Обзор вариантов настроек диатонических гармошек

Обзор вариантов настроек диатонических гармошек

Собственно говоря, в мире существует дикое количество всяких вариантов настройки диатонической губной гармошки, каждый из которых преследует какие-то определенные цели. Однако большинство из них настолько узко специализированы, что их применение очень сильно ограничено. Поэтому в данном обзоре мы о них го-ворить не будем, а рассмотрим только самые распространенные варианты.

Пожалуй, самая распро-страненная настройка, которая подходит практически для любой музыки. Появилась еще в XIX-м столетии и остается неизменной до сих пор. В до-мажорном варианте (C) она выглядит так:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A B D F A

Они выпускаются различными фирмами во всех основных тональностях, от соль до фа, и еще дополнительно – высокая соль и низкая фа. Обычно на них отмечена тональность первой позиции, а тональность второй является доминантным рядом от нее. Такие гармошки обычно маркируются в первой позиции, однако у Lee Oskar кроме этого есть еще и маркировка второй позиции на правой стороне корпуса. Такая маркировка присутствует на всех гармониках Lee Oskar, и это бывает очень удобно.

Эта настройка подходит в первую очередь для исполнения блюза – его играют во второй позиции, то есть в нашем случае – в соль-мажоре. Самые любимые “блюзовые” ступени – 1-я, 5-я и 7-я играются на вдох, что позволяет их сильно украсить всякими бендами и прочими эффектами. Можно играть аккордами и октавами, и вообще, список достоинств этой настройки можно продолжать бесконечно.

На гармошке с рихтеровской настройкой можно так же играть практически любую музыку – джаз, кантри, рок, ритм-н-блюз, однако у нее есть и свои ограничения – минорные мелодии на ней выходят не очень, так как основной минорный лад на ней (ля-минор для до мажора) находится вверху, что не совсем удобно. Да и в блюзе хотелось бы иметь малую терцию во второй позиции (си-бемоль для соль-мажорного блюза на до-мажорной гармошке). Ее, конечно, можно взять бендом на 3-м отвер-стии, но это не совсем удобно…

Эта проблема отчасти решена в так называемой “блюзовой” настройке, в которой отверстие 7-вдох на полтона ниже чем на рихтеровской. До-мажорная гармошка с такой настройкой выглядит так:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A Bb D F A

Таким образом мы имеем во второй позиции доминантный лад, с добавленной минорной терцией, что позволяет сильно украсить композицию. Для блюза это действительно удобно, но для других стилей – просто излишество и потеря одной ноты наверху.

Еще одна общеизвестная настройка – “кантри”. В ней 5-вдох на полтона выше рихтеровской, так что в до-мажоре эта гармошка выглядит так:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F# A B D F A

На такой гармошке мы имеем во второй позиции обычный мажор, зато все опорные ноты у нас играются на вдохе, что очень удобно для исполнения кантри, где очень любят акценты на 4-ю и 5-ю ступени, однако 7-я ступень должна быть как в обыкновенном мажорном ряду, то есть фа-диез для соль-мажора.

Такие гармошки выпускаются фирмой Hohner под маркой Marine Band во всех тональностях, но у Ноннера F# присутсвует так же и на 9-м отверстии:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F# A B D F# A

И последняя распространенная мажорная настройка – Melody Maker, такая гармошка выпускается фирмой Tombo под маркой Lee Oskar. В до-мажоре она выглядит так:

выдох C E A C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F# A B D F# A

Эта гармошка специально сделана для игры во второй позиции – здесь мы имеем непрерывный мажорный ряд в соль-мажоре. Особенно приятным в этой настройке является наличие ноты Ля на 3-выдох – то чего так не хватает на обычной рихтеровской гармошке. Однако тут мы теряем до-мажорный аккорд на первых трех отвер-стиях, что, в общем, не очень удобно.

Tombo выпускает эти гармошки в тональностях Ля, До, Ре, Ми и Соль, причем они маркированы сразу во второй позиции, что облегчает выбор гармошки – чтобы играть в тональности соль-мажор мы берем гармошку “соль” и играем в этой тональности во второй позиции.

Теперь перейдем к основным минорными настройкам. Их две.

