Интервью с Кристель Бертон

(Денис) – Привет Christelle Berthon!

(Кристель) – Привет ребята! Я надеюсь, у вас в России все нормально?

-Спасибо, что ты согласилась ответить на несколько вопросов для российских харперов с ресурса harmonica.ru

– Всегда пожалуйста! Я тронута, что вы проявили интерес к моей игре!

– И так, сегодня, 23 августа, суббота, в Кенигсберге дождь за окном, и всего +14, а что у тебя?

– Ну, здесь была дождливая погода, сейчас нормально!

– Что делаешь сейчас?

– Я в депрессии с разбитым сердцем! Ну, зато, у меня есть удобный случай чтобы начать второй этап моей работы на диатонической гармошке … Я хочу сыграть все основные хроматические гаммы на диатонике, сижу ? репетирую, так как это обычно делают классические музыканты, и как делала я, когда еще ничего не знала о губной гармонике.

– “Письмо из России” тебя удивило? Вообще ты предполагала, что в России тоже могут быть харперы?

– Я знала, что в России много людей играющих на губной гармонике, я имею в виду, что наш маленький инструмент пользуется популярностью и распостранён во всем мире, и это не удивительно, что он пересек бывший железный занавес.

– Расскажи, как и когда ты начала играть, как произошло первое знакомство с blues harp? И почему blues harp, за что ты любишь его?

– Я в прошлом классический / народный музыкант, музыка моего детства была со мной всегда, вела по жизни, но блюз…
Мое первое знакомство с блюзом было в 1994 году, мне было 25 лет, где-то спустя 6 месяцев после того, как я купила мою первую гармонику, к сожалению слишком поздно. Это была долгоиграющая пластинка (LP ), которую я заимствовала у друга своего отца с записями Американского Народного Фестиваля Блюза (American Folk Blues Festival), там был “Sonny Boy Williamson blues” (который играл на харпе в F). И, поверьте мне, француской девочке, которая понятия не имела о той (американской) культуре и традициях… все эти звуки, которые издавал этот парень были настолько странные и тревожные, но, такие чарующие, волшебные, мистические …. В то время я была поглощена классической музыкой, играла на гобое по 5 ? 8 часов в день… Классическая музыка очень далека от блюза, но, с тех пор, блюз звучит в моей душе.
Где -то около двух лет я пыталась играть на харпе, в 90-х были попытки имитировать, как-то подражать игре потрясших меня, великих музыкантов-харперов, и в то же время я слушала Sonny Boy и Жан-Жак Milteau.
Что мне делать с моей страстью к гармонике, я имею в виду играть блюз или rock’n ролл музыку свободы и опасности! Она захватывает все мое существо! Я не знаю, поверите вы мне или нет, но я забываю, что я делала за секунду до того как беру гармошку, я не знаю, что буду делать потом, моя игра, мой блюз ? импровизация и я не знаю что получится в итоге.

– Какой марки была твоя первая гармошка?

– Конечно же, что было Hohner, и я играла на этой марке очень долго, пока не попробовала Seydel ….

– В твоих роликах на youtube ты говоришь много о брэнде Seydel, сейчас ты думаешь, что они делают лучшие гармошки?

– Гармошки Seydel являются наилучшим, поскольку качество их продукции очевидно, просто попробуй и ты сойдешь сума от любви к этому инструменту прямо сейчас! Очень приятная, эргономичная, не подсасывает воздух, отзывчивая и металлические язычки действительно увеличивают срок службы инструмента. Я люблю эту марку, использую только ее в последнее время. Наверное поэтому Seydel дает мне возможность быть одним из ее эндорсеров.

– Какая модель Seydel твоя самая любимая?

– Я люблю 1847 Silver за его универсальность, отзывчивость и мощный звук.

– Как ты относишься к Hohner (у нас в России это самая распостраненная марка) и к другим брендам типа Suzuki, Tombo, Hering?

– Ну, я никогда не играла на гармошках других производителей, только Hohner и Seydel. У меня нет достаточно денег для того, чтобы покупать много гармошек разных брендов, хотя я подумываю, что Suzuki будет мой следующий выбор ….
А еще Брэд Харрисон представит в октябре диатоническую гармонику высшего качества с уникальным дизайном, я просто умираю, как хочу получить дополнительную информацию о нем и об этом инструменте!

– У тебя очень хорошая, поставленная техника игры, ты много репитируешь?

– Я не понимаю сути вопроса, я люблю харп, люблю играть на нем, хочу делать это все лучше и лучше, а много или мало я занимаюсь… Хотелось бы больше, но и физическим возможностям есть предел…

– Как ты думаешь, в чем твои недостатки, ну, ведь не все еще получается достаточно хорошо? Над чем бы ты хотела еще поработать?

– Мне кажется, я должна быть более точным и быстрым игроком, к сожалению сейчас я не играют достаточно быстро и точно … Вот почему, со вчерашнего дня я занялась достаточно скучным делом ? гоняю хроматические гаммы на C диатонике.

– На каких еще музыкальных инструментах ты играешь?

– На гобое (я кажется уже упоминала раньше).

– На своей страничке http://ru.youtube.com/user/christellester ты пишешь, что на тебя оказали влияние Jean-Jacques Milteau, Stevie Wonder, Jason Ricci, Ravel, Schubert, Ella Fitzgerald но они не играли (и не играют) блюз, почему ты пишешь, что твоя музыка в стиле блюз?

– Я музыкант, и я люблю разную музыку …. Даже если я люблю играть блюз, мне нравится музыка и других стилей и направлений.

– Для нас блюз это James Cotton, Snooky Pryor, Carey Bell. Ты не думаешь, что блюз это национальная музыка, и ее по настоящему могут играть только негры?

– Негры это очень грубое и не вежливое слово, я предпочла бы сказать, «афро американский народ», это более точно. Я думаю, что у музыки блюза есть большая культурная часть основанная на культуре, религии (культах), духовности афроамериканского народа, но я думаю если ты честен, имеешь чистую душу и твердый дух, то ты можешь играть блюз столь же хороший как любой “подлинный” игрок блюза.

– Jean-Jacques Milteau, ты Кристель – играете более красивую, мелодичную музыку, сравни две твои записи “Классический блюз в G” и “Парижские тротуары” все таки какая музыка звучит в твоем сердце?

– Я не знаю ответа на этот вопрос…

– Где еще можно услышать твою игру, кроме youtube (может быть это клубы) или ты играешь с музыкальными колективами?

– Да, я играю время от времени и с музыкальными коллективами и с вокалисткой…

– Что ты делаешь по жизни, кроме музыки, чем зарабатываешь на жизнь?

– Я музыкант, ничего не умею и не делаю кроме музыки, и я пытаюсь выжить…

– Ты смотришься так спортивно это фитнес?

– Нет, я больше не занимаюсь спортом, но я много занималась спортом когда была моложе, в основном плаванием.

– Какое самое счастливое событие в твоей жизни?

– Это любовь к женщине, моя любимая, всё что связано с ней.

– И что самое печальное?

– Она от меня ушла…

– Есть ли у тебя домашние животные?

– Нет, ненавижу домашних животных!

– Что бы ты хотела пожелать харперам из России?

– Поддерживать на высоком уровне свою технику игры, и упорно заниматься на инструменте…. Но, наиболее важно, слушать и снимать(подбирать) разную музыку и пробовать играть на гармонике все от классики до джаза и блюза!

С наилучшими пожеланиями,
и любовью из Франции

Spaciba

Christelle Berthon
Paris ? Koenigsberg 23.08.08г.

Специально для harmonica.ru
Bruno(«Bruno39» harmonica.ru), 2008