
1. ВВЕДЕНИЕ
Добро пожаловать на урок ритмической гармоники.
Меня зовут Питер Мэд кэт Руф. Эта школа познакомит нас со ритмическими звуками, которые можно извлекать с помощью диатонической гармоники (10 дырок).
У меня гармоника в ключе С (до) и для всех примеров мы будем использовать диатоническую гармонику в этом ключе.

2. ПРОСТОЕ ПЫХТЕНИЕ, ПАРОВОЗ («The Simple Chug»)
Начнем с самого простого. Я называю этот ритм «Простое пыхтение». Он звучит так:
Вот, что я делаю: я дважды играю вдох через дырки 1, 2, 3 и потом – дважды выдох через 1, 2, 3. Получается:
вдох — вдох — выдох выдох,
вдох — вдох — выдох — выдох.
Давайте попробуем очень медленно для начала:
Это был ритм «Простое пыхтение».
Теперь можно сыграть его быстрее, потренировавшись немного:
Давайте сыграем тот же ритм, но на выходохе перейдем на другие дырки, вместо того чтобы выдыхать через 1, 2, 3, вы выдыхаете через 2, 3, 4, но вдыхаете все равно через 1, 2, 3:
Теперь, что бы придать энергии в самом начале вы можете произнести здвук «Ди» на вдохе. Ваш язык прижат к небу, потом опустите его и это дает ударную волну воздуха, звучит это так:
Когда вы сможете играть это быстро, это будет звучать так:

3. РИТМ ДЖОН ЛИИ ХУКЕРА, БУГИ ШАФЛ (John Lee Hooker Rhythm, Boogie Shuffle)
Следующий ритм, который бы я хотел показать, я называю «Ритм Джон Лии Хукера» или «Буги Шафл», он звучит так:
Этот ритм основан на том замечательном факте, что на диатонической гармонике 2 вдох и 3 выдох – это одна и та же нота:
Поэтому, с этой двойной нотой на вдохе и выдохе, дающей один и тот же звук, вы можете получить потрясающий эффект пыхтения паровоза:
В этом ритме на первой ноте я делаю небольшой удар звуком «Ди»:
Давайте сыграем первую часть этого ритма вместе:
вдох — выдох — вдох,
вдох — выдох — вдох,
вдох — выдох — вдох
На гармошке по дыркам это:
2, 3, 2
2, 3, 2
2, 3, 2
И так, медленно:
Это первая часть ритма.
Вторая часть звучит так:
Я играю «выдох — вдох» и потом я беру бенд на 3 дырке:
Это чистая нота:
Это бенд:
Тепер играем всё вместе:
Если вы не можете брать бенд на этой ноте, то вы услышите, что если ее не бендить, то она звучит немного подругому:
Но будет более блюзовый звук, если вы сможете использовать бенд.
Давайте попробуем добавить скорости:

