На саммите гармонистов в Минеаполисе в 2000г., Turbo Dog (он же Доктор Джеймс Антаки во время дискуссии по физике язычка и рта, выделил проблему писка язычков, как отдельную тему. Он сказал, что такие гармоники как Lee Oskar страдают от осевых колебаний язычка, находящегося под физическим напряжением, и что, согласно его первоначальным тестам, эти колебания можно загасить приклеиванием маленького квадратика ленты на середину язычка с «подветренной» стороны. Теоретическая база этого способа решения проблемы имеет аэродинамическую природу. Многие видели съемки раскачивающегося моста Tacoma Narrow под воздействием сильного ветра, когда он изгибался как резиновая лента. Турболента работает аналогично тому, что дизайнеры мостов разработали для предотвращения этой ситуации.
Данный метод состоит в простом приклеивании квадратика клейкой ленты на середину язычка. Форма очень важна – квадрат или нечто приближенное к квадрату, похоже, показала себя с наилучшей стороны. Размер не играет роли. Фактически лента должна быть достаточно маленькой, чтобы не перекрывать края язычка и не прикасалась к пластине. Таким образом, сторона квадрата должна быть слегка уже, чем ширина язычка. Слишком малые размеры ленты снижают желаемый эффект, равно как и слишком большие размеры ленты, скажем прямоугольной формы, хотя иногда это неизбежно, когда вы пытаетесь вырезать крохотные квадратики. Подойдет любая клейкая лента, которую можно разрезать на нужные размеры. Моя любимая лента это 1,5 мм лента для графики, которую легче всего резать на 1,5 мм квадратики. Если вы пользуетесь лентой этой ширины, то все что вам требуется для изготовления Турболенты – это сделать один отрез. Я приклеиваю несколько сантиметров ленты на пустую пластиковую бутылку и по мере надобности отрезаю от нее квадратики. Графическую ленту не так то просто разрезать, потому что она сделана из мягкого винила и клей лежит довольно толстым слоем, но его можно разрезать, если резать в одном направлении. Клей позволяет переклеить квадратик если надо, и тем не менее держит его. Старайтесь делать ровные края, так чтобы никакие заусеницы не закусывались между язычком и пластиной. Аэродинамическая теория Turbo Dog’а гласит, что лента должна располагаться на «подветренной» или конвекционной стороне ближайшей к пластине. Это немного усложняет установку на вдоховой пластине и в случае, если вы забыли о ленте при изменении зазора вдохового язычка, вы можете сместить ленту и таким образом усложнить себе жизнь. К счастью, установка ленты «снаружи» вдохового язычка похоже тоже работает хорошо для подавления визга язычка, и поэтому вам не обязательно полностью разбирать гармошку. Используйте обычное лезвие для отрезания и размещения ленты на язычке, а с помощью зубочистки можно приклеить ленту к язычку. Инструмент из набора Lee Oskar для установки зазора очень удобен для разглаживания ленты наружной стороной крючка, но вы можете использовать любой удобный вам инструмент. Турболента была успешно опробована на Lee Oskar, Huang Star Performer и Silvertone Deluxe, Suzuki ProMaster и BluesMaster, Bushman, и на язычках серии Hohner MS. Она даже помогла стабилизировать язычки HM серии Hohner и Hering Blues. Мы клеили ленту на оба язычка на каждом отверстии на азиатских гармониках, что можно было делать без разборки пластин. Это также можно сделать и с Hohner HM и c Hering Blues, но мы успешно добились стабилизации овербендов на этих пластинах наклейкой лент на закрывающих язычках (1-6 выдох, 7-10 вдох). Бесспорно, что турболента стабилизирует овербенды, но все же продолжаются споры, помогает ли она извлечении овербендов. Как менее опытный игрок овербендов, я убедился в том, что турболента помогает в извлечении овербендов, даже в случае когда овербенда невозможно добиться без изменения положения язычка. Если овербенд пытался звучать, то он там должен быть. Турболента может помочь овербенду при большем (не-оверблоу) зазоре, особенно когда это связано с такими работами как развальцовка прорези для язычка на пластине. Профессиональные исполнители овербенда смогут добиться более стабильных овербендов или простоты их извлечения. Этим музыкантам уже проще начать извлечь нужную ноту, но будет проще и удерживать овербенд, с использованием турболенты. Carlos del Junco опробовал гармонику с турболентой во время турне в прошлом году и приехал домой с убеждением, что улучшение удержания овербенда стоит того, чтобы ее использовать. Некоторые люди используют турболенту совместно с вощением пластины и находят, что это улучшает различные аспекты овербенда и позволяет добиться максимального контроля. Как на счет недостатков? Установка турболенты требует немного терпения и точности, как впрочем, и все операции с язычками. Лента может сделать тон звучания язычка унылым, хотя и слегка, но пользователи твердо убеждены, что улучшение воспроизведения овербендов намного перевешивает почти незаметное изменение в тоне, особенно когда мы говорим о гармониках на которых вообще невозможен овербенд без использования турболенты. Некоторые используют ее в основном для улучшения овербенда на 7-10 дырке, где некоторое уменьшение частоты менее заметно, по сравнению с более низкими тонами. Однако, необходимо следить за следующим моментом: т.к. вес ленты может понизить настройку язычка на 1-2 процента, в особенности это касается верхних язычков, то возможно вы захотите слегка подстроить звучание язычка после установки ленты. Я в основном фокусировался на овербендах, но турболента также стабилизирует такие бенды как (3’’’), которые не так легко воспроизводятся на гармониках Lee Oskar с высокими тональностями, а также позволит вам удержать такой бенд как 10’, который легко срывается на любой гармонике. Лента может увеличить эффективный диапазон всех бендов. Она может даже сделать клапанные бенды более удерживаемыми, чем раньше. В настоящее время не прекращаются поиски других материалов, которые можно разместить на середине язычка для получения того же эффекта. Брендан Пауэр рекомендует синтетическую замазку которая сказывается на надежности язычка, которую тем не менее можно стереть. В любом случае турболента однозначно улучшает стабильность овербендов и может помочь каждому более полно использовать его любимые модели диатонических гармоник. Мы все обязаны Доктору Антаки за эти новые технические возможности. Мои благодарности Питу Эдеру за бетта тестирование Турболенты, а также всем харперам, кто испытал и поделился своими результатами. |
|
© Стивен Шнайдер
© Перевод: Hippo, 2003-06-05