William Clarke, 1951—1996

William Clarke, 1951—1996

Родился: 29 марта 1951, Инглвуд, Калифорния. Умер: 2 ноября 1996, Фресно, Калифорния.

Уильям Кларк родился 29 марта 1951 года в Инглвуде, штат Калифорния и увлекся блюзом в шестидесятых, увлекся достаточно необычно, слушая кавер-версии блюзовых композиций в исполнении групп типа the Rolling Stones. Хотя он и играл до этого на гитаре и ударных, Кларк начал осваивать гармошку. По словам Кларка, на него оказали воияние Бил Уолтер Гордон, Джэймс Коттон, Джуниор Уэллс и Санни Бой Уильямсон II. В 1968 году Кларк слушает джазовых органистов, таких как Джэк МакДафф, Джимми МакГрифф, Ширли Скотт и Ричард «Groove» Холмс. «Это оказало большое влияние на мою манеру игры», говорит Кларк. «Вместе с музыкой саксофонистов Эдди Локджо Дэвиса, Жэне Аммонса, Лайн Хоуп и Уиллисом Джэксона, комбинация тенора, саксофона и органа повлияла на мое музыкальное развитие. Что касается стиля игры, я объеденил хардкоровый подход и стиль классических чикагских харперов со свингом и очень ритмичным грувом органного трио и ко всему добавил свои собственные музыкальные идеи, вот вам и звук Уильяма Кларка.»

До середины 1969 года, Кларк проводил много времени в гетто-клубах Лос Анжелеса. Там он встречался с Т-bone Уокером, Пи Ви Крайтоном, Шэйки Джэйк Харрисом, Биг Джор Тернером, Айронин Борд Сэмом, Джи.Ди. Николсоном и Джоржем «Гармоника» Смитом, которые в последствии оказали огромное влияние на развитие хроматической гармошки. Кларк мог провести время в одном клубе до закрытия в 2 часа ночи, потом пойти в другой и пробыть там до 6 утра, после этого проджэмовать на сэйшне до одиннадцати а днем еще и работать! Кларк двадцать лет проработал механиком до того как начал свою карьеру блюзмена.

Потом Кларк стал много слушать музыку Джоржа «Гармоника» Смита — ветерана из команды Мадди Уотерса. Как говорит Кларк: «Для меня Джорж значил больше жизни. Я всегда боялся заговорить с ним, не потому что я думал что у него дурной нрав, а потому что считал его богом гармошки.» К 1977 году они стали друзьями и начали вместе выступать. Они работали вместе до смерти Смита в 1983. Кларк был протеже Джоржа Смита, и стал крестным отцом его сына Уилли. Кларк говорит, что они со Смитом были очень близкими друзьями и во многих отношениях Джорж был для него как отец.

До выпуска своего первого компакт диска, Кларк уже записал несколько альбомов: Hittin’ Heavy (Good Time, 1978), Blues from Los Angeles (1980), Can’t You Hear Me Calling (Watch Dog, 1983), Tip of the Top (Satch, 1987 выдвинутый на получение Handy) и Rockin’ the Boat (Riviera, 1988). В 1991 году он получил Handy в номинации «лучшая блюзовая композиция года» за песню «Must Be Jelly,»а так же получил несколько Handy в различных номинациях.

С начало и до середины 90х годов Кларк записал серию альбомов на студии Alligator, все эти альбомы очень достойные. Я считаю, что самые лучшие работы Уильяма Кларка — два первых альбома, записаных на Alligator, Blowin’ Like Hell и Serious Intentions. Blowin’ Like Hell в частности, один из таких классических блюзовых альбомов, которые следует иметь каждому.

Кларк сам написал большинство исполняемых им композиций, и многие из них — настоящее наслаждение для слуха. Он был родом из рабочего класса и в таких великолепных песнях, как «Gambling for my Bread» и «Pawnshop Bound» это отчетливо ощущается.

Как и многие люди болюза до него, Уильям Кларк играл и жил тяжело. Со своей командой они колесили на машине межжду западным побережьем и средним западом, бесконечно в дороге, с короткими остановками в дешевых отелях, обедами на ходу и большим количесвом выпивки. Уильям Кларк умер на операционном столе в городе Фреско, штат Калифорния, 2 ноября 1996 года. Ему было всего 45. Его время в блюзе закончилось.

У Уильяма Кларка (как и у Биг Уолтера Гордона и Пола Баттерфилда) было безупречное чувство «правильной ноты». Множество современных исполнителей (белых и чернокожих) в основном играют то, что было записано в свое время чикагскими музыкантами. В этом нет ничего плохого, но и ничего нового. А Кларк был оригинален. Множество раз слушая его живые исполнения, я заявляю, что самая реальная вещь — живая и в наше время, традиция чикагского стиля игры на гармошке с подзвучкой. Просто послушайте первые два альбома, записаные на «Аллигаторе», там все это есть.