4. БЕНДЫ НА НОТАХ
Один из замечательных приемов игры на гармонике, который я на самом деле не включил в эту школу, но часто ссылаюсь на него – это бенды на нотах.
На первых 6 дырках вы можете изменить тон ноты на вдохе, изменяя объем во рту.
Вы можете понизить тон ноты:
И на верхних 4 дырках, вы можете понизить тон на выдохе:
5. РИТМИЧЕСКИЕ СЛОГИ ( Rhythm Syllables)
Теперь, что бы еще больше погрузиться в изучение гармоники, я хотел бы представить концепцию, которую я называю «Ритмические слоги». Вы можете представить себе эти слоги, как строительные блоки. Вы можете использовать их для построения любых очень крутых ритмов. Сначала, два ритмических слога, которые я хочу показать это «ХАП» и «ПА», они звучат вот так:
Теперь, сыграем медленнее, что бы мы могли понять, что это такое. На «ХАП» я просто делаю вдох и закрываю рот, соединяя губы вместе, вот так:
Но я это делаю на вдохе все время:
Когда моя нижняя губа ударяется о верхнюю, то воздух отсекается и получается этот ударный звук:
Это «ХАП — ХАП»:
За исключением того, что я вдыхаю:
Получается такой звук:
Теперь, звук, соответстующий «ХАП» – это «ПА». Это когда ваши губы размыкаются снова:
В этом звуке моя нижняя губа на самом деле отделяется от гармоники:
Моя верхняя губа остается сверху гармоники, но нижняя – отдельно:
Теперь давайте соединим всё вместе.
Я делаю вдох через дырки 1, 2, 3 и произношу на вдохе «ХАП-ПА-ХАП-ПА»
Звучит это вот так:
Ваши губы, перекрывающие поток воздуха, создают этот замечательный ударный звук.
6. ВДОХ, ВДОХ, ВЫДОХ, ВДОХ (In, In, Out, In)
Ну вот, пока это все примеры ритмов игрались на вдохе. Конечно, вы не можете вдыхать все время, поэтому давайте добавим ноты на выдох. Это будет «ХАП-ПА-ХАП-ПА» то же самое движение губами, но дыхателный шаблон теперь будет:
вдох — вдох — выдох — вдох,
вдох — вдох — выдох — вдох
И когда вы дышите этот ритм, выши губы продолжают делать ХАП — ПА — ХАП — ПА (вдох — вдох — выдох — вдох)
Это звучит вот так:
Это очень полезный ритм к которому вы можете возвращаться довольно часто. Добавим скорости:
7. ТРЕТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БЛОК (3-rd Building Block)
Теперь «Третий строительный блок», который я хотел бы вам показать, это третий ритмический слог — «Ш» или «Щ»:
Здесь я выдыхаю воздух через зубы, как звук «Щ», но я выдыхаю его мимо гармоники, под ней. Воздух не проходит через гармонику, он идет ниже:
Теперь, вместе с «ХАП» и «ПА». Давайте запишем схему:
ХАП — ПА — Ш — ХАП — ПА — Ш
Звучит это так:
Таким образом вы здесь получаете звук без какого либо воздуха, идущего сквозь гармонику. Он проходит под гармоникой.
Давайте немного еще его улучшим, вот так:
ПА — пауза — Ш — ХАП
Вот так это звучит:
Если сыграть этот ритм на скорости, то это звучит так:
Итак, это:
ПА — пауза — Ш — ХАП — ПА — пауза — Ш — ХАП — ПА — пауза — Ш ХАП.
Т.е. «ПА» приходится на первую долю:

8. БАЗОВЫЙ РИТМ (Home Base)
Теперь, мы рассмотрим мой самый любимый изо всех ритмов, я называю его «Базовый ритм». И называется он базовым потому, что вы всегда можете вернуться к этому ритму, если до этого долго играли другие ритмы. Вы можете просто соскользнуть на этот ритм и чувствовать себя там в безопасности. Передохнув, вы можете снова «выходить» и импровизировать в разных направлениях, но всегда полагаетет вернуться обратно к этому ритму.
Этот ритм звучит так:
Давайте сыграем его помедленней, проанализируем что бы понять что это, примерно вот так:
Итак, это:
ПА — Ш — ХАП — ПА,
пауза — ПА — Ш — ХАП.
Всё это играется на вдохе, за исключением «Ш» и паузы конечно, где вы не вдыхаете и не выдыхаете.
Это базовый ритм и вы можете творить что нибудь просто из воздуха и потом возвращаться обратно к нему. Вот так, например:
Базовый ритм очень полезный ритм.
Как вы можете заметить, я могу играть все эти ритмы достаточно быстро, и добивается это только долгой практикой. Поэтому лучший способ добиться этого, это начать играть ритмы точно и медленно и со временем, вы сможете достигнуть нужной скорости. Не ожидайте таких результатов в первый день или первую неделю, но продолжайте работать над собоий и у вас всё получится.

