Seydel SAMPLER – одна гармошка, две тональности, три октавы

Seydel SAMPLER – одна гармошка, две тональности, три октавы

Компания Seydel выпустила новый вид диатонической гармошки со слайдером.

Гармошка представляет собой модифицированную хроматическую гармошку. Слайдер переключает тональности с C на G и наоборот (его можно развернуть на 180 градусов) и имеет специальный блокирующий механизм. Гармошка полуклапанная и это позволяет брать на ней бенды на вдох. Строй гармошки такой же как у хроматики и вам доступна вся мажорная гамма. Удобно будет тем, кто играет блюзы и мелодии на хроматике и при этом не пользуется слайдером. С гармошкой SAMPLER вы получаете две гармошки в одной.

Ниже вы можете ознакомиться с моим переводом статьи с сайта-производителя.

SEYDEL SAMPLER — по-настоящему стоящий инструмент для исполнителей мелодий: один инструмент в двух тональностях и тремя полными октавами.

SAMPLER — идеальный инструмент для исполнения популярных мелодий, фолк и ирландской музыки и настоящее новое испытание для всех любителей “звука блюзовой хроматики”! Слайдер гармошки переключает между тональность между двумя ключами (C и G).

  • соло-настройка в двух ключах C и G
  • три полные октавы в двух тональностях, удобное переключение тональности с помощью слайдера с блокирующим механизмом.
  • полу-клапанная конструкция, возможность взять несколько бендов (бенд: специальная техника понижения тона)
  • полноценный звук, благодаря язычкам из нержавеющей стали, для динамичного исполнения и хорошего отклика
  • антикоррозийные платы из германского серебра
  • акриловый корпус созданный с повышенной точностью обеспечивает малую потерю воздуха и высокую прочность
  • оптимизированный легко-движущийся механизм слайдера с малыми потерями воздуха, снабженный инновационным блокиратором для фиксации нажатого слайдера.
  • эргономичный мундштук с круглыми отверстиями (посеребренный) для удобства игры
  • антикоррозийные нержавеющие крышки, с широким раскрытием с задней стороны для оптимального отражения звука
  • различные настройки слайдера: если слайдер повернут на 180 градусов, инструмент будет играть в тональности G (отжатый слайдер) и C (нажатый слайдер (по умолчанию: C -> G, после переворота слайдера: G -> C). Для того, чтобы перевернуть слайдер, необходимо демонтировать мундштук.

Нажатие слайдера не дает полутона, как на хроматических гармошках.
Хотя инструмент может работать в двух разных тональностях, хроматическая шкала не доступна (без использования бендов). Гармошка SAMPLER не является тремоло гармоникой.

Обучающая статья со звуковыми примерами

Что делает SAMPLER уникальным инструментом?

В гармошке SAMPLER сочетается легкость исполнения на хроматической гармошке с возможностью двухсторонней гармошки, позволяющей вам играть в C-Major или G-Major (D-минор или A-минор в третьей позиции). Соло-настройка идеальна для исполнения мелодий и использования всех нот в мажорном ладу в трех полных октавах. С гармошкой SAMPLER теперь стало возможным сочетать чистую мелодию с полными, богатыми звуком аккордами.

1. Мелодия и аккорды

Когда слайдер нажат, вы играете в ключе G. Когда вы отпускаете слайдер, вы начинаете играть в ключе C на том же самом инструменте! Это позволяет вам исполнять произведения в ключе G с необходимыми вам аккордами (тоника G / субдоминанта C / доминанта D) так же как с помощью нашей двухсторонней модели Seydel Mountain Harp. Мелодии в тональности G (E-минор), C (А-минор) также легко играются на том же самом инструменте при использовании слайдера, который позволяет моментально переключаться между тональностями

Блокирующее устройство слайдера гармошки SAMPLER

SAMPLER — оптимальный вариант для блюзовых музыкантов для изучения новых возможностей. Импровизация в миноре (хроматический блюз) возможна на гармошке SAMPLER в A- и D-миноре в третьей позиции с добавлением классического “жирного” блюзового звука.

И самое главное: SAMPLER предоставляет гибкость: вы можете бендить важные ноты. Гармошка с полу-клапанной конструкцией и это позволяет исполнять бенды так же как на обычной диатонике. Это открывает двери креативности и выразительности вашему исполнению. Моментальное переключение между A- и D-минором осуществляется просто нажатием слайдера.

