Собственно говоря, в мире существует дикое количество всяких вариантов настройки диатонической губной гармошки, каждый из которых преследует какие-то определенные цели. Однако большинство из них настолько узко специализированы, что их применение очень сильно ограничено. Поэтому в данном обзоре мы о них го-ворить не будем, а рассмотрим только самые распространенные варианты.
Пожалуй, самая распро-страненная настройка, которая подходит практически для любой музыки. Появилась еще в XIX-м столетии и остается неизменной до сих пор. В до-мажорном варианте (C) она выглядит так:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A |
Они выпускаются различными фирмами во всех основных тональностях, от соль до фа, и еще дополнительно — высокая соль и низкая фа. Обычно на них отмечена тональность первой позиции, а тональность второй является доминантным рядом от нее. Такие гармошки обычно маркируются в первой позиции, однако у Lee Oskar кроме этого есть еще и маркировка второй позиции на правой стороне корпуса. Такая маркировка присутствует на всех гармониках Lee Oskar, и это бывает очень удобно.
Эта настройка подходит в первую очередь для исполнения блюза — его играют во второй позиции, то есть в нашем случае — в соль-мажоре. Самые любимые «блюзовые» ступени — 1-я, 5-я и 7-я играются на вдох, что позволяет их сильно украсить всякими бендами и прочими эффектами. Можно играть аккордами и октавами, и вообще, список достоинств этой настройки можно продолжать бесконечно.
На гармошке с рихтеровской настройкой можно так же играть практически любую музыку — джаз, кантри, рок, ритм-н-блюз, однако у нее есть и свои ограничения — минорные мелодии на ней выходят не очень, так как основной минорный лад на ней (ля-минор для до мажора) находится вверху, что не совсем удобно. Да и в блюзе хотелось бы иметь малую терцию во второй позиции (си-бемоль для соль-мажорного блюза на до-мажорной гармошке). Ее, конечно, можно взять бендом на 3-м отвер-стии, но это не совсем удобно…
Эта проблема отчасти решена в так называемой «блюзовой» настройке, в которой отверстие 7-вдох на полтона ниже чем на рихтеровской. До-мажорная гармошка с такой настройкой выглядит так:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | A | Bb | D | F | A |
Таким образом мы имеем во второй позиции доминантный лад, с добавленной минорной терцией, что позволяет сильно украсить композицию. Для блюза это действительно удобно, но для других стилей — просто излишество и потеря одной ноты наверху.
Еще одна общеизвестная настройка — «кантри». В ней 5-вдох на полтона выше рихтеровской, так что в до-мажоре эта гармошка выглядит так:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F# | A | B | D | F | A |
На такой гармошке мы имеем во второй позиции обычный мажор, зато все опорные ноты у нас играются на вдохе, что очень удобно для исполнения кантри, где очень любят акценты на 4-ю и 5-ю ступени, однако 7-я ступень должна быть как в обыкновенном мажорном ряду, то есть фа-диез для соль-мажора.
Такие гармошки выпускаются фирмой Hohner под маркой Marine Band во всех тональностях, но у Ноннера F# присутсвует так же и на 9-м отверстии:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F# | A | B | D | F# | A |
И последняя распространенная мажорная настройка — Melody Maker, такая гармошка выпускается фирмой Tombo под маркой Lee Oskar. В до-мажоре она выглядит так:
выдох | C | E | A | C | E | G | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F# | A | B | D | F# | A |
Эта гармошка специально сделана для игры во второй позиции — здесь мы имеем непрерывный мажорный ряд в соль-мажоре. Особенно приятным в этой настройке является наличие ноты Ля на 3-выдох — то чего так не хватает на обычной рихтеровской гармошке. Однако тут мы теряем до-мажорный аккорд на первых трех отвер-стиях, что, в общем, не очень удобно.
Tombo выпускает эти гармошки в тональностях Ля, До, Ре, Ми и Соль, причем они маркированы сразу во второй позиции, что облегчает выбор гармошки — чтобы играть в тональности соль-мажор мы берем гармошку «соль» и играем в этой тональности во второй позиции.
Теперь перейдем к основным минорными настройкам. Их две.
