Михаил принадлежит к ветеранам отечественного блюза, В июле этого года он отметит свой 50-летний юбилей. А начинал Петрович более 30 лет назад, в 1970 году, еще в первом составе легендарного УДАЧНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, а затем — в таких именитых коллективах, как ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, МАШИНА ВРЕМЕНИ, МИСТЕРИЯ БУФ, ОКНО, СТАРАЯ ГВАРДИЯ, STAINLESS BLUES BAND, BLUES HAMMER BAND. Кроме того, он вел еженедельную телепрограмму «Просто блюз» на канале НТВ.
Михаил Соколов, исполнитель на губной гармонике, которого музыканты с милым почтением называют между собой «Петрович», — одна из самых стильных и колоритных личностей блюзовой Москвы.
На заре 90-х Петрович первым на нашей блюзовой сцене превратил губную гармонику в солирующий инструмент и по сей день остается лучшим среди отечественных харпистов, что подтверждено двумя дипломами наиболее престижного международного конкурса исполнителей на губной гармонике в Троссингене (Германия).
В настоящее время Михаил работает с группой БЛЮЗМЭЙКЕРС, являясь ее создателем и руководителем. Основа БЛЮЗМЭЙКЕРС — великолепная ритм-секция: Сергей Чекморенко (ударные), Тимур Мустафин (бас) и Евгений Немов (гитара). Особого внимания заслуживает медная группа: Александр Пчелинцев (виртуоз трубы) и два брата — Сергей Капшин (тромбон) и Александр Бородин (тенор-, баритон-саксофон и вокал). Все это лаконично переплетается с характерным звучанием губной гармоники Петровича.
Позднее к коллективу примкнул известнейший в Москве исполнитель блюзов и рок-н-роллов, солист группы СТАРАЯ ГВАРДИЯ Александр Сикорский. Со временем появились еще два участника. Это виртуозный гитарист и певец, солист группы MODERN BLUES BAND Гия Дзагнидзе и гений фортепиано, певец, исполнитель рок-н-роллов, солист OFF BEAT Денис Мажуков.
Мы встретились с Петровичем в клубе «Forte», где он и его группа БЛЮЗМЭЙКЕРС регулярно работают по средам, и в перерыве между выступлениями, в короткий промежуток времени, я попытался узнать его мнение по некоторым важным вопросам, касающимся блюзовой музыки, и попросил немного рассказать о себе.
MUSIC BOX: Миша, в каком году ты впервые вышел на сцену?
МИХАИЛ СОКОЛОВ: Это было в начале семидесятых, когда я познакомился с Володей Матецким и была образована группа, исполнявшая тяжелую музыку, — ХАРАКИРИ. Дебютировал я, кстати, в качестве барабанщика. Репетиции проходили в клубе Культуры и Техники — напротив Пушкинского музея. Вскоре нас оттуда выгнали, и некоторое время я слонялся без дела. Затем меня пригласили в группу УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, куда позже пришел и Матецкий в качестве бас-гитариста. В этом составе — Матецкий, Белов, Соколов — мы играли приблизительно 12 лет. В какой-то период к нам примкнул Алик Микоян на губной гармонике, потом Алик Гусейнов на саксофоне.
МВ: Миша, как ты пришел к губной гармонике и как осваивал игру на ней?
МС: Мне приходилось играть разную музыку, — я работал в кабаке, в цирке, на эстраде, делал записи с Давидом Федоровичем Тухмановым, но периодически все время возвращался к блюзу. Мне всегда хотелось, чтобы в группе был человек, умеющий играть на губной гармонике. Наконец я уговорил своего друга, и он привез мне из Германии сразу целый комплект губных гармоник и даже школу игры на ней. А поскольку в голове у меня постоянно звучали типичные блюзовые фразы, оказалось, что научиться их воспроизводить на губной гармонике не так уж и сложно. Не бросая барабанов, я постепенно набирал силу в игре на губной гармонике, стараясь участвовать в различных джемах, где это было возможно. Первый мой настоящий дебют как губного гармониста состоялся в группе STAINLESS BLUES BAND, которую мы организовали с Борей Булкиным. Это было 8 лет назад. А затем появился коллектив BLUES HAMMER BAND, с этим составом у меня состоялось много интересных творческих поездок. Были поездки на фестиваль в Троссинген, в Германию. Там вообще существует культ губной гармоники, и не только в блюзовой ипостаси. Один раз я даже слышал «Танец с саблями» Хачатуряна в исполнении трех губных гармонистов. Закрыв глаза, можно было сказать, что это играет один аккордеонист.
МВ: Инструменты каких фирм ты считаешь для себя наиболее подходящими?
МС: На первом месте, конечно же, Hohner. Раньше я отдавал предпочтение инструментам фирмы Lee Oskar, но оказалось, что они трудны в ремонте. Самой качественной моделью является Meisterklasse с металлической декой. Из инструментов с деревянной декой неплохая модель -Marine Band, а из недорогих пластиковых — Big River. Стив Бейкер (Steve Baker), например, играет исключительно на Big River.
МВ: Какой комплект гармоник ты считаешь наиболее полноценным для исполнительской работы?
МС: В идеальном случае — двенадцать, по количеству тональностей, — это связано, в основном, с перестройками гитары, но обычно на концерте используется меньшее количество. Каждая гармоника позволяет нормально играть в четырех тональностях — двух мажорных и двух минорных.
МВ: Кого ты считаешь своими кумирами среди исполнителей на губной гармонике?