9. ТРЕЛЬ ЯЗЫКОМ (Tongue Rolling)
Как вы вероятно заметили, игра здесь идет намного больше на вдохе, чем на выдохе. И иногда вы настолько переполняетесь воздухом, что вам просто необходимо как нибудь избавиться хотя бы от части его. И один из способов избавиться от воздуха, это делать трель языком и выдыхать, вот так:
В осноном делается это на 4 дырке, но вы можете захватить и 3 с 5, это нормально:
Просто делайте «Р-Р-Р» языком, избавляясь от воздуха. Это похоже испанское «Р»:
Вот так:
Если вы много играете на вдох, так вы можете избавиться от избытка воздуха:
Давайте теперь возьмем один из шаблонов, например такой:
ПА — Ш — ХАП — ПА
ПА — Ш — ХАП — ПА
Ш — ХАП — ПА — ПА
Р-Р-Р-Р-Р-Р
Теперь, когда вы добавите скорости, то этот ритм будет звучать вот так:
Это просто способ избавиться от лишнего воздуха. Я не очень часто его использую, но все же иногда. Очень удобно иметь такой прием в запасе.

10. ЕЩЁ РИТМИЧЕСКИЕ СЛОГИ (More Rhythm Syllables)
Теперь, следующий ритмический слог, над которым я хотел бы рассказать – это «ЯКА» и «ТА»:
Они здорово работают вместе. Вы говорите «ЯКА — ТА», но через гармонику:
Или вы можете говорить «ЯКА — ТАП»:
Снова используя дырки 1, 2, 3:
Давайте добавим «ПА» в конце, так будет лучше: «ЯКА — ТАП — ПА»:
Теперь, я хочу вернуться к основному базовому ритму и добавить «ЯКА — ТАП» и раскатистое «Р-Р-Р», т.е. мы собираемся использовать всё, что мы знаем теперь в этом новом небольшом ритме. Это звучил примерно так:
Давайте проанализируем что на самом деле я делаю. Я начал с:
ЯКА — ТАП — ПА — ПА
Ш — ХАП — ПА — Ш
ХАП — ПА — Ш — Р-Р-Р
Это достаточно сложно, я полагаю, поэтому я сыграю это медленнее:
Теперь вы можете сыграть этот ритм и потом сыграть его снова, но вместно раскатистого «Р-Р-Р» вы можете добавить «Ш», и так у вас будет ритм в два раза длиннее, который звучит вот так:

11. ВОЗВРАЩЯЕМСЯ К БУГИ ШАФЛ (Return To The Boogie Shuffle)
Хорошо, теперь давайте вернемся к Джон Лии Хукер Буги Шатлу, который мы разучили ранее, и добавим некоторые из этих ударных слогов в тот ритм, что бы напомнить вам, это – Джон Лии Хукер ритм:
Для начала давайте добавим «ПА» в начале вместо 2 вдох, добавим «ПА» на 1, 2, 3:
Это создает ощущение удара, такое «Умпф» в этом месте. И то, что я делаю здесь – это «ПА»:
Я также делаю здесь звук «ВАУ», используя руки. Они полностью закрыты и точно на ПА я открываю мои руки и это дает как бы ударную волну, взрыв, вот так:
Ну вот так, и теперь следующий шаг, давайте добавим «Ш»:
Вместо 3 выдох вы добавляете «Ш»:
Таким образом, вы придаете больше напора в свою ритмическую игру, добавляя эти ритмические слоги. Иногда можно просто добавить сильное «ПА», как бы случайно, ну вот так:

