Приемы извлечения звука

Приемы извлечения звука

Существуют три способа извлечения одной отдельной ноты:

1. Метод свистка (или как его еще называют “губы трубочкой”);

2. Метод “блокирования языком” (у вас во рту находится 3 или 4 отверстия и все кроме одного перекрываются языком);

3. Метод под названием “язык трубочкой” (язык сворачивается трубочкой и располагается точно над отверстием, из которого будет извлекаться нота.

В начале имеет смысл сосредоточиться на 1-м способе, поскольку он проще. 2-й метод также необходимо будет освоить, но уже на более поздних этапах обучения. 3-й же требует определенных физиологических особенностей строения организма, которыми обладает 50-70% людей, поэтому он не может быть рекомендован всем. Проще говоря, некоторые из нас просто физически не могут свернуть язык трубочкой, как бы ни старались. Наконец, во 2-м и 3-м методах используется язык, с помощью которого начинающему значительно сложнее освоить прием “бенд”.

Чтобы получить представление о том, как на губной гармошке должна звучать одиночная нота, выберите одно из отверстий, предположим 4-е. Закройте 3-е и 5-е отверстия указательными пальцами обеих рук и дуньте в 4-е изо всей силы. Если ваши пальцы плотно прикрыли указанные отверстия, то вы услышите чистую ноту, звучащую на выдохе через 4-е.

Проделайте эту процедуру несколько раз, пока у вас в памяти не отложится звучание одиночной ноты. Если пальцы вас не слушаются, то заклейте указанные отверстия (3-е и 5-е) скотчем.

Если впоследствии у вас возникнут сомнения, еще раз проделайте эту процедуру.

Когда вы четко выясните для себя, как должна звучать на губной гармошке одиночная нота, попробуйте извлечь ее уже без помощи указательных пальцев или скотча. Наверное, вы обратили внимание на то, что губы у большинства людей имеют горизонтальную ориентацию. К сожалению, это усложняет извлечению одиночных нот на губной гармошке. В результате нам приходится сложить губы так, чтобы они приняли более вертикальную форму. Попробуйте проделать это перед зеркалом. Откройте рот, опустите нижнюю челюсть и сожмите уголки рта пальцами.

Вам когда-нибудь приходилось строить гримасу с втянутыми щеками? Именно так мы будем добиваться вертикального положения губ для извлечения одиночной ноты. Поработайте над этим перед зеркалом (естественно без гармошки). Когда вы поднесете гармошку к губам, следите за тем, чтобы щель между ними не увеличивалась в горизонтальном направлении (проверьте это перед зеркалом). Гармошка должна находиться между губ, а не перед ними, именно так и не иначе. Теперь попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-е отверстие.

Если даже и в этом случае одиночная нота у вас не получается, попробуйте прикрыть уголки губ пальцами. Зафиксируйте это положение и постарайтесь сохранить его без помощи пальцев. Обычно у человека со средними способностями освоение этого приема занимает несколько недель.

Если вам по какой-то причине не везет с этим, вернитесь на несколько шагов назад и проделайте все то же самое более основательно.

Когда у вас начнет получаться извлечение чистой одиночной ноты на вдохе и выходе через 4-е отверстие, попробуйте повторять ее без перерыва до тех пор, пока ваши губы ослабнут настолько, что не смогут сохранять правильное положение.

Повторяйте это упражнение в медленном темпе вновь и вновь, пока у вас не выработается правильная мышечная память.

После нескольких дней или недель, добившись положительных результатов при извлечении одиночной ноты на вдохе и выдохе через 4-е отверстие, вы можете попробовать сыграть мажорную гамму. Имейте в виду, что при переходе от отверстия к отверстию должна перемещаться гармошка, а не голова. И вновь здесь вам поможет зеркало.

Если при игре гаммы у вас перестают получаться одиночные ноты, попробуйте отработать переход от 4-го отверстия к 5-му, и наоборот. Занимайтесь этим столько, сколько понадобится для получения положительного результата.

Если при движении от отверстия к отверстию ваши губы прилипают к гармошке, оближите их и ту часть инструмента, которую вы в данный момент используете.

При игре старайтесь держать голову приподнятой. Периодически вытряхивайте из инструмента слюну и скопившуюся сконцентрировавшуюся влагу. Для этого можно резко ударить гармошку о ладонь или о бедро. Излишняя, влага затрудняет свободную вибрацию язычков, что может привести к полной потере звука в том или ином отверстии.

На протяжении первых недель занятий вы будете обеспокоены тем, что губы довольно быстро устают и перестают вас слушаться. Это нормальное явление, которое со временем в результате занятий постепенно будет преодолено. Просто на начальном этапе не стоит пересиливать себя или наоборот сдаваться раньше времени. Главное правило – старайтесь, чтобы гармошка располагалась во рту как можно глубже. Естественно, при этом вы должны быть в состоянии извлекать чистую одиночную ноту. Не забывайте об этом во время занятий. Кстати, к работе над этим приемом звукоизвлечения вам в дальнейшем придется неоднократно возвращаться. Азы техники должны быть освоены вами как можно более основательно.

Добавить комментарий