Первая из них — натуральный минор. Выглядит он так:
выдох | C | Eb | G | C | Eb | G | C | Eb | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | Bb | D | F | A | Bb | D | F | A |
Как мы видим, у нас здесь полное раздолье для минорных блюзов — у нас имеют-ся все три основных аккорда и практически весь минорный ряд во второй позиции. Если вы хотите перевести свой блюз из мажора в минор то вы просто меняете свою рихтеровскую гармошку на натуральный минор и дело в шляпе. К тому же на ней гораздо удобнее играть джазовые композиции (в джазе очень широко используются минорные окраски), да и душещипательные рок-баллады на ней выглядят очень достойно.
С такой настройкой выпускаются две модели гармошек — Tombo Lee Oskar и Hohner Marine Band, и те и другие выпускаются во всех тональностях и маркируются в первой позиции, а Lee Oskar, как обычно, имеет маркировку второй позиции на правой стороне корпуса.
Второй тип минорной настройки — гармонический минор. В отличие от натурального у него 7-я ступень большая, а 6-я — понижена. Выглядит это так:
выдох | C | Eb | G | C | Eb | G | C | Eb | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
вдох | D | G | B | D | F | Ab | B | D | F | Ab |
Такие гармошки предназначены для всяческого сугубо белого фолка, опирающегося на европейскую этническую музыку. Если вам захочется поиграть на гармонике что-нибудь народное, романсы, авторскую песню или что-нибудь блатное — эта гармошка подойдет как нельзя лучше. У нас тут имеется очень часто встречающееся сочетание минорного аккорда в тонике и мажорного — в доминанте, это делает гармонический минор очень удобным для перечисленных жанров.
С моделями здесь ситуация абсолютно такая же как и с натуральным минором.
Отдельно стоит коснуться увеличенных диатонических гармоник, в которых не 10, а 12 и более отверстий. В первую очередь это так называемая настройка «Соло».
Здесь на выдохе мы имеем на выдохе повторяющийся мажорный аккорд в тонике, а на вдохе — минорный аккорд от второй ступени с добавленной 6-й. Такую настройку имеют гармошки Hohner 364S Marine Band, Huang Cadet Soloist и Hering:
выдох | C | E | G | C | C | E | G | C | C | E | G | C |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
вдох | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
Фирма Hohner так же выпускает несколько вариантов своей легендарной Marine Band. Это гармоника Стива Бейкера Hohner 365SBS:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
вдох | D | G | B | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B |
Hohner 365:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B | D | F | A |
и Hohner 364:
выдох | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | E | G |
отв. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
вдох | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | B | D |
Эти модели являются вариантами обычной рихтеровской настройки, однако имеют дополнительные аккорды сверху или снизу. В принципе, их можно назвать обычными рихтеровскими диатониками с расширенным диапазоном.
Вот, собственно говоря, и все основные варианты настройки диатонической гармоники. Их достаточно для того чтобы играть практически любую музыку. Однако, если вы такой уж экспериментатор, то почему бы вам не придумать свою собственную настройку?
© Перевод Leshka & Kat’kin
© Компиляция и дополнения AVB
2000 г.
Что-то странное.
«натуральный минор. Выглядит он так:»
В натуральном до минор три знака альтерации в ключе, си, ми, ля. Шестая ступень должна быть Ab а не A как указано в аппликатуре.
Что-то тут не то.
И ниже еще раз:
«Второй тип минорной настройки — гармонический минор. В отличие от натурального у него 7-я ступень большая, а 6-я — понижена. Выглядит это так:»
С аппликатурой тут порядок, а вот тезис опять странный, гармонический минор отличается от натурального минора вроде бы только повышенной седьмой ступенью (Bb->B в данном случае), а не двумя, как указано.
Ну и заодно, про гармонический минор: «Такие гармошки предназначены для всяческого сугубо белого фолка, опирающегося на европейскую этническую музыку.»
Думаю, вернее сказать — восточноевропейского или восточноевразийского. :)
Все эти попытки музыкально-национальной классификации конечно очень относительны и порой комичны, но вроде как гармонический минор — это восточная европа (как будто не одна только Русь), а обыгрывания в г.м. вокруг полуторатонового интервала дают музыке выраженный «восточный» звук…