![](http://harmonica.ru/wp-content/uploads/2014/01/junior-white.jpg)
Родился 9 декабря 1934 года в Мемфисе, штат Теннеси, США. Умер 15 января 1998 года.
Он был плохим пижоном, важно разгуливающим по сцене, как гангстер, поигрывающий гармошкой, шокируя толпу своими простецкими гримасами и забойными атаками чикагского блюза. Удивительно, но Джуниор Уэлш продержался таким более сорока лет — с начала его активной концертной деятельности в начале 50-х до самой смерти в конце 90-х годов.
Родившись в Мемфисе, Уэлш там же получал первые уроки игры на губной гармошки у другой будущей звезды — Little Junior Parker, пока не переехал в Чикаго в возрасте двенадцати лет. В 1950-м году он прошел импровизированное прослушивание у гитаристов Луиса и Дэвида Майеров, устроенное на домашней вечеринке, где-то в южной части города, в результате чего образовалась группа Deuces («Черти»). Когда к ним присоединился барабанщик Фред Белоу, группа сменила свое название на «Aces» («Тузы»).
Литтл Уолтер покинул Мадди Уотерса в 1952-м году (он тогда сделал свой первый инструментальный хит «Juke») и Уэлш занял его место в команде Уотерса.
![](http://harmonica.ru/wp-content/uploads/2014/01/junior_wells.jpg)
Это не помешало «Тузам» (объединивших свои усилия с Литтл Уолтером) помогать Уэлшу на его первых сессиях записи на «States Records», тогда были записаны такие оригинальные произведения, как «Hoodoo Man», бесшабашная «Cut That Out», и блестящие инструменталы «Eagle Rock» и «Junior’s Wail».
На следующий год последовали другие блестящие работы, он поразил Америку печальной «So All Alone» и прыгающей «Lawdy! Lawdy!» (Мадди Уотерс подыграл на гитаре при записи). Уэлш показал бурную сторону своей жизни — по-видимому в то время он служил в армии и находился в самоволке.
В 1957-м году Уэлш связался с продюсером Мелом Лондоном. Результатом этого сотрудничества стали многие бессмертные работы, включая «I Could Cry» и рок-н-ролльную «Lovey Dovey Lovely One» в 1957-м; потрясающий всенародный ритм-н-блюзовый хит «Little By Little» (с Вилли Диксоном, обеспечивающим вокальную партию) в 1959-м и пропитанную ритм-н-блюзом «Messin’ with the Kid» в 1960-м (безукоризненная гитарная партия в ней принадлежит Эрлу Хукеру). В течение этого периода гармошка Уэлша была отодвинута на задний план, уступая место его живому вокалу.
![](http://harmonica.ru/wp-content/uploads/2014/01/JuniorWells-580x415.jpg)
С продюсером Бобом Коэстром харпер в 1965-м сделал альбом всех времен и народов для компании «Delmark». «Hoodoo Man Blues» пропитан духом живого выступления Уэлша в «гостиной Терезы», несмотря на то, что был изрядно «порезан» в студии. Вместе с Бадди Гаем (изначально представляемого как Фрэндли Чэп из-за его контракта с «Чесс»), играющим выразительные гитарные партии, Уэлш создал ставшие каноническими версии «Snatch It Back and Hold It», «You Don’t Love Me» и «Chittlin’ Con Carne».
В следующий раз Уэлш появился в ритм-н-блюзовых чартах в 1968-м году с окрашенным в фанковые оттенки а-ля Джеймс Браун произведением «You’re Tuff Enough», выпущенным под скандальным лейблом «Blue Rock». Уэлш поварился в этом еще немного, пугая почтенных обывателей и радуя своих поклонников ритм-н-блюза; его сингл «Up in Heah», записанный для «Bright Star», в котором были сильно задействованы духовые, наделал немало шума.
![](http://harmonica.ru/wp-content/uploads/2014/01/Junior-Wells-1992-2.jpg)
После выпущенного под лейблом «Delmark» прекрасного сборника «On Tap» Уэлш долгое время мало что выпускал на виниле, однако он продолжал пользоваться популярностью дома и за границей (сам по себе или в партнерстве с Бадди Гаем; они играли с Роллинг Стоунз в памятном турне и записали в начале 70-х противоречивый, но интересный альбом для «Atco»).
После этого, до конца своей карьеры Уэлш больше практически не записывался. Пара сборников под лейблом «Telarc», выпущенных в начале 90-х, больше разочаровывали, однако его последняя студийная работа 1997-го года «Come on in This House» продемонстрировала возрождение и критики это отметили — альбом получил W.C. Handy Blues Award как лучший традиционный блюзовый альбом в 1997-м году. Даже придя в студию ненадолго, Уэлш остался мощным, живым и привлекательным, выдавая свой характерный «раскачивающийся» рифф, командуя всяким, кто находился в комнате одним угрожающим визгом или взрывным акцентом его усиленной гармошки. Он продолжал выступать до тех пор, пока, летом 1997-го, у него не обнаружился лимфатический рак. Осенью того же года, во время лечения, он перенес сердечный приступ, в результате которого он впал в кому. В этом состоянии он оставался до самой смерти 15-го января 1998-го года.
После его смерти была выпущена горстка сборников, а так же фильм «Blues Brothers 2000», в котором он сыграл эпизодическую роль.