Big Walter “Shakey” Horton, 1917—1981

Big Walter “Shakey” Horton, 1917—1981

Родился 6-го апреля 1917 г. Хорн Лэйк, штат Миссиссиппи. Умер: 8го декабря 1981 г., Чикаго, штат Иллиннойс.

Биг Уолтер “Shakey” Гордон один из величайших блюзовых гармонистов всех времен. Наряду с Литтл Уолтером, Гордон оказал влияние на формирование современного чикагского стиля игры на гармошке с подзвучкой. Нет более ни одного гармошечника (не исключая и Литтл Уолтера), обладающего таким сильным звуком и чувством ритма как он.

Гордон (который как говорят был весьма застенчивым человеком) не являлся фактически лидером группы и потому выпустил не много сольных альбомов. Его лучшие работы были в качестве аккомпаниатора, его гармоника на заднем плане и виртуозные партии соло украсили множество записей чикагского блюза, создавая основу для хорошего динамичного джэма.

Уолтер был мастером “одиночной ноты”, его типичная особенность игры низких нот (обычно сыгранных с глубоким тоном и непревзойденным выбором набора нот) легко узнаваема. Ему, как акомпаниатору, не было равных. Его гармошка на заднем плане звучала ненавязчиво и вместе с тем ярко и свежо, подчеркивая звучание остальных инструментов. Дай Уолтеру шанс сыграть соло, и он покажет один из самых “вкусных” образчиков чикагского стиля за всю его историю.

Одна из его особенностей как сольного музыканта – игра мелодий целиком (зачастую в блюзовом стиле), таких как “La Cucaracha”, “Careless Love”, “I Almost Lost My Mind” и т.п. Возможно это покажется банальностью, но стоит послушать и все поймешь.

Что касается моделей гармоник, он использовал Hohner Marine Band. Он одинаково хорошо владел как игрой в первой позиции (игра в тональности гармоники), так и стандартной для блюза перекрестной (второй) позицией (игра в на D гармонике в тональности А). Биг Уолтер мало играл на хроматике но в то же время легко мог подражать стилю игры других исполнителей (и его часто просили об этом), хотя у него самого небыло достойных подражателей. Он был единственным в своем роде.

Уолтер Гордон родился в городке Хорн Лэйк в штате Миссиссиппи 6 апреля 1917 года, но вскоре они с матерью переехали в Мэмфис, где Уолтер в возрасте пяти лет начал самостоятельно учиться играть на гармошке. Позже он повышал свой уровень владения инструментом играя с Уиллом Шэйдом и Хэмми Никсоном.

В конце 20х годв он впервые записался играя с группой the Memphis Jug Band (1927 год). В то время он в основном работал на танцплощадках и кабаках, так же как и многие уличные музыканты того времени. Гордон переезжает в Чикаго в конце 40х, но часто бывает в Мэмфисе, записываясь на таких студиях, как Sun и Modern/RPM. Он начал играть с подзвучкой в ранних 40х годах, что сделало его одним из первых. Джонни Шайнс вспоминает, что Санни Бой Уильямсон (Райс Миллер) бывало приходил к Уолтеру брать уроки игры. Он также говорит, что Уолтер взял псевдоним “Литтл Уолтер” раньше чем Литтл Уолтер Якобс, но потом уступил его Якобсу. Якобс подтверждает, что он “соревновался” с Уолтером за это имя в 40х в Мэмфисе. Позднее Гордон назвался “Биг Уолтером” чтобы не возникало путаницы. Прозвище “Shakey” (“трясунчик”) прикрепилось за Гордоном из-за его манеры двигать головой во время игры.

В 1951 году он записал четыре трэка на Modern/RPM под названием “Mumbles”, но эта запись не стала широко известна. В 1953 году Уолтер покидает Мэмфис насовсем и переезжает в Чикаго, чтобы работать в группе своего друга Эдди Тэйлора. Вскоре он присоединяется к команде Мадди Уотерса (на замену Джуниору Уэллсу, которого забрали в армию) и играет с ним около года.

На протяжении нескольких последующих лет, Гордон работает с такими чикагскими музыкантами, как Джонни Шайнс, Джимми Роджер и Отис Раш, как в чикагских клубах, так и на студиях звукозаписи. На протяжении 1950х годов он записывается на студиях Chess, Cobra и States. В 60х Гордон продолжает работать с Джимми Роджером, Шайнсом, Тампа Рэд, Биг Мама Торнтоном, Робертом Найтхоуком, Джонни Янгом и Хаулином Вульфом. В 70х Гордон активно выступает в чикагских клубах, записывается на студиях и появляется на блюзовых и фолк фестивалях, по большей части с группой Уилли Диксона Willie Dixon`s Blues All-Stars. Уолтер Гордон умер в Чикаго в 8 декабря 1981 года и был включен в список the Blues Foundation’s Hall of Fame в 1982 году.

Хотя его акустические записи 1951-1954 годов в Мэмфисе превосходны, его непревзойденными работами остаются записи конца 50х – середины 60х годов. Когда журналисты пишут о музыке Гордона, они обычно обращаются к его поздним альбомам, записаным на студиях Blind Pig (Can’t Keep Lovin’ You и Fine Cuts) и Alligator (Big Walter Horton with Carey Bell). Я нехочу преуменьшать важность этих работ, но нужно сказать, что не они сделали Уолтера легендой, а вот что: Запись композиции “Easy” с гитаристом Джимми ДеБерри (записан Сэмом Филлипсом на студии Sun в ранних 50х) показала возможности соло на гармонике и остается в этом плане непревзойденным образцом силы игры.

Чтобы получить представление об игре Биг Уолтера с Мадди Уотерсом послушайте “Mad Love (I Want You to Love Me)”, записанную в 1953. Уолтер также играет в ставшей классической композиции Джимми Роджерса “Walking by Myself”, в композиции Отиса Раша “I Can’t Quit You Baby” и во многих других.Также послушайте великого творчества, альбомы Johnny Shines & Robert Lockwood, Joe Hill Louis: The Be-bop Boy, Memphis Harmonica 1951- 1954 и The Blues Came Down from Memphis. На последнем альбоме содержится великолепнейший инструментал “Easy”.

О Уолтере как певце упоминают редко, и это то, чего я никогда не понимал. Мне нравится слушать пение Уолтера и нравится его стиль как певца, который сохраняет все характерные черты его стиля игры, вчстности искренность и самое ценное, юмор. Просто послушайте некоторые вещи в исполнении Биг Уолтера, такие как “Need My Baby,” “Everybody’s Fishin'” и “Have a Good Time.”, они просто бесценны. От записи его композиции “Hard Hearted Woman” с альбома Chicago Blues — the Early Fifties (Blues Classics) у меня неизменно шевелятся волосы на затылке. Его редкий альбом, первый записанный на Chess, The Soul of Blues Harmonica, также стоит послушать.

Но если вы хотите послушать самое лучшее из работ Уолтера, возьмите Chicago/The Blues/Today!, Volume 3 и слушайте откинувшись. В обеих ипостасях: на заднем плане звучания и в соло, это не просто классика от Биг Уолтера, но чикагский блюз в своем лучшем виде, не пропустите этот альбом. Музыка на нем потрясающая, гармошка Гордона на бэкграунде кажется поглощает собой весь музыкальный фон, растекаясь во времени и пространстве. А гордоновское чувтво нужной ноты и глубины звука не имеет себе примеров во всей истории чикагского стиля игры с подзвучкой. Как сказал Уилли Диксон, “Биг Уолтер лучший гармонист из