10 holes that roll this world или Блюзовый Харп Фестиваль в ЦДХ
Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что все, кто посетил фестиваль, были свидетелями настоящего События.
Два официальных дня, на которых посчастливилось побывать автору, принесли массу впечатлений и еще больше харперских восторгов и блюзовых радостей. Огромная благодарность организаторам фестиваля за их работу, организация такого уровня послужит эталоном для подобных мероприятий с импровизационной музыкой.
Юбилейный, 5-ый Фестиваль, я думаю, запомнят очень многие. Это первый Фестиваль, который вышел за рамки события «для своих», что, к слову сказать, пришлось не всем «старожилам» по душе, и стал подлинным событием музыкальной жизни столицы.
Тот факт, что билеты на блюзовый, харперский фестиваль трудно было достать уже за 5 дней до события – яркий показатель активности жизни на этой сцене и популярности этого инструмента. Кроме роста признания блюза, это еще и свидетельство востребованности этой музыки у слушателей.
Люди любят блюз, и в прошедшие дни блюзмены-харперы заработали множество аплодисментов от восхищенных и счастливых слушателей.
Первый день Фестиваля проходил в клубе Супер-Пупер, и по мысли организаторов должен был представлять марафон, когда команды играли свои программы полностью, столько сколько хотели.
Владимир Кожекин – центральная фигура среди организаторов, и замечательный харпер, — вел речь о том, что это должен был быть 7-ми часовой харп-марафон», к стыду автора, меня хватило только на 3 часа, поэтому расскажу только о них.
Одной из ключевых фигур 5-го Блюз Харп Фестиваля стал легендарный российский харпер Михаил Петрович Соколов, больше известный публике как «Петрович». Своим выступлением в клубе он открыл Фестиваль. Он и Блюзмейкеры выдали замечательную программу из классических и собственных произведений. Сам Петрович был безупречен. Его Изготовители Блюза выдали плотный и упругий саунд. Больше всего выделялись духовая секция – ее рифы блистали медью и голосами во всех номерах. И конечно – гитарист Евгений Немов, его свободное владение инструментом, эталонный блюзовый звук и безупречное владение блюзовыми и джазовыми идиомами ставят его в ряд самых подготовленных гитаристов России. Публика, которой все -таки было мало, для такого события, хорошо потанцевала, а уж следующие – кто сменил Петровича на сцене — Сергей Сорокин (ака John) и Сколдер Блюз дали публике настоящего жару. Блюзмейкеры Петровича унаследовали большую часть духовой секции от Сколдеров, поэтому духовая секция осталась на сцене с Джоном и они со смаком дали фанка, чем разнообразили типичную программу блюзового фестиваля. Хм, в этот вечер их надо было слышать, и после них любой мог сказать себе, мол, «I feel good! So good! So good!». Сам Джон Сорокин блестящий шоумен был в ударе, гитаристы дали дуэли, вокалист дал хорошего блюза, а уж публика щедро отблагодарила Сколдер Блюз аплодисментами.
После электрических громов и стонов вещь в духе Сонни Терри в исполнении Славы Чернова и Алексея Плюща – стала, словно глотком свежего воздуха и короткой передышкой перед «рокешником» (Р. Гегарт) в исполнении группы самого большого гитариста с самой маленькой гитарой.
От Романа Гегарта всегда ждешь чего-нибудь «чикагского», но не тут то было, нам дали утяжеленный вариант Роллинг Стоунз, собственно под песню, которых для меня закончился первый официальный день фестиваля.
Второй, основной день.
До сих пор приятно вспомнить, как все было… Правда, правда. Вспомнить и посмаковать. Вел фестиваль Доктор Аграновский – за его конферанс ему отдельное спасибо — все было очень в уровень.
Все началось с чествования и подарков. ISPA – один из спонсоров фестиваля преподнесла подарок Петровичу, и было видно, что ему действительно приятен этот дар. Очевидно, Hering – действительно хорошие гармони, их можно было увидеть у многих выступавших в тот день на сцене.
