Выдох: CEG CEG CEG CEG CE
Вдох:  DGB DFA BDF ABD FA

Я не знаю, может кому-то нравится пользоваться этими гармониками для игры в верхнем регистре, я же предпочту для этого обычную 10-ти дырочную Marine Band. Для меня 365-я модель – это чуть более дорогой аналог 364-й модели с лишней октавой сверху.

Гармошек, настроенных ниже С, фирма Хоннер не производит. Поэтому Marine Band 364 и Marine Band 365 в ключе G не представляет лично для меня какого-либо интереса, т.к. полностью совпадают по высоте звучания с обычной 10 дырочной G гармоникой.

Marine Band 365 SBS (Стив Бекер Спешл)

Имеет 14 отверстий, настройка “блюзовая”.

Marine Band 365 SBS (Стив Бекер Спешл)

Интересная гармоника, с настройкой, придуманной консультантом фирмы Хоннер, замечательным гармонистом Стивом Бекером.

У SBS – блюзовая настройка, как у обычной 10 дырочной гармошки, но с добавлением 3-х отверстий в нижнем регистре гармоники, и одним отверстием в верхнем.

Отверстия 1, 2 и 3 у этой гармоники строят в октаву с нотами в отверстиях 4, 5 и 6 и на вдох и на выдох, что позволяет играть в октаву с блокировкой языком на отверстиях с 1 до 7 и на вдохе и на выдохе (от ноты ДО первой-второй октавы, до ноты МИ второй-третьей).

Кроме того, нет строгой необходимости играть на этой гармошке в октаву постоянно. Это низкая гармошка, с привычным любому блюзмену строем, на которой можно подыгрывать аккордами или играть блюзовые соло, как в низком регистре, так и в привычном, как это звучит на обычных гармошках.

Расположение нот на ней выглядит так:

Выдох: СEGСEGCEGCEGCE
Вдох:  DGBDGBDFABDFAB

14-я дырка мне кажется здесь лишняя, но оставлена у этой модели для того, чтобы не нужно была выпускать отдельно 13-ти дырочные корпуса для этой гармошки, а использовать стандартные 14-ти дырочные гребенки от 365-й модели.

Правда, в 14-м отверстии получилось поместить ноту B, которая в стандартной настройке в 3-й октаве была пропущена.

Эти гармошки выпускаются в тональностях Low C, Low D, Low F, G и A.

Гармоника “вкусная”, ориентирована для исполнения различной блюзовой и около блюзовой музыки, буги, рок-н-роллов и т.д. По сути, это обычная рихтеровская гармошка с дополнительной возможностью игры в нижнем регистре и для игры октавами.

В ключах С, D и F дает очень колоритное и низкое звучание, а в ключах G и A, на мой взгляд, звучит высоковато, хотя кому-то это тоже может быть интересно, если будет желание использовать эти гармошки для игры в соответствующих тональностях.

Рекомендую попробовать эту гармонику хотя бы в ключе С. Остальные по желанию.

В заключение хочется сказать об обычных 10 дырочных гармониках Hohner Marine Band 1896, выпускаемых в низких настройках.

Marine Band

В дополнение к обычному ряду гармоник (Low F, G, Ab, A, Bb, B, C, Db, D, Eb, E, F, F#, High G), эти гармоники выпускаются и в низких тональностях – Low D, Low Eb и Low E.

В России эти модели достать довольно сложно. Их почти никто не заказывает для розничной продажи. Как вариант, их можно заказать в зарубежных интернет-магазинах, или попытаться заказать их для себя через местного дилера фирмы Hohner.

Немецкая фирма Seydel пошла еще дальше. Судя по всему, они решили занять нишу, которая до сего времени была не плотно занятой, и в дополнение к ассортименту обычных тональностей гармошек стали выпускать еще более низкие модели гармоник, включая Low Low F (еще на октаву ниже, чем низкая ФА). Правда, эти гармоники уже идут как Custom Harps (ручные, не серийные модели) и, следовательно, стоят порядка 50 Евро (~ 60$).

Послушайте, как звучит Seydel Blues Session Low Low F гармоника.

superlow.mp3

Призадумаешься :-)

Естественно, лучше попробовать поиграть самому, чем отличаются по ощущениям и по возможностям, какую музыкальную окраску дают гармошки в разных настройках, чтобы понять для себя, как вы сможете использовать уникальные особенности этих гармошек в своем творчестве.

Чернов Вячеслав (Blacky), 2006-09-10

Добавить комментарий