2. Blues-Lick

Разница между SAMPLER и хроматической гармоникой

На хроматических гармошках обычно исполняют фолк и поп музыку из-за их возможности играть простые мелодии. По сравнению с тремоло или октавным инструментом, контроль над тоном и расходом воздуха у хроматики более эффективен. Многие хроматисты не полностью используют возможности слайдера, который повышает ноты на полутон и играют в основном в C-мажоре, стандартном ключе инструмента.

Профессиональное владение хроматикой с полным освоением всех 12 тональностей на одном инструменте требует музыкального образование и продолжительной практики. Из-за этого только единицы музыкантов используют полный потенциал хроматической гармошки.

Заметьте, что SAMPLER не может воспроизвести полною хроматическую гамму без использования бендов. SAMPLER не является ни тремоло, ни октавной гармошкой. Он больше похож на вариацию диатонической гармошки с брильянтовым, ярким звуком хроматики, таким же как у модели SEYDEL SAXONY.

Как держать и играть на SAMPLER

Держите инструмент левой рукой — низкие ноты должны быть слева. Слайдер можно нажимать указательным или большим пальцем правой руки.

Извлечение одиночных нот — техника блокировки губами против блокировки языком 

Чистота мелодий зависит от чистоты исполнения одиночных нот.

Первым делом попробуйте найти расслабленную “форму губ” (амбушюр), которая похожа на форму губ при свисте — хорошим примером будет просвистеть низкую ноту и потом попробовать сыграть ноту на гармошке, используя тот же самый тип дыхания. Это техника игры называется “блокировка губами” (“puckering”). Если вы играете низкие ноты, вам необходимо будет увеличить объем рта для того, чтобы звук был полный и громкий. Амбушюр при этом будет иметь форму такую же как при произношении глубокого звука “У”.

Исполнение высоких нот на гармошке требует такого же внимание к амбушюру. Произнесите буквы “Э” и “И”, чтобы почувствовать форму и объем рта, и положение языка. В обоих случаях этот метод работает как для нот на вдох, так и на выдох. Наиболее важно помнить про дыхание через инструмент, используя диафрагму. Глубокое, контролируемое дыхание позволяет добиться полного и грубокого звука.

Ваш амбушюр, форма рта в комбинации с позицией губ, языка и зубов, влияет на тон инструмента. Вы сами формируете это важное соединение с гармошкой.

Слева: Объем рта для исполнения низких нот (звук “У”)
Посередине: Объем рта для средних нот (звук “Э”)
Справа: Объем и форма рта для исполнения высоких нот (звук “И”)

Блокировка языком — еще одна техника исполнения одиночных нот, в которой вы прикрываете несколько отверстий языком, позволяя потоку воздуха проходить между краем языка и одной из сторон рта. Это дает вам возможность играть одиночные ноты с аккомпанементом (аккордами). Язык можно поднимать и опускать на блокируемые отверстия, производя ритмический рисунок. Эта техника позволяет блокировать две, три и даже четыре отверстия.

Техники блокировка губами и блокировка языком дополняют друг друга, и лучше всего развивать эти две техники одновременно, чтобы полностью овладеть инструментом и привнести профессиональный звук в ваше исполнение.

Исполнение мелодий на гармошке SAMPLER

SAMPLER имеет соло-настройку (c равномерной темперацией), которая обычно используется в хроматических и некоторых тремоло моделях (см. расположение нот ниже по тексту). Соло-нистройка предоставляет три полные октавы из всех нот лада C-мажор или G-мажор (D-минор или A-минор в третьей позиции).

Соло-настройка продоставляет все восем нот из мажорного лада, повторяющиеся в отверстиях 1–4, 5–8 и 9–12. Это позволяет вам играть играть многие мелодии в трех разных по высоте регистрах со всеми необходимыми нотами.

1-я позиция:

Ноты в C-мажоре (——|) C D E F G A B C

Ноты в G-мажоре (—|) G A B C D E F# G

Таблатура (нижний регистр): 1 -1 2 -2 3 -3 -4 4

Таблатура (средний регистр) 5 -5 6 -6 7 -7 -8 8

Таблатура (верхний регистр) 9 -9 10 -10 11 -11 -12 12

Пояснение: 2 = отверстие 2 выдох, -1 = отверстие 1 вдох

Когда слайдер нажат, вы играете в ключе G-мажор (A-минор в третьей позиции). Если слайдер отпустить, вы будете играть в ключе C-мажор (D-минор в третьей позиции). Это создает впечатление, как буд-то SAMPLER содержит в себе два инструмента.

