Slim Harpo (James Moore), 1924—1970

Slim Harpo (James Moore), 1924—1970

slimharpo

Родился: 11 января 1924 года в Лодбелл, штат Лос Анджелес. Умер: 31 января 1970 года в городе Батон Руж, штат Лос Анджелес.

Среди блюзменов, с которыми работал продюсер звукозаписывающей студии “Экселло” (Excello) из Нэшвила Джей Миллер (Jay Miller), пожалуй, никто не пользовался таким успехом как Слим Харпо (Slim Harpo). Лишь тень за Лайтнин Слим (Lightning Slim) среди местной публики, Харпо играл как на гитаре, так и на губной гармошке, но в более непритязательной манере нежели Джимми Рид (Jimmy Reed) с некоторыми довольно заметными отличиями. Если можно так выразиться, музыка Слима была более непринужденной, чем у Рида. А Харпо играл полным, устойчивым звуком, его ритм заводил больше, чем у кого бы то ни было другого блюзмена. К тому же звучание Харпо было достаточно доступно для белых музыкантов по обе стороны Антлантики, включая the Rolling Stones, Yardbirds, Kinks, Dave Edmunds, Love Sculpture, Van Morrison, Them, Warren Smith, Hank Williams, Jr. и the Fabulous Thunderbirds.

Конферансье в музыкальном клубе, Харпо никогда не стремился вставлять в свои
мелодии рок-н-рольные ритмы, кантри или западное звучание. Несколько из наиболее популярных мелодий были написаны вместе в его женой, Ловелл (Lovell). Гармошка Харпо заводила, звучание было стремительным и полным неожиданного мелодизма, когда как его голос звучал, как выразился Петер Гарэлник (Peter Garelnick): “если бы черное кантри и белый музыкант или белый ритм и западный музыкант пытались бы сыграть музыку противоположного жанра”. И, быть может, именно здесь и кроется гениальность Харпо – то, что его звучание практически не обладало границами. Со временем его первый сингл стал хитом в южных музыкальных автоматах, его мелодии перерабатывались, переигрывались белыми музыкантами направо и налево.Все это стало настоящим и простым.

Настощее имя Харпо – Джеймс Мур (James Moore). Он родился на окраине городка Батон Руж, штат Лос Анджелес. После смерти его родителей, он бросил школу ради работы “музыкальным автоматом” – ни один перекресток, пикник или просто вечеринка не обходилась без него и его гармошки. Именно в то время его стали звать Тощая гармошка – Хармоника Слим (Harmonica Slim). C Джей Ди Миллером (J. D. Miller) Харпо познакомил его друг – Лайтнин Слим. Продюсер использовал его как аккомпаниатора для Хопкинса (Hopkins) на доброй половине всех записей, пока Харпо смог записать свой первый собственный сингл. Но когда подошло время выпуска записи, Миллер заявил, что на западном побережье уже есть музыкант с таким именем, и, прежде чем выпускать запись, нужно придумать новое имя. Тогда их выручила жена Харпо – добавив к слэнговому “харп” гласную “о” – с тех пор Джеймс Мур стал Слимом Харпо.

Первая запись Харпо полностью была выдержана в стиле ритм-н-блюз, состоящая из бесконечных вариаций на тему “King Bee”, но большей популярностью пользовалась “Rainin’ in My Heart”, ставшая хитом в националых чартах летом 1961 года. Тут же мелодии Харпо перекладывались на другие инструменты, появлялись всевозвожные аранжировки в стиле кантри, кэджун, рок-н-рола. В то время как the Rolling Stones, переделав “I’m a King Bee”, выпустили свой первый альбом, Слим был популярен как никогда с хитом “Baby, Scratch My Back” (“Почеши мне спинку, детка”). Харпо прокомментировал это как “моя попытка играть рок-н-ролл”. Эта и танцевальные “Tip On In” и “Tee-Ni-Nee-Ni-Nu”, обе в стиле ритм-н-блюз – оказались в двадцатке лучших Billboard.

В начале своей карьеры, Харпо часто отправлялся играть на такие большие расстояния как в Лос-Анджелес и Нью-Йорк. На пике славы он достаточно много играл со Слимом Харпо, который, к тому времени, уже жил в Детроите. Двое расставшихся и снова образовавших блюз-бенд, они выступали перед белыми роковыми аудиториями. У них были большие планы – поездка в турне по Европе (впервые в жизни), запись нового диска по прибытии в Лондон. Необъяснимо, но Харпо, который никогда ничем кроме простуды не болел, внезапно умирает от сердечного приступа 31 января 1970 года.