12. ЗВУКИ ГОЛОСОМ
Один из самых удивительных харперов, которых я когда либо слышал, был Сони Терри. Он был причиной, по которой я начал играть на гармонике, причиной номер один. Когда я услышал его, я понял, что просто должен научится играть также как он. Он был замечательный ритм-исполнитель. Он добавлял уханье, вокальные звуки в свою игру на гармонике. Вот так:
Я должен был научиться так играть. Я потратил очень много времени, чтобы понять, как он делал эти приемы. Казалось он добавлял как бы лающие звуки, но на самом деле это был звук «А». Это был был звук «А», но произносимый фальцетом вместо голосового «А»:
Я придумал способ как это можно добавить в мою игру:
Итак, если используете «А», а потом выдох на 3 дырке:
Потом вдох на 3-й, тогда вы с легкостью можете использовать этот прием в своей игре:
Еще раз, это «А», затем 3 на выдох и 3 на вдох:

13. ТОПОТ МАРКИ СОНИ ТЕРРИ (Sonny Terry Stamp Stomp)
(игра слов stamp – stomp – топать)
В 1998 году почтовая служба США выпустила марку на которой была фотография Сони Терри. Я полагаю это был первый раз, года харпер был изображен на марке. И по этому случаю, я написал небольшую мелодию, тему, названную Топот Марки Сони Терри. Она вот так:
Давайте выучим эту тему. Я сыграю ее вам медленно. Первая часть:
3 выдох, 2 вдох и 3 выдох. Это все одна и та же нота:
Когда вы запомните эти «ПА — ПА — ПА, тогда начните говорить перед ними «А»:
С негромким «А»:
Итак, это первая часть. Давайте сыграем её снова:
За этим следует:
Это 3 вдох:
3 вдох с бендом:
И 2 вдох:
Теперь всё вместе:
И потом 2 бенд, 2 вдох и 3 выдох. Вторая часть звучит вот так:
Теперь соединяем два кусочка вместе:
Добавляем скорость:
Это был Топот Марки Сони Терри.

14. РИТМ БАРАБАННЫХ ТАРЕЛОК (Hi Hat Rhythm)
Хорошо, еще один классный ритм, корый мне нравится, я называю его «Ритм барабанных тарелок», потому что вы добавляете небольшой звук «Ш», похожий на звук барабанных таррелок. Звучит это так
Что бы выучить этот ритм, мы должны выучить еще один слог. Это слог «ХА»:
Это как говорить «ХАХ» но вдыхая при этом:
Это просто тип неглубокого вдоха:
Не используйте здесь свой язык вообще, просхо «ХАХ — ХАХ»:
Итак, соединяя всё вместе со звуком «Ш», получим:
Когда я делаю «Ш» мои губы на самом деле не на гармонике в этот момент. Я подношу гармонику к своим губам, когда уже готов на вдохе произнести «ХАХ»:
Не нужно отводить гармошку далеко, всё очень близко:
Если вы добавите этот прием к другим ритмам, то можете получить вот такое звучание:
Но когда вы играете это быстро, то «Ш» всегда падает на слабую долю:
Падает как раз на то место как и моя «свистящая металлическая тарелка». На самом деле – это простой держатель ударяющий по дереву. Это удобно что бы отбивать слабую долю:
Теперь, как использовать руки – это очень важно для игры на гармонике в любом стиле. Вы можете двигать руками, как будто вы двигаете поверхность звука. Если вы играете хороший ритм и при этом открываете и закрываете свои руки, очень медленно, вы можете добиться вот такого звука:
Итак, не забывайте теперь использовать свои руки.

