Поджемуем!

Вы забираетесь на сцену…
Гитарист поворачивается к вам и спрашивает “Что вы хотите сыграть?”
Вы называете произведение, но гитарист такого произведения не знает.
Что же делать?

Введение

Опытный блюзмен может рассказать группе о песне, которую они никогда раньше не исполняли. Блюзмен должен понимать структуру и стиль песни и уметь передать другим эту структуру и стиль. Это приводит к захватывающей ситуации, в которой блюзмен играет свое соло и импровизацию, в то время как группа исполняет все произведение за его спиной.

На этой странице обсуждаются как простые, так и более сложные блюзовые структуры. Мы постараемся дать совет о том, какие из них вы бы смогли использовать при игре в джеме. Основные 5 советов такие:

Совет 1. Сохраняйте струтуру произведения простой. Обычно, это означает придерживаться формата “стандартных 12 тактов” или его вариаций.

Совет 2. Объясните другим в каком ритме вы хотите играть. Это может быть 12-ти тактовый шафл или рок-блюз, и т.д.

Совет 3. Сравните свое произведение с одним из известных стандартов. Например, вы можете сказать “Это как у Джимми Рида в Baby What You Want Me To Do”. Определенно существуют стандартные песни, которые все знают. Выучите их обязательно. Все стандарты на этой странице помечены буквой S.

Совет 4. Документируйте. Когда вы на джем-сейшене, записывайте те песни, которые играют и те, которые все знают. Спросите музыкантов (особенно тех, с кем собираетесь джемовать), какие у них любимые произведения.

Совет 5. Знание басовой линии произведения – очень полезно. Если вы сможете с помощью гармошки или голоса обыграть быстрые изменения мелодии или тернэраунды и они придутся очень к месту.

Структура произведения

Как мы советовали выше, выбирайте произведения по проще. Придерживайтесь 12-ти тактовых блюзов и их вариаций.

Подсказка 1. Если вы хотите усложнить произведение, покажите музыкантам последовательность аккордов. Некоторые музыканты в них разбираются, некоторые нет. Поинтересуйтесь, смогут ли они сыграть такую последовательность, чтобы вы сработали как музыкальная группа.

12-ти тактовый блюз

На схеме ниже каждое римское число – это такт. Каждый такт состоит из четырех битов. Вся схема представляет собой куплет. Такой 12-ти тактовый блюз обычно называют “12-ти тактовым стандартом”.

I` . . . . I` . . . . I . . . . I . . . .
IV . . . . IV . . . . I . . . . I . . . .
V` . . . . IV . . . . I . . . . V . . . .

Пример 12-ти тактового блюзового стандарта в ключе G (гармошка С):

Скачать в midi или mp3.

Быстрая смена аккордов (quick change)

Вторая главная форма называется “quick four” или “quick change”, потому что в ней субдоминанта IV заменяет тонику I во втором такте:

I` . . . . IV . . . . I . . . . I . . . .
IV . . . . IV . . . . I . . . . I . . . .
V` . . . . IV . . . . I . . . . V . . . .

Некоторые называют это термином “Чикагский стиль”.

Примеры

1. Простой “quick change” (тональность G, гармошка C), mp3 midi

2. “Don’t Answer the Door”, BB King. Используется quick change кроме второго куплета, где бас начинает октавой выше и играет в ритме шафла. Медленный блюз (тональность Bb, гармошка Eb), mp3 midi

Related Images: