Второй отличительной особенностью гармошки после вида, является ее строй. То есть, то, как располагаются на ней ноты или, точнее, отношение между нотами в разных отверстиях на вдох и на выдох.
Существуют разные настройки гармошек, которые позволяют удобно извлекать нужные ноты, если выиграете кантри (кантри-настройка), минорные мелодии (минорные настройки), ирландскую национальную музыку (настройка Paddy Righter). Будьте внимательны при покупке гармошки, особенности настройки обычно отображаются на коробке: C dur — обычная диатоническая мажорная гармошка в тональности C (до), E moll — минорная E (Ми), G ct — кантри строй в тональности G (соль).
Тремоло гармоники встречаются в «соло», «рихтер» и «восточном» строе.
Более подробно разбираемся со строями дальше.
Для блюзовой 10-ти дырочной мажорной диатонической гармошки стандартным является «строй Рихтера». Для гармошки в тональности С (До) он будет такой:
Латинские буквы C, D, E, F, G, A, B обозначают ноты, соответственно До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си.
Такое расположение нот обусловлено тем, что во первых это мажорная гармошка, а значит на ней должно будет легко играть мажорные мелодии, которые для тональности C (До) состоят из нот: C, D, E, F, G, A, B (белые клавиши на фортепьяно), а во вторых хитрый Рихтер предусмотрел возможность играть на ней аккордами. Любые три отверстия, сыгранные одновременно на выдох дадут C maj (До-мажор — C E G). Отверстия с 1 по 4 на вдох дадут аккорд G maj (Соль-мажор — G D B). Эти два веселых аккорда можно играть на протяжении всей мелодии в тональности C.
Мы знаем, что между нотами есть расстояния, которые измеряются в тонах и полутонах (1 тон = 2 полутона). Ниже приведена таблица этих расстояний для наших мажорных нот:
Эти знания помогут нам понять как будут располагаться ноты на гармошке любой тональности такого-же строя: схема отношений соседних нот будет одинаковой.
К примеру, мы хотим понять, какая нота на 2-м отверстии на выдох у гармошки в тональности F (фа). Мы знаем, что на гармошках первое отверстие на выдох соответствует ее тональности, то есть для нашей F будет нота F. Если взять гармошку C и измерить расстояние между нотами на выдох на 1 и втором отверстии (C — E), то у нас получится 2 тона. Значит у гармошки в тональности F между этими отверстиями тоже должно быть два тона. Отмеряем два тона от F по второй таблице и получаем A. Значит второе отверстие на выдох на F-гармошке даст ноту A. Так же можно определить все остальные ноты.
Главной особенностью гармошек одинакового строя является то, что мелодия, сыгранная по одинаковым последовательностям отверстий на разных тональностях гармошек, будет звучать одинаково. Единственное отличие будет в высоте мелодии — она будет звучать выше или ниже, в зависимости от тональности гармошки. Но если вы возьмете гармошку другого строя, то мелодия изменится, так как отношение между нотами в отверстиях будут другими.
Обзор разных строев диатонических блюзовых губных гармошек можно почитать здесь.
Заказал себе гармошку d-тональности, новичок, покупаю данный инструмент впервые. Подскажите, не ошибся ли я с выбором?
Новичкам обычно рекомендуется начинать с С (до) гармошки, так как именно для этой тональности написано большое число школ.
Вы можете спокойно упражняться на D (ре) гармошке, просто имейте в виду, что по тональности ваша игра не будет совпадать с записями для школ. В остальном, все будет то же самое, просто на тон выше чем до-гармошка.