Открыл программу дня Максим Некрасов, сразу определив темп и тон всего происходившего в тот вечер на сцене. Публике представили настоящий джаз, без каких либо скидок на сложность жанра и сложность инструмента. В игре Максима было настоящее джазовое мастерство и тот особый лиризм, присущий джазовой хроматической гармони. Для многих Максим станет лицом, и вполне заслуженно, хроматики на российской сцене. Его сменил Михаил Владимиров, с самым необычным и неожиданным сетом на этом фестивале. Диатоника, хроматика и вновь диатоника. С легкостью меняя инструменты, Михаил показал себя мастером и того и другого инструмента. My funny Valentine и Sunny, джаз и, позволю себе определить, соул, были подвластны Владимирову в тот вечер. Формат фестиваля можно определить – как по три композиции от исполнителя, и почти все придерживались этой схемы.
Очевидно, состязаясь в неожиданности выступления с Владимировым, Роман Гегарт, известнейший педагог, крупнейший мастер чикагского саунда в России, представил в этот раз нам другие грани своего музыкального таланта. Какое там «Чикаго». Фанк и кантри-блюз, сказал про себя Гегарт и сорвал заслуженный шквал аплодисментов вместе в Тамарой Кожекиной. От себя хочу заметить, что каждый раз, когда слышу голос Гегарта, меня пробирают настоящие мурашки, Роман настоящий мастер блюза.
Какое имя чаще всего вспоминается гармошечниками, когда они говорят о элите блюзовой гармоники в России, наряду с Гегартом ? Речь идет, конечно, об Александре Братецком. Я нарушу хронологию фестиваля, прошу простить меня, но давно хочу высказать свою мысль. В этот раз Братецкий играл с Блюзителями Аграновского, составом самим по себе звездным, один Гилюта чего стоит, не говоря уже о фронтмене – самом Аграновском. Исполнение Братецкого было, как всегда, безупречным. Его игра – уже давно эталон для гармошечников, и можно сказать, что в ансамблевой игре ему нет равных. Остается только пожелать Александру не забывать о сольных проектах с Кораблиным и другими музыкантами.
С особым удовольствием, я, как и многие другие, вспоминаю выступление Владимира Кожекина, вернее сказать оба выступления. В начале со своим составом «Станция Мир» и русскими блюзами из Питера. А потом, перефразирую самого Кожекина, в приветственном слове большой гармони – маленькой гармони, или подарком от Дяди Федора Чистякова. Мне до сих пор кажется, что самые шумные аплодисменты фестиваля заслужил именно Союз Большой и Малой гармоней. И «Песня о Вовке» и «Блюз Темной Ночи».
Я надеюсь, что сайт harmonica.ru даст возможность увидеть тем, кто не попал на фестиваль, видео с Кожекиным и Чистяковым, чтобы вы сам смогли оценить их выступление.
Второе отделение предоставило сцену гостям. Из гармошечников мы могли видеть на сцене Славу Чернова, с двудольной, почти кантри композицией «I’m going Down», великолепно принятой публикой (когда после исполнения Слава покидал сцену, моя случайная молоденькая соседка разочарованно вздохнула, мол, как же так мало, и я ее полностью поддерживаю, и заявляю — мало, Слава, мало!), также вновь мы видели Джона Сорокина, замечательно отыгравшего свой сет с Плющом, и его джем с Гией Дзагнидзе.
О последнем хочу рассказать несколько подробнее. В отсутствие других именитых гостей, Гия взял на себя ношу Главного Гостя, и преуспел больше любого другого. Замечательный гитарист, с настоящим, фирменным блюзовым гитарным саундом. Его сольные вещи, а также Хучи Кучи Герл с Юлией Смоляниной и акустический дуэт с Петровичем – стали роскошнейшей кодой фестиваля.
Заключительный джем вновь вывел всех харперов на сцену, и тут рукоплесканиям уже не было конца. Петрович, Гегарт, Братецкий, Кожекин, Владимиров, Сорокин, Чернов передали эстафету молодому, подрастающему поколению, в лице молодого, еще никому неизвестного харпера-мальченки, который не стушевался, а смело дул в дудку, даже не представляя в какой компании, он был на сцене 5-го Блюз Харп Фестиваля.
Уже покидая зал, я поймал себя на мысли об особой атмосфере (чего стоил один только Ваня Жук с его особым светлым настроем, лучившимся со сцены от него) уже прошедшего фестиваля, на особом единении публики и музыкантов, это было чувство благодарности всем без исключения пришедшим на фестиваль и разделившим радость от услышанного в тот вечер. Большое спасибо еще раз за Фестиваль.
Александр Гидревич, blues_@mail.ru
Фоторепортаж о триумфальном Пятом Московском фестивале губной гармоники.