
Р: Прежде чем мы поговорим о чем-то еще, я хотел бы задать вопрос, который давно меня интересовал. Одна из ваших первых записей на губной гармонике стала баллада “Body and Soul” с ансамблем Джорджа Ширинга. Оказала ли на вас влияние запись этой же вещи сделанная ранее Ларри Адлером и Джанго Рейнхардтом.
Т.: Нет. Хотя, безусловно, Ларри привлек мое внимание к гармонике, а начинал я под большим влиянием Джанго, но даже в большей степени под влиянием Чарли Паркера, это был приблизительно 1952 год.
Р.: Вы где-то упомянули, что являетесь большим поклонником тенор-саксофониста Джона Колтрейна. Вы записали его пьесу “Giant Steps” с Джоан Брэкин на фортепиано. Как вам удалось перенести Колтрейна на гармонику?
Т.: Я не пытался воспроизводить характерные приемы игры Колтрейна: его быстрые пассажи и скачки на большие интервалы. на гармошке этого не сыграешь. Она не будет звучать. Я научился у Колтрейна, прежде всего, теории: лады, фразировка, ритм и т.д.
Р.: Отсюда и следующий вопрос: какие технические ограничения существуют при игре на губной гармонике?
Т.: Ну, вы никогда не сможете сыграть хорошее легато в быстром темпе. Для меня вообще достаточно сложно заставить хроматику звучать хорошо. Я бы хотел извлекать из хроматики такие же звуки, какие блюзмены извлекают из диатоники.
Р.: Гармоники “Koch” имеют похожее звучание.
Т.: Немного. Послушайте этих блюзовых парней, они “стонут и плачут”. Хонер явно не предполагал, что его гармошки будут так звучать.
На гармонике сложно преодолеть эту первую стадию типа “Посмотрите, как я круто играю!”, когда вы просто выпендриваетесь, и достичь уровня, когда вы сможете что-то сказать. Блюзмены говорят на гармонике – и это очень здорово. Другая сложность на хроматике – это то, что в некоторых тональностях играть сложнее, чем в других. Скажем пассаж, основанный на доминантсептаккорде си-бемоль может быть неосуществим на основе доминантсептаккорда до.
Р.: Используете ли вы хроматики других строев, кроме до-мажорной?
Т.: Нет. Мне нравится звук и диапазон до-мажорной хроматики. У гармоники в строе соль низы звучат не чисто, и ей не хватает верхов, как на до-мажорной. Самый простой способ играть на хроматике – это выбирать тональности, где вам преимущественно придется играть только на выдох, или наоборот только на вдох и активно использовать слайд. Так вы сможете достичь хорошего легатто и фразировки.
Р.: Как вы думаете стоит ли исполнителям на хроматике тратить время на изучение пьес и соло Чарли Паркера.
Т.: Нет. Думаю, нет. Если только в средних темпах. В темпе оригинала, то есть в быстром темпе вам никогда не удастся правильно расставить акценты. Это еще один вариант ситуации “Посмотрите как я играю!”, но это не будет звучать.
Р.: Если так сложно играть вещи Паркера на гармошке, сможет ли гармошка когда-нибудь стать одним из ведущих джазовых инструментов?
Т.: Конечно. Посмотрите на тромбон. На нем очень сложно играть джаз, но появляются толковые ребята и они делают это. Тоже самое может случится с гармоникой. Конечно, она не такой разносторонний инструмент как тенор-сакс, ну и что с того?
У каждого инструмента есть слабые и сильные стороны. Когда я работал над альбомом Smackwater Jack, в какой-то момент ребята записали одно из моих соло нотами и дали его сыграть скрипачу Гарии Лукофски.
Соло прекрасно звучало на гармонике, но на скрипке он не смог исполнить его с теми же акцентами и тем же чувством. И это человек, который может прочесть с листа практически все что угодно. Так что, я думаю, что и возможности гармоники тоже ограничены, но от этого она не становится хуже других инструментов. Все будет, когда появятся талантливые ребята. Сам я не так уж много и сделал.
Самое главное не надо пытаться играть того, что не будет звучать на инструменте, играйте то, что звучит на нем хорошо. Вы, например, не сможете сыграть хорошую трель на вдох/выдох. Просто скорость и плавность исполнения этой трели имеет элементарные физические ограничения.
По-моему, Стиви Уандер, действительно знает, что может звучать хорошо. И к тому же он свободно играет в нескольких тональностях.
Р.: Он много играет в Фа-диез мажоре.
Т.: Да, это хорошая тональность для его вещей. Хотя “Isn’t She Lovely” – в ми-мажоре и тоже хороша.
Р.: Уандер и на диатонике играет.
Т.: Правда?
Р.: В “Boogie On Reggae Woman” он играет соло на диатонике в первой позиции.
Т.: Эта вещь мне тоже нравится. Но я уже давно не балуюсь диатоническими гармошками.
Р.: Мне кажется, есть большое различие в технике между классическими музыкантами и музыкантами, исполняющими джаз и блюз. Классические музыканты используют блокировку языком для скачков на большие интервалы. передвигая гармошку из одного угла рта в другой. Джазовые и блюзовые музыканты используют преимущественно “свисток” (pucker) для извлечения одиночных нот. Как вы думаете, имеет ли смысл джазовым музыкантам осваивать блокировку языком? Это могло бы помочь при исполнении скажем тех же вещей Колтрейна.
Т.: Я не знаю. Я никогда ее не использовал.
Р.: Но ведь Ларри Адлер использует, не так ли?
Т.: Я думаю у нас с Ларри разный подход к звукоизвлечению вообще, что в конечном счете сказывается на различии во фразировке.
Р.: Вы, безусловно, намного лучше играете джаз, чем Адлер, но он – виртуоз, и один из немногих классических музыкантов, которые пытались играть джаз, поэтому я подумал, что сравнение будет уместным.
Т.: Блэки Шэкнер тоже использует блокировку языком и он хороший музыкант. Я никогда ее не использовал и ничего не могу сказать.
Р.: Какие инструменты вы предпочитаете? На большинстве фотографий у вас в руках 3-х октавная хроматика.
Т.: Да мне нравится трехоктавная гармошка. Последнее время я играю на “Супер 64”. У нее хороший звук.
Р.: Как вы думаете, изменение настройки хроматических гармоник могло бы дать какие-то преимущества исполнителям? Скажем, если б она строилась в целотонную гамму до на выдох и в целотонную до-диез на вдох, а при закрытии слайда они бы менялись местами. Тогда в любой тональности можно было бы играть только на вдох или только на выдох. Это сделало бы возможным исполнение быстрых пассажей.
Т.: Что-то возможно было бы проще. То, что легко играть сейчас было бы сложнее. Раскордовка точно была бы другая. Я не знаю. (Раскордовка – гитарный термин, фиксированная аппкликатура расположения аккордов на гитаре в определенном строе, в данном случае аппликатура обыгрывания аккордов на гармонике. Прим. перев.)
Р.: Как вы думаете, какая ваша работа является лучшей на настоящий момент.
Т.: Мне нравится запись с Квинси Джонсом. Я солировал в F и в Ab это была первая запись на тот момент.
Не давно мы записали альбом с Биллом Эвансом. Я давно ждал возможности сыграть с музыкантом с такой широтой как у Билла.
Р.: Что вы можете сказать в заключение?
Т.: Здорово, что такие люди как вы уделяют столько внимания гармонике. Она заслужила это.
Перевод Юрий Лиман 05/02/2002
Официальный сайт Тутса Тилeманса: https://toots100.be