Первая из них – натуральный минор. Выглядит он так:

выдох C Eb G C Eb G C Eb G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G Bb D F A Bb D F A

Как мы видим, у нас здесь полное раздолье для минорных блюзов – у нас имеют-ся все три основных аккорда и практически весь минорный ряд во второй позиции. Если вы хотите перевести свой блюз из мажора в минор то вы просто меняете свою рихтеровскую гармошку на натуральный минор и дело в шляпе. К тому же на ней гораздо удобнее играть джазовые композиции (в джазе очень широко используются минорные окраски), да и душещипательные рок-баллады на ней выглядят очень достойно.

С такой настройкой выпускаются две модели гармошек – Tombo Lee Oskar и Hohner Marine Band, и те и другие выпускаются во всех тональностях и маркируются в первой позиции, а Lee Oskar, как обычно, имеет маркировку второй позиции на правой стороне корпуса.

Второй тип минорной настройки – гармонический минор. В отличие от натурального у него 7-я ступень большая, а 6-я – понижена. Выглядит это так:

выдох C Eb G C Eb G C Eb G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F Ab B D F Ab

Такие гармошки предназначены для всяческого сугубо белого фолка, опирающегося на европейскую этническую музыку. Если вам захочется поиграть на гармонике что-нибудь народное, романсы, авторскую песню или что-нибудь блатное – эта гармошка подойдет как нельзя лучше. У нас тут имеется очень часто встречающееся сочетание минорного аккорда в тонике и мажорного – в доминанте, это делает гармонический минор очень удобным для перечисленных жанров.

С моделями здесь ситуация абсолютно такая же как и с натуральным минором.

Отдельно стоит коснуться увеличенных диатонических гармоник, в которых не 10, а 12 и более отверстий. В первую очередь это так называемая настройка “Соло”.

Здесь на выдохе мы имеем на выдохе повторяющийся мажорный аккорд в тонике, а на вдохе – минорный аккорд от второй ступени с добавленной 6-й. Такую настройку имеют гармошки Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering:

выдох C E G C C E G C C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D F A B D F A B D F A B

Фирма Hohner так же выпускает несколько вариантов своей легендарной Marine Band. Это гармоника Стива Бейкера Hohner 365SBS:

выдох C E G C E G C E G C E G C E
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вдох D G B D G B D F A B D F A B

Hohner 365:

выдох C E G C E G C E G C E G C E
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вдох D G B D F A B D F A B D F A

и Hohner 364:

выдох C E G C E G C E G C E G
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D G B D F A B D F A B D

Эти модели являются вариантами обычной рихтеровской настройки, однако имеют дополнительные аккорды сверху или снизу. В принципе, их можно назвать обычными рихтеровскими диатониками с расширенным диапазоном.

Вот, собственно говоря, и все основные варианты настройки диатонической гармоники. Их достаточно для того чтобы играть практически любую музыку. Однако, если вы такой уж экспериментатор, то почему бы вам не придумать свою собственную настройку?

© Перевод Leshka & Kat’kin
© Компиляция и дополнения AVB

2000 г.

Комментарии

  1. Что-то странное.
    “натуральный минор. Выглядит он так:”
    В натуральном до минор три знака альтерации в ключе, си, ми, ля. Шестая ступень должна быть Ab а не A как указано в аппликатуре.
    Что-то тут не то.
    И ниже еще раз:
    “Второй тип минорной настройки — гармонический минор. В отличие от натурального у него 7-я ступень большая, а 6-я — понижена. Выглядит это так:”
    С аппликатурой тут порядок, а вот тезис опять странный, гармонический минор отличается от натурального минора вроде бы только повышенной седьмой ступенью (Bb->B в данном случае), а не двумя, как указано.

    • Ну и заодно, про гармонический минор: “Такие гармошки предназначены для всяческого сугубо белого фолка, опирающегося на европейскую этническую музыку.”
      Думаю, вернее сказать – восточноевропейского или восточноевразийского. :)
      Все эти попытки музыкально-национальной классификации конечно очень относительны и порой комичны, но вроде как гармонический минор – это восточная европа (как будто не одна только Русь), а обыгрывания в г.м. вокруг полуторатонового интервала дают музыке выраженный “восточный” звук…

Добавить комментарий