15. Унн Таа (Unn Taah)
Я хочу сыграть песенку для вас, которая называется «Унн Таа». Она звучит так:
Итак, давайте помедленее, что бы сформулировать, что на самом деле я делаю:
Итак, начиная со 2 дырки, бенд и вверх снова. И потом «ХАП — ПА» и на выдохе «ХАП — ПА» и потом, 3 и 2 вдох, потом «ХАП — ПА», потом 2 бенд вниз и опять вверх, итак медленно но все же немного побыстрее, звучит так:
Итак, вся песня звучит вот так:
Давайте я сыграю это еще раз медленно
Я просто потом играю:
УМ — ПА — ПА — ПА — ПА
Так что это «ХАП — ПА» идет на двойной скорости по отношению к остальной песни:
Т.е., этот ритм у вас идет на разных скоростях относительно друг друга. И это здорово звучит. Здесь вот вся мелодия на нормальной скорости:
Теперь я медленно сыграю для вас эту часть, она просто идет на 4-й и 3-й дырках…это на 4-й и это все между прочим на вдохе:
Итак, соединяем это с другими частями:
И потом также все на вдохе:
Это действительно не так сложно как это выглядит или как это звучит. Я сыграю это медленно снова:
Теперь, вот эта часть – немного хитрая. Вы языком блокируете две дырки и дуете с двух сторон вашего рта:
Выдох, вдох, выдох.. и так, соединим всё вместе . Это звучит вот так
А эта часть немного хитрая:
Это как говорить «ПАБ», когда ваш язык на гармонике:
Я на самом деле отодвигаю гармонику ото рта:
Так вы получаете звук «Умпф» с убыванием потока воздуха:
Соединим это всё вместе:
Сыграем это всё вместе на нормальной скорости:
16. ГАРМОНИКА И ГИТАРА
Со мной здесь сидит гитарист. Он будет аккомпанимировать мне на гитаре, а я собираюсь вставлять в это блюзовое произведение те ритмы, над которыми мы с вами работали:
В этом примере я добавил немного «ПА», совсем немного:
Это «ПА» дает окраску, приносит интерес в этот блюз. Давайте попробуем снова тот же кусок:
Идея понятна? Я могу их вставлять тут и там. Еще что я могу брать триплеты, как будто я играю на пианино. Давайте попробуем снова:
Все это на выдохе
Потом идет 4 аккорд. Я могу играть также на выдохе:
Когда вы на 5-м аккорде (это не самый простой аккорд), вы можете всегда взять 1 вдох и 4 вдох и переходить с одной на другую и обратно:
Но ноты между ними, на самом деле не вписываются в 5 аккорд, поэтому, если вы как бы прыгаете через них, вы дольше сможете играть. Давайте попробуем снова:
Это даст вам идею о том, что делать в блюзовых песнях.
Хорошо, давайте попробуем сделать что нибудь немного в фольклорном стиле. Я буду играть «ХАП — ПА» ритм как фон, как если бы я задавал ритм:
ХАП — ПА — ХАП — ПА
Вот так:
Этот «ХАП — ПА» ритм – очень полезный для таких вещей. Вы можете просто уступить дорогу гитаристу и все же поддерживать ритм:
Т.е.ритм такой:
УМ -ХАП — ПА
УМ — ХАП — ПА
Теперь я могу играть мелодию часть времени и затем вернуться к этой «ХАП — ПА» части, что бы поддержать ритм гитары. Итак, давайте попробуем эту песню еще один раз:
Bот замечательный лик, который обычно является частью гитарных или даже фортепианных ликов, но он также здорово звучит на гармонике. Вот он:
Я выдыхаю в 3 дырку, 6 дырку, и блокирую 4 и 5 дырки центром языка:
Я дую боковыми сторонами рта и что бы так сделать, ваше дыхание должно быть таким:
ХУХ — ХУХ
ТА — ТА — ТА
Вот так:
Итак, после того как вы сыграли:
и продолжили:
здесь играете 5, 4, 3, 2 на вдохе:
Теперь всё вместе:
Перед тем как начать лик, я выдаю легкое «ПА»:
Давайте попробуем это с гитарой:

17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ну вот хорошо, это все приблизительная установка для ритмической гармоники. Я надеюсь, вы найдете часть этой информации полезной. Помните, это требует много практики. Не расстраивайтесь. Начинайте медленно и получайте удовольствие от этого. Я хочу закончить урок «Экстравагантной темой для ритмической гармоники»:
Видео данной школы:
© Автор: Peter Madcat Ruth
© Перевод: Жукова Светлана
© Редакция: Grey Wolf, 2005-02-19