Гармоники всегда производились в промышленных масштабах. Сейчас одной только фирмой Hohner изготавливается более полутора миллионов гармоник в год. Во времена гармошечного «бума» в 30-х годах ХХ века эта фирма производила более 6 миллионов гармоник в год! Эти инструменты производились вручную. Сколько же людей нужно, чтобы изготовить гармонику?
1. Резчик гребёнок
Производство гребёнок — довольно сложная ручная работа. Деревянные заготовки обрабатывают на так называемом «Венском» станке. Опыт приобретается с годами, и только немногие старые резчики достигли в этом мастерства.
Пластмассовые гребенки производятся опрессовкой под давлением в специальном прессе.
2. Лакировщик
![Лакировщик](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/Victor3.jpg)
Раньше лицевые стороны гребенки несколько раз вручную полировали и покрывали лаком. На современной фабрике красят и лакируют только напылением (разбрызгиванием) — экономят на всем. Старые рецепты красок и лаков практически не используются.
В былые времена гребенки кроме красного и черного красили также в голубой цвет. Вы видели когда-нибудь голубую деревянную гребенку?
3. Прессовщик плат
![Прессовщик плат](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/ris1.jpg)
Этот рабочий — слесарь-универсал. При помощи специального пресса он вырезает из листа латуни контур платы с дырочками для гвоздиков и винтиков.
Далее на двустороннем прессе со специальными резаками выдавливаются прямоугольные отверстия для язычков («слоты»). Резаки для этого двустороннего пресса абсолютно не похожи на обычные. Даже теперь их изготавливают только вручную.
![Прессовщик плат](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/ris2.jpg)
Затем этот рабочий сверлит отверстия для заклёпок, которыми крепятся к плате язычки. Стандартный допуск — плюс-минус 0,01 мм, и рабочему даётся всего 1 секунда на сверление каждого отверстия.
Наконец, он скругляет края платы и прорезает желобок для переднего края крышек.
4. Изготовитель крышек
Крышки производятся из тонкого листа металла. Сначала на специальном прессе вырезается контур крышки.
Затем на крышке оттискивают название гармоники и логотип. Формы с названием и логотипом изготавливаются гравером по той же технологии, что и формы для печати денежных банкнот.
Наконец, крышке придаётся окончательная выпуклая форма при помощи нескольких различных прессов.
Формы для этих прессов очень сложны, и производство их — путь проб и ошибок. Их делают только вручную специальные мастера.
5. Изготовитель язычков
На специальной фрезе он обрабатывает будущие язычки — полоски из особой латуни, которые часто толщиной не превышают 0,25 мм. Производится около 50 язычков в минуту. Ненастроенный язычок должен звучать с частотой плюс-минус 50 центов (четверть тона) от той, с которой он будет звучать после настройки. Нужно также придерживаться эталонного профиля язычка.
Далее в язычках пробивают отверстия для заклёпок. Отверстие должно располагаться точно в середине «базы» язычка, допуск — плюс-минус 0,01 мм.
Осталось очень мало квалифицированных изготовителей язычков. Через несколько лет, возможно, не останется ни одного.
6. Изготовитель заклёпок
По всему миру используется так называемая «Троссингенская» система, в которой заклёпки производятся из стальной проволоки толщиной 1 мм на автоматическом токарном станке сначала в виде цепочки заготовок, а затем резчик аккуратно разделяет цепочку на отдельные заклёпки.
![Изготовитель заклёпок](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/ris3.jpg)
7. Клепальщик
Заклёпки нарезаются из цепочки заклёпок, затем ими крепят язычки к плате. Язычки выравнивают относительно «слота» и запрессовывают. Допуск язычок/слот составляет плюс-минус 0,04 мм.
8. Настройщик
![Настройщик](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/ris4.jpg)
Высокоточная монотонная ручная работа. Сначала выравнивают зазор язычков («гэп»), затем производят настройку.
Настройка осуществляется путём аккуратной шлифовки кончиков или корней язычков. В качестве эталона используют контрольную плату.
![Настройщик](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/ris5.jpg)
Плату, которую настраивают, вместе с контрольной платой
помещают на специальный настроечный стол с мехами, которые приводят в движение ногой. Меха прогоняют воздух сквозь язычки. Язычки подстраивают к контрольной плате, пока не пропадёт эффект «тремоло».
Любой человек с нормальным слухом в состоянии научиться этой работе.
9. Сборщик
![Сборщик](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/ris6.jpg)
Он прибивает гвоздиками (или прикручивает винтиками) платы к гребёнке и устанавливает крышки.
10. Испытатель («тестировщик»)
Он производит контроль качества. Играет на готовой гармонике и исправляет найденный брак.
Затем гармонику вытирают кожаной тряпочкой и запаковывают.
Что такое «MS»?
MS (Modular System) — это технологическое решение фирмы Hohner, целью которого было сокращение себестоимости гармоник за счёт перевода некоторых этапов производства на автоматические рельсы. Автоматами производятся платы с прикреплёнными к ним язычками. Настройка и сборка всё равно делаются вручную.
Hohner хотели все свои 10-ти дырочные гармоники производить подобным образом. «Первой ласточкой» была дебютировавшая в начале 90-х «Big River Harp», которая должна была по идее заменить «Marine Band». Заметьте, что на Биг Ривер даже есть боковые отверстия в крышках, как на Маринке.
![MS](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/brh.jpg)
Вслед за ней MS-ками стали «Blues Harp MS» (которая раньше была копией Маринки с другими крышками), «Marine Band MS», «Pro Harp MS» (раньше была копией «Special 20», только с черными крышками), «Cross Harp MS», «Special 20 MS» и «Meisterklasse MS».
На всех этих гармониках взаимозаменяемые платы. Более того, они абсолютно одинаковы, кроме плат на «Cross Harp MS», которые несколько толще обычных, и плат на «Meisterklasse MS», которые не только толще, но и покрыты хромом.
![](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/mkms.jpg)
![](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/chms.jpg)
Вручную стали делать только «Golden Melody» — из-за нестандартной формы плат и отверстий для винтиков её дешевле было оставить как есть.
![](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/gm.jpg)
Мировая гармошечная общественность возмутилась, а «Hohner USA» (эта контора занимается только импортом и продажей, все хонеровские гармоники дороже Биг Ривер (включительно) производятся в Германии, дешевые — в Китае) отказались закупать МS-нутые Маринки и Спешил 20 — самые популярные в США гармоники, и потребовали продолжать производить эти модели вручную. Поскольку США — это самый крупный покупатель губных гармоник, перечить им не стали. Поэтому в Европе продаются MS-, а в США — «hand-made» Маринки и Спешил 20.
![](http://harmonica.ru/content/study/articles/harp_make/s20.jpg)
Поначалу процесс автоматического производства давал огромный процент брака — около 30% произведённых MS-плат отправлялось в мусорное ведро. Когда фирму «Hohner» купили китайцы и в 1995 году провели полное переоборудование, качество хонеровских гармоник заметно улучшилось.
Авторы: Петя «Петроцца», Коваленко AKA Товарищ Бендер, Blacky 2002 г.
Фирму «Hohner» действительно купили китайцы?
Судя по всему, это произошло в 2015 году:
KHS America купила HOHNER.
https://www.youtube.com/watch?v=p8U6KAls_D0
https://en.wikipedia.org/wiki/KHS_Musical_Instruments