Обзор вариантов настроек диатонических гармошек

Собственно говоря, в мире существует дикое количество всяких вариантов настройки диатонической губной гармошки, каждый из которых преследует какие-то определенные цели. Однако большинство из них настолько узко специализированы, что их применение очень сильно ограничено. Поэтому в данном обзоре мы о них го-ворить не будем, а рассмотрим только самые распространенные варианты.

Пожалуй, самая распро-страненная настройка, которая подходит практически для любой музыки. Появилась еще в XIX-м столетии и остается неизменной до сих пор. В до-мажорном варианте (C) она выглядит так:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A B D F A

Они выпускаются различными фирмами во всех основных тональностях, от соль до фа, и еще дополнительно — высокая соль и низкая фа. Обычно на них отмечена тональность первой позиции, а тональность второй является доминантным рядом от нее. Такие гармошки обычно маркируются в первой позиции, однако у Lee Oskar кроме этого есть еще и маркировка второй позиции на правой стороне корпуса. Такая маркировка присутствует на всех гармониках Lee Oskar, и это бывает очень удобно.

Эта настройка подходит в первую очередь для исполнения блюза — его играют во второй позиции, то есть в нашем случае — в соль-мажоре. Самые любимые «блюзовые» ступени — 1-я, 5-я и 7-я играются на вдох, что позволяет их сильно украсить всякими бендами и прочими эффектами. Можно играть аккордами и октавами, и вообще, список достоинств этой настройки можно продолжать бесконечно.

На гармошке с рихтеровской настройкой можно так же играть практически любую музыку — джаз, кантри, рок, ритм-н-блюз, однако у нее есть и свои ограничения — минорные мелодии на ней выходят не очень, так как основной минорный лад на ней (ля-минор для до мажора) находится вверху, что не совсем удобно. Да и в блюзе хотелось бы иметь малую терцию во второй позиции (си-бемоль для соль-мажорного блюза на до-мажорной гармошке). Ее, конечно, можно взять бендом на 3-м отвер-стии, но это не совсем удобно…

Эта проблема отчасти решена в так называемой «блюзовой» настройке, в которой отверстие 7-вдох на полтона ниже чем на рихтеровской. До-мажорная гармошка с такой настройкой выглядит так:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F A Bb D F A

Таким образом мы имеем во второй позиции доминантный лад, с добавленной минорной терцией, что позволяет сильно украсить композицию. Для блюза это действительно удобно, но для других стилей — просто излишество и потеря одной ноты наверху.

Еще одна общеизвестная настройка — «кантри». В ней 5-вдох на полтона выше рихтеровской, так что в до-мажоре эта гармошка выглядит так:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F# A B D F A

На такой гармошке мы имеем во второй позиции обычный мажор, зато все опорные ноты у нас играются на вдохе, что очень удобно для исполнения кантри, где очень любят акценты на 4-ю и 5-ю ступени, однако 7-я ступень должна быть как в обыкновенном мажорном ряду, то есть фа-диез для соль-мажора.

Такие гармошки выпускаются фирмой Hohner под маркой Marine Band во всех тональностях, но у Ноннера F# присутсвует так же и на 9-м отверстии:

выдох C E G C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F# A B D F# A

И последняя распространенная мажорная настройка — Melody Maker, такая гармошка выпускается фирмой Tombo под маркой Lee Oskar. В до-мажоре она выглядит так:

выдох C E A C E G C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F# A B D F# A

Эта гармошка специально сделана для игры во второй позиции — здесь мы имеем непрерывный мажорный ряд в соль-мажоре. Особенно приятным в этой настройке является наличие ноты Ля на 3-выдох — то чего так не хватает на обычной рихтеровской гармошке. Однако тут мы теряем до-мажорный аккорд на первых трех отвер-стиях, что, в общем, не очень удобно.

Томбо выпускает эти гармошки в тональностях Ля, До, Ре, Ми и Соль, причем они маркированы сразу во второй позиции, что облегчает выбор гармошки — чтобы играть в тональности соль-мажор мы берем гармошку «соль» и играем в этой тональности во второй позиции.

Теперь перейдем к основным минорными настройкам. Их две.

Первая из них — натуральный минор. Выглядит он так:

выдох C Eb G C Eb G C Eb G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G Bb D F A Bb D F A

Как мы видим, у нас здесь полное раздолье для минорных блюзов — у нас имеют-ся все три основных аккорда и практически весь минорный ряд во второй позиции. Если вы хотите перевести свой блюз из мажора в минор то вы просто меняете свою рихтеровскую гармошку на натуральный минор и дело в шляпе. К тому же на ней гораздо удобнее играть джазовые композиции (в джазе очень широко используются минорные окраски), да и душещипательные рок-баллады на ней выглядят очень достойно.

С такой настройкой выпускаются две модели гармошек — Tombo Lee Oskar и Hohner Marine Band, и те и другие выпускаются во всех тональностях и маркируются в первой позиции, а Lee Oskar, как обычно, имеет маркировку второй позиции на правой стороне корпуса.

Второй тип минорной настройки — гармонический минор. В отличие от натурального у него 7-я ступень большая, а 6-я — понижена. Выглядит это так:

выдох C Eb G C Eb G C Eb G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вдох D G B D F Ab B D F Ab

Такие гармошки предназначены для всяческого сугубо белого фолка, опирающегося на европейскую этническую музыку. Если вам захочется поиграть на гармонике что-нибудь народное, романсы, авторскую песню или что-нибудь блатное — эта гармошка подойдет как нельзя лучше. У нас тут имеется очень часто встречающееся сочетание минорного аккорда в тонике и мажорного — в доминанте, это делает гармонический минор очень удобным для перечисленных жанров.

С моделями здесь ситуация абсолютно такая же как и с натуральным минором.

Отдельно стоит коснуться увеличенных диатонических гармоник, в которых не 10, а 12 и более отверстий. В первую очередь это так называемая настройка «Соло».

Здесь на выдохе мы имеем на выдохе повторяющийся мажорный аккорд в тонике, а на вдохе — минорный аккорд от второй ступени с добавленной 6-й. Такую настройку имеют гармошки Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering:

выдох C E G C C E G C C E G C
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D F A B D F A B D F A B

Фирма Hohner так же выпускает несколько вариантов своей легендарной Marine Band. Это гармоника Стива Бейкера Hohner 365SBS:

выдох C E G C E G C E G C E G C E
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вдох D G B D G B D F A B D F A B

Hohner 365:

выдох C E G C E G C E G C E G C E
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
вдох D G B D F A B D F A B D F A

и Hohner 364:

выдох C E G C E G C E G C E G
отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
вдох D G B D F A B D F A B D

Эти модели являются вариантами обычной рихтеровской настройки, однако имеют дополнительные аккорды сверху или снизу. В принципе, их можно назвать обычными рихтеровскими диатониками с расширенным диапазоном.

Вот, собственно говоря, и все основные варианты настройки диатонической гармоники. Их достаточно для того чтобы играть практически любую музыку. Однако, если вы такой уж экспериментатор, то почему бы вам не придумать свою собственную настройку? :-)

© Перевод Leshka & Kat’kin
© Компиляция и дополнения AVB
2000 г. 

Добавить комментарий