Вот таблатры к двум популярным мелодиям и соответствующие минусовки:

Amazing Grace (1st position)

3   4    4           6    -5 5 6 -5 5 -3 3
A-maz-i-ng Grace! How sweet the sound!

3    4 4 6   -5   5 6 -5 6 7
That saved a wretch like me!

6   7     7     6   -5 5 6 -5 5 -3 3
I once wa-s lost, but now a-m found;

3   4     4    6 -5 5 6 -5 4
Was blind, but now I see.

Summertime (in A-Minor, 4th position)

6      5      6
Sum-mer-time,

-5    5  -5  6  5 -3  2
And the liv-in’ is eas-y

6     5   -5   -5
Fish are jump-in’ 

4     -3  4   -3   4 -4
And the cot-ton is high 

6    5     6     6    6
Oh your dad-dy’s rich 

-5   5     -5      6       5    -3    2
And your mam-ma’s good look-in’ 

2    3    2   3 -3 4
So hush lit-tle ba-by

6   -5  4    -3
Don’t you cry

Исполнение аккомпанемента при помощи SAMPLER

Благодаря тому, что SAMPLER виртуально это два инструмента, на нем возможно аккомпанировать мелодии, используя полные аккорды которых нет на одиночном инструменте.

Многие мелодии требуют три аккорда для аккомпанемента: аккорд тоники (I, 1-я ступень лада), субдоминанты (IV, 4-я ступень лада) и доминанты (V, 5-я ступень лада). Соло-настройка обычно предоставляет аккорд тоники (на выдохе). Аккорд на вдохе связан с доминантным аккордом. Этот Minor 6th аккорд не звучит так же сладко, как чистый мажорный доминантный аккорд.

Исполнение пьес в G-мажоре 

Пьесы в G-мажоре (A-минор в третьей позиции) могут быть исполнены с нажатым слайдером.

Если вы сыграете ноты на выдох на трех соседних отверстиях вы услышите G-мажорный аккорд (тоника). Если вы отпустите слайдер пока выдыхаете на тех же дырках, вы услышите субдоиминантовый аккорд (C-мажор). Этот аккорд не доступен на других инструментах с соло-настройкой. Это “натуральный” мажор-доминантный аккорд. Этот доминантный аккорд может быть сыгран с нажатым слайдером на вдох на тех же отверстиях. Это не настоящий мажорный доминантный аккорд, но он звучит лучше, чем минорный 6th аккорд, который звучит не так как вам бы хотелось. Настоящий доминантный аккорд это D-мажорный аккорд. Вы можете извлечь чистый аккомпанемент, используя ноты тоники с отпущенным слайдером (D на 1-5-9 на вдох).

Аккомпанемент в G, C и D

Исполнение пьес в C-мажоре:

Чтобы играть на SAMPLER в C-мажоре, начните с отпущенного слайдера и нот на выдохе. Вы можете получить настоящий мажорный доминантный аккорд G, нажимая на слайдер.

Если в произведении требуется сыграть субдоминантовый аккорд (F-мажор), вы можете найти тонику F на 2 / 6 / 10 отверстии на вдох с отпущенным слайдером. Соседняя нота справа – это A и эта нота также часть F-мажорного аккорда — так вы можете аккомпанировать субдоминанте, играя двойные ноты F и A.

Аккомпанемент в C, F и G

Минорный блюз на гармошке SAMPLER

Блюзовые пьесы в минорных ключах или свинги в мажоре часто исполняются на хроматиках. Слайдер, который повышает ноты на полутон на хроматических гармошках, часто используется в традиционных блюзах.

Типично жирный хроматический звук производится за счет игры октавами или интервалами с помощью техники игры двойными нотами. Двойные ноты играются с при помощи блокировки одной, двух или трех нот в центре и этот прием часто используется в фольклорных мелодиях.

Блюзовый риф с использованием двойных нот

Техника игры двойных нот позволят вам играть октавы, захватывая четыре отверстия ртом и блокируя три центральных отверстия языком, позволяя потоку воздуха проходить через одиночные ноты слева и справа. Другие интервалы так же доступны и берутся с помощью этой же техники, блокируя больше или меньше отверстий в центре с помощью языка.

Пример исполнения хроматической блюзовой гармошки пьесы “Blues in the Dark”. Исполняет её легендарный Georg Harmonica Smith.

Он использует стандартную C/C# хроматическую гармошку со слайдером нажатым все время, чтобы играть пьесу в Eb-миноре.

Чикагская легенда блюза, Little Walter, одним из первых догадался, что блюзы можно играть на хроматике и многие его записи демонстрируют его замечательное умение играть в третьей позиции на хроматической губной гармошке.

Минорный VI аккорд из дорийского лада звучит по-джазовому. Хроматика с соло-настройкой так же удобна для игры свингов, джазов, блюзов и минорных блюзовых пьес. Усиливая этот звук через микрофон для блюзовых гармошек и усилитель придаст гармошке классический звук и выведет ее на новый уровень.

Гармошка SAMPLER позволит импровизировать в двух основных блюзовых тональностях. Если слайдер нажат, вы можете играть в A-миноре. Когда слайдер отпущен вы играете в D-миноре. Если вы будете делать это на стандартной 10-дырочной диатонике, вы будете играть в третьей позиции (так же называемой double crossed). Все ноты в блюзовом ладу будут доступны. Играйте две или три ноты одновременно для классического жирного тона, особенно когда играете с усилением и ревербом!

Бенды на гармошке SAMPLER

Гармошка SAMPLER — полуклапанный инструмент. Язычки на выдох — без клапанов. На некоторых отверстиях на вдох можно исполнять бенды. Бенд — очень важная техника, позволяющая вам быть более выразительным в вашей импровизации. Когда вы изучите эту технику, вы сможете играть все ноты из блюзового лада, дополняя “хроматический” блюзовый звук гармошки SAMPLER.

Нажатый слайдер (G-мажор)

Бенды в G

выдох:GBDF#
вдох:ACEG
бенды на вдох:AbEb

Слайдер отпущен (C-мажор)

Бенды в C

выдох:CEGC
вдох:DFAB
бенды на вдох:DbAb

Пожалуйста, заметьте: c практикой вы научитесь бендить ноты на выдохе, что позволит вам играть весь хроматический лад. Когда вы играете бенд на выдохе на SAMPLER, один из двух язычков в отверстии приводится в движение (из-за полуклапонности). Эти ноты могут звучать тонко и их контролировать намного сложнее чем бенды на вдохе, где звучат два язычка.

Исполнение блюзов в A-миноре на SAMPLER

Если вы начали свое соло с нажатым слайдером, вы играете в A-миноре (аккорд тоники, 1-я ступень лада). Тоникой в третьей позиции в тональности A будут отверстия 1, 5 и 9. Все ноты A-минорного блюзового лада будут доступны.

Чтобы играть субдоминантовый аккорд D-минор (4-я тупень лада) вы должны нажать слайдер. Вы можете импровизировать при этом в D-минорном блюзовом ладу.

Чтобы играть в доминантном аккорде (в основном E-мажор, 9-й такт 12-тактового блюза), вы должны нажать слайдер и играть около нот-тоник доминантного аккорда на вдох на отверстиях 3, 7 и 11.

Блюзовый лад в третьей позиции:

Ноты произведения в A (мажор или минор) (—|) A C D Eb E G A

Ноты произведения в D (мажор или минор) (——|) D F G Ab A C D

Таблатура (нижний регистр) -1 -2 3 -3′ 3 4 -5

Таблатура (средний регистр) -5 -6 7 -7′ -7 8 -9

Таблатура (верхний регистр) -9 -10 11 -11′ 12

Пояснение таблатуры: 2 = отверстие 2 на выдох, -1 = отверстие 1 на вдох, -3′ = отверстие 3 вдох с бендом

Иногда доминантный аккорд повышают на полутон (F-мажор, 9-й такт 12-ти тактового блюзового лада). Нота F доступна, когда слайдер нажат и вы играете на вдох отверстия 2, 6 и 10. Ноты справа от этих могут бы сыграны одновременно с перечисленными, как вариант.

Блюз в A-миноре: медленно

Блюз в A-мажоре: быстро

Исполнение блюзов в D-миноре на гармошке SAMPLER

Если вы начинаете ваше соло с нажатым слайдером, вы будите играть в D-миноре (I, 1-ая ступень лада). Тоникой третьей позиции будет нота D – отверстия 1, 5 и 9. Все ноты D-минорного блюза доступны.

Когда мелодия достигнет субдоминантового аккорда G-минор (IV, 4-я ступень лада), отпустите слайдер и импровизируйте по тому же ладу, который вы использовали с тоническим аккордом.