МС: Кого-то одного назвать не могу, есть масса прекрасных музыкантов, у меня очень большая коллекция записей. Я бы выделил Джуниора Уэллса (Junior Wells), Шуга Блю (Sugar Blue), Джеймса Коттона (James Cotton), Джерри Портного (Jerry Portnoy). Среди молодых блюзменов также есть много очень техничных музыкантов, в частности Little John Chrisley.
МВ: Есть ли у тебя любимый состав инструментов, с кото рыми ты чувствуешь себя наиболее уютно?
МС: Мой излюбленный состав — квартет: барабаны, бас, гитара, губная гармоника. В таком составе музыкальная ткань наиболее прозрачна и читаема. Мы пробовали вводить в состав клавишника или второго гитариста — сразу появлялось ощущение тесноты и кашеобразности в звучании. Но, с другой стороны, мне хочется иногда поиграть в настоящем блюзовом бэнде с развитой духовой секцией, хотя, с финансовой точки зрения, собрать такой состав в наше время очень сложно.
МВ: Расскажи, пожалуйста, о наиболее интересных поездках с твоим составом. Как относятся за границей к российским блюзменам, принимают ли их всерьез?
МС: У нас была очень интересная поездка в Хорватию, где мы выступали в джазовом клубе «B.P.Club», в котором играли такие звезды, как Джо Пасс (Joe Pass), Тутс Телеманс (Toots Thielemans). К российским музыкантам относятся очень хорошо. Меня представили известному французскому губному гармонисту Жан-Жаку Мильто (Jean — Jacques Milteau), который является одним из самых техничных в Европе, и он воскликнул: «Блюзовый музыкант из России? Разве это возможно?»
МВ: Меняется ли в России с годами отношение к блюзу? Становится ли он более популярным?
МС: Я считаю, наш жанр до сих пор не избалован популярностью. Видимо, это связано с тем, что у нас английский язык распространен не достаточно широко. В тех странах, где английский является равноправным наряду с остальными языками -прежде всего в европейских странах -блюз наиболее популярен. Пожалуй, исключение составляют Франция, где слушают, в основном, собственную национальную музыку, а также Греция Италия.
МВ: Ты считаешь блюз серьезным или легким жанром, трагичным или оптимистичным?
МС: При всей своей глубине — блюз, безусловно, оптимистичен. Мы вообще играем совсем немного чисто минорных блюзов.
МВ: Как ты относишься к изречению: «блюз — это когда хорошему человеку плохо»?
МС: Да, что-то в этом есть. Я часто задумывался над тем, что плохой человек не может быть хорошим музыкантом. Блюз дает огромный стимул к импровизации, а импровизация — к творчеству, самовыражению, сильным чувствам, а на это способен только искренний человек.
МВ: Как ты воспринимаешь попытки наших музыкантов создавать блюзовую музыку на русском языке?
МС: Не могу сказать, что это в принципе безнадежная идея, но то, что получается, мне не нравится.
МВ: Ты считаешь гармонику инструментом солирующим, аккомпанирующим или универсальным?
МС: Губная гармоника — инструмент универсальный. А солировать или не солировать — это вопрос, относящийся больше к энергетике музыканта, его способности самоутверждаться на сцене.
МВ: Существует ли у нас в стране школа обучения игре на губной гармонике?
МС: Наработанной структуры и системы обучения у нас не существует. У меня есть друг Рома Гегарт, который дает уроки игры. Кроме того, у нас проводится уже пятый фестиваль, организуемый Володей Кажекиным. А вообще, я замечаю, что интерес к инструменту есть. Иногда бывает так, ждешь поставки каких-нибудь инструментов в компании Слами, не успеваешь вовремя их купить и вдруг смотришь -а их уже раскупили.
МВ: Считаешь ли ты, что основные шедевры блюзовой классики уже написаны? Есть ли перспективы у блюзовой музыки, и в каком направлении она может развиваться?
МС: Блюз постоянно развивается. Если взять, например, более поздний по отношению к блюзу хард-рок, то он весь пропитан блюзом. Такие группы, как GRAND FUNK и LED ZEPPELIN вообще иногда исполняют конкретные блюзовые стандарты. Периоды спада и подъема интереса к блюзу происходят, на мой взгляд, волнами. Иногда блюз переживает «revival», как бы возрождение интереса к нему.
МВ: Считаешь ли ты, что истинный блюзмен должен вести определенный образ жизни?
МС: Свой образ жизни, конечно, у нас существует, но это не означает, что каждый блюзмен непременно должен быть законченным алкоголиком, бабником и кандидатом за решетку. Я, например, вполне добропорядочный семьянин, хотя я тоже пережил периоды дружбы со стаканом.
МВ: Различаются ли, на твой взгляд, подходы к артисту в российском и западном шоу-бизнесе?
МС: Сегодня я думаю, уже нет. Если артист вызывает интерес у публики, если он состоялся как музыкант или шоумен, то он будет вызывать интерес и у менеджеров, и у продюсеров.
Подошло время второго отделения, и Петрович, извинившись, поспешил на сцену. Я с удовольствием пошел слушать их выступление. В зале собралась разношерстная публика, но при первых аккордах БЛЮЗМЭЙКЕРС, люди оторвались от своих бесед я закусок и живо аплодировали после каждой песни. Петрович объявляет: «А сейчас мы исполним произведение Эла Купера (Al Cooper). Краткий перевод песни: «Я на Алабаме, пистолет в кармане…»
Василий Ильин, MUSIC BOX #2 (28) 2003