Фразировка и импровизация на губной гармошке

Фразировка и импровизация на губной гармошке

Эта статья написана в помощь тем, кто уже более или менее освоил технику извлечения звука из губной гармошке и начал задумываться о музыкальности своей игры.

Положим, вы уже прошли основные шаги обучения игре на губной гармошке:

  • Постановка дыхания
  • Извлечение одиночных нот
  • Игра языком и горлом
  • Бенды
Фразировка – это имитация человеческих речевых интонаций: ударений, запятых и т.п. По сути, любая мелодия происходит от пения или речи – и соответственно делится на фразы, предложения, всегда имеет некие кульминации и затишья, смысловые центры и незначительные дополнения.

www.7not.ru

В таком случае, вы уже готовы перейти на новый уровень, добавить в свое исполнение выразительности и применить на деле все изученный приемы игры.

Приведу фрагменты из пары писем, которые мне присылали и которые подвигли меня на написание этой статьи:

…Я освоил бенды, хоть и не очень быстрые, но мелодии с бендами играть могу. О технике, в принципе говорить тоже не очень приходится, но кое-чего умею, тремоло там и прочее. Так вот, посоветуй, чего мне дальше-то делать? Понятно, что нужно прогрессировать, но с чего начать? Учителя у меня нету. Учить бенды дальше, чтобы играть их легко и без напряга? Освоить технику блокирования языком по Беккеру? Учить теорию блюза и основы импровизации? Или все сразу и помногу? Хотя посдеднее не очень реально…

… Понятно, что, нужно рифы учить, только где их взять? Некоторые мелодии с сайта выучил, но опять-таки блюзов с бендами там маловато…

… Проконсультируй меня с импровизацией. То, что у меня выходит, получается нормально, но в основном однообразно. Когда одна песня, нормально, но у меня получается играть так большинство песен. Потом, я вдруг обнаружил, что начинаю думать гитарным соло. И голова как-то не так работает, не могу придумать ничего поновее, пытаюсь сыграть по-другому, а все равно, то же самое выходит…

Что бы ответить на ваши вопросы я советую вам спросить самих себя «зачем я играю на гармошке ?» и «что я хочу играть ?». У вас не должно возникать проблем с тем, что вам играть. Гармошка, гитара, клавиши – это просто музыкальные инструменты – средство выражения, и всё. Музыка же (мелодия, гармония), идет от исполнителя, выражение его мыслей и чувств через звуки. Естественно, каждый инструмент имеет свои особенности и свою фразировку, но сыграть одну и ту же мелодию на каждом, в принципе возможно, а значит выразить одну и ту же идею. Но если все-же по какой-то причине в вашей голове не возникает никаких музыкальных идей, тогда попробуем разобраться в том, как преодолеть этот барьер.

Импровизация – создание музыкальной пьесы без подготовки, в процессе ее исполнения.

Советский энциклопедический словарь

Прежде всего, надо хорошо понимать предмет разговора – что такое “импровизация”, то есть непосредственное проявление творческой фантазии в любом виде творчества.

Приведем пример. Перед вами два исполнения одной и той же мелодии Summertime:

В первом варианте, произведение сыграно по нотам, и мелодия записана очень близко к оригиналу, а второй вариант – джазовая импровизация. Не важно, что играет не гармошка, просто прислушайтесь, как музыкант обыгрывает во втором варианте тему. Узнаваемо, но совсем по другому. Это и есть импровизация на тему.

В блюзе обычно применяется ладовая импровизация, т.е. обыгрывается не мелодия или каждый аккорд, а целиком лад или последовательность аккордов. К блюзовой импровизации применим подход, который бы я назвал «комбинацией» или «комбинированием» – соединением различных или повторяющихся коротких рифов (фрагментов) и приемов в одну партию. Естественно, при таком подходе, со стороны это может выглядеть как блюзовая импровизация, но в данном случае вы думаете этими фрагментами, а не обыгрываете основную тему.

Для того, что бы ваша импровизация звучала разнообразней, нужно как можно больше выучить блюзовых рифов. Нужно внимательнее слушать гармонистов и пропевать фразы которые играются, или лучше снимать или пытаться сыграть то, что играют музыканты.

То, что некоторые гармонисты начинают думать гитарным соло, это даже хорошо, т.к. фразировка у них будет получатся в результате индивидуальная, «гитарная». Очень полезно слушать музыку в исполнении различных инструментов. Известно, что William Clarke много слушал саксофонистов, а Paul Lamb – гитаристов. Примеров много. Многие гармонисты играли и умеют играть на других инструментах. Они уже обладают необходимой музыкальностью.

На начальном этапе я рекомендую послушать «понятных» исполнителей, тех у кого гармошка звучит отчетливо. Ниже приведен далеко не полный список доступных в продаже гармонистов:

  • Little Walter
  • Sonny Boy Williamson I и II
  • James Cotton
  • Charlie Musselwhite
  • Billy Branch
  • Jerry Portnoy
  • Carey Bell
  • Junior Wells
Turneround – это вид каденции, которая создает мелодическую напряженность (заканчивается обычно на неразрешенную ступень), которая, разрешается в новом квадрате. Turneround используется для продолжения соло в следующем квадрате. Наиболее близкий перевод – “на новый круг”, или “опять по новой”

Прислушайтесь внимательно как и что они играют. Попробуйте представить себе, как бы вы сыграли этот фрагмент сами. Как бы вы дашали при этом. Это очень полезно.

Вообще, импровизация, это не просто набор рифов. Это творчество. В фильме «Crossroads» («Перекресток») преподаватель классической гитары в музыкальном колледже говорит парню, пытающемуся играть блюз – “Виртуозное исполнениие примитивной музыки – есть культура. С этим надо родиться”. И он прав. Просто сыграть тот же риф по нотам – не достаточно. Музыку надо чувствовать, в нее надо вложить душу. Сыграть эти ноты с интонацией, как прочитать стихи с выражением. Негров никто не учил музыкальной теории и импровизации. Они выросли на этой музыке, она окружала их быт.

Еще один полезный совет – играйте под блюзовые записи. С гармошкой они или нет, не важно. Полезно достать и те, и другие. Включайте диск и играйте вместе с ним. Если диск с гармошкой, попробуйте повторять те фразы, которые играет гармонист. Если блюз без гармошки – полная свобода в импровизации на эту тему.

Очень полезно выучить гармошечные рифы, ставшие классическими. Существуют произведения, которые все знают и все играют. Полезно будет выучить рифы для этих произведений:

Также, необходимо выучить несколько каденций и turneround’ов – фраз, для завершения блюзового квадрата, чтобы не возникало вопросов в том, как закончить свои соло.

Предлагаю, вам самим снять их из представленных произведений, их там предостаточно. Слушайте и снимайте.

Но, всё-таки, не нужно ограничиваться приведенным списком. Это первое, что приходит мне в голову, но далеко не всё, что нужно знать хорошему блюзмену и гармонисту. Учите и снимайте, всё что найдете и всё, что вам понравится.

Следующим этапом будет поиск более опытного музыканта, с которым вы могли бы играть вместе. Обычно это гитарист. Он мог бы помочь вам с фразировкой, подсказать, как лучше сыграть. На этом этапе вы уже сможете составить ему компанию, обычно гитаристам нравится украшение их музыки гармошечным звуком.

Всевозможных школ по гармошке написано достаточно много. К сожалению, почти вся литература по гармошке на английском языке. Я бы рекомендовал школы Sourcebook of Little Walter/Big Walter Licks for Blues Harmonica by Tom Ball и Steve Baker Blues Harmonica Palyalongs vol.1 и vol.2.

Sourcebook of Little Walter/Big Walter Licks for Blues Harmonica by Tom Ball Steve Baker Blues Harmonica Palyalongs vol.1 и vol.2.

В этих книгах много рифов и нот для блюзовых композиций для гармошки. В обе книжки вложен CD с аудио-примерами из книги.

Если вам привычнее или легче разучивать музыку по нотам или по гармошным таблатуре, то хочу вам порекомендовать две очень полезных книжки.

Blues Harmonica Collection BookBlues Harp Greats by David Barrett

Первая книга – Blues Harmonica Collection Book.

Это сборник нот с табулатурами известных мастеров гармонистов Little Walter, Howlin Wolf, Jimmy Reed, Jimmie Roggers, James Dalton, Elmore James, John Brim, Lester Davenport и Sonny Boy Williamson. Книга довольно объемная и содержательная, но у нее есть недостаток – к ней нет компакт-диска с произведениями, которые даны в книге. В дополнение к книжке, желательно обладать коллекцией CD с указанными исполнителями или придется искать нужные записи в интернете (а это не очень то просто), т.к. учить блюз по нотам – дело практически безнадежное. Нужно слушать живых исполнителей.

Вторая книжка, аналогична первой – это Blues Harp Greats by David Barrett.

В ней так же расписаны табулатуры блюзовых произведений от известных харперов, таких как James Cotton, Paul Butterfield, Billy Boy, Carey Bell и др. Эта Книга выглядит не так внушительно как предыдущая, но к ней прилагается CD с записями, что является несомненным плюсом.

Замечу, что учить музыку по нотам очень полезно, а тем более таких, признанных исполнителей. Все профессиональные музыканты разучивают по нотам или снимают у признанных исполнителей. Это позволяет отточить технику, освоить новые приемы и разнообразить фразировку – то есть, набрать хороший багаж музыкальности. В общем, я бы всем рекомендовал приобрести эти книги.

Поработав, с этими материалами, и добавив в нее своё исполнение и свою музыкальность, в итоге, вы научитесь играть по-своему, в своей трактовке, играть импровизации, а не собирать на одну нитку жемчужины из отдельных чужих фраз. Процесс «сдираяния» чужих фраз даст наилучший результат, если подойти к этим фразам как просто к последовательности нот, которые сыграл другой гармонист. Не нужно копировать его манеру игры и звукоизвлечение, иначе получится второй Стив Бекер, Чарли Масселвайт или даже Литтл Волтер. Виртуозное копирование знаменитостей – это похвально, но это всего-навсего имитация, копирование уже сущестующего.

Отнеситесь к процессу набора блюзовых фраз, как к очередному этапу осовения техники и фразировки. Естественно, четкой границы межу этапами обучения нет. Не нужно забывать и про отработку основ – четкости бэнда, ровности трели, хорошей ритмики и т.п. Аналогично, если у вас есть желание импровизировать, придумывать мелодии и фразы, нет необходимости ждать какого-то определенного момента. Это можно делать сразу, как только вы научились попадать брать одиночные ноты на гармошке.

Запомните, игра на музыкальном инструменте это творчество, а его трудно загнать в определенные рамки.

Автор: Слава Чернов (Blacky), 2003-04-03
Редакция: Сергей Алексеенко, Gidra, Gartron

Добавить комментарий