Когда вы дойдете до доминантного аккорда (V, A-минор, 9-й такт 12-тактового блюза), нажмите слайдер, чтобы сыграть доминантный аккорд A-минор, используя ноты из A-минорного блюзового лада.

Блюз в D-миноре: медленно

Блюз в D-мажоре: быстро

Несколько слов о “хроматическом блюзе”

На стандартной хроматике с соло-настройкой (C/C#) изменение ключа лада не так просто описывается, как это было рассказано выше — слайдер у хроматической гармошки повышает все ноты на полутон и музыкант вынужден выучивать новое расположение нот для исполнения в другой тональности. Если вы послушаете пьесы, сыгранные в D-миноре или Eb-миноре, вы услышите это.

Именно по этому при исполнении традиционного блюза слайдер у хроматики очень редко используется. В случае использовании хроматической гармошки, слайдер обычно используется для эффектов или при переходах между нотами.

Гармошка SAMPLER отличается от стандартной хроматики, предлагая новые возможности. Ее устройство позволяет вам сменить тональность при исполнении, не думая о новом расположении отверстий. Это привносит простоту 10-ти дырочной диатоники, у которой каждая тональность гармошки имеет один и тот же шаблон расположения нот, но в другом ключе, при этом с возможностью моментально переключать тональности.

Также, гармошка позволит вам использовать бенды, что принесет экспрессию полутонов в ваше исполнение, как буд-то вы играете на 10-ти дырочной диатонике.

Исполнение ирландского фолка на SAMPLER

Ирландский фолк обычно играется в тональности D, потому что обычно на эту тональность используют скрипачи. SAMPLER — самый правильный инструмент для этого типа музыки, потому что он датет вам возможность играть одновременно в тональностях D и A. Чтобы играть в D-мажоре, вы будете играть с отпущенным слайдером. Чтобы переключиться на доминантный аккорд (A-мажор), нажмите слайдер и играйте аккомпанемент легко и просто!

Мелодии в A-мажоре также можно исполнять пока слайдер нажат. В этом случае субдоминантовый аккорд (D-мажор) доступен при игре на выдох с отпущенным слайдером.

Традиционные фолковые пьессы, такие как “What Shall We Do with the Drunken Sailor?” и “Scarborough Faire” сохраняют свой фолковый звуковой подчерк и филинг, когда вы играете на SAMPLER в дорианском ладу. Этот метод исполнения подобен исполнению блюзов в 3-ей позиции.

Вы так же можете играть фолковые пьесы в E-миноре (слайдер отпущен) или B-миноре (слайдер нажат), так как тоники будут доступны на 1, 5 и 9 отверстиях на вдох.

3-я позиция (дорийский лад):

Ноты пьесы в D-дориан (——|) D E F G A B C D

Ноты пьесы в A-дориан (—|) A B C D E F# G A

Таблатура (нижний регистр) -1 2 -2 3 -3 -4 5 -5

Таблатура (средний регистр) -5 6 -6 7 -7 -8 8 -9

Исполнение минорных пьес

Вы можете играть минорные пьесы в 3-ей позиции, как описывалось выше, или вы можете использовать гибкость SAMPLER, так как все ноты мажорного лада так же входят в лад натурального минора (параллельная минорная тональность). C/G SAMPLER дает A-минор/C-минор с отпущенным слайдером и E-минор/G-минор с нажатым. Доступные ноты все теже что и в параллельных мажорных тональностях. Тоники располагаются в 3, 7 и 11 отверстиях на вдох.

Минорный блюзовый лад также доступен, но нота на выдох в 6 (9) отверстии должна быть понижена бендом через бенд на выдохе.

4-я позиция (Натуральный минорный лад):

Доступные ноты в A-миноре (——|) A B C D E F G A

Натуральный минорный лад в тональности A

Доступные ноты в E-миноре (—|) E F# G A B C# D E

Натуральный минорный лад в тональности E

Таблатура:  -3 -4 4 -5 6 -6 7 -7

Доступные ноты для блюза в A-миноре  (——|) A C D Eb E G A

Блюзовый лад в A

Доступные ноты для блюза в E-миноре (—|) E G A Bb B D E

Блюзовый лад в E

Таблатура: -3 4 -5 6′ 6 7 -7

Расположение нот на гармошке SEYDEL SAMPLER

Тональности: C / G

Тональности: D / A


Источник: Sampler Tutort
Перевод: Grey Wolf, 2013

Комментарии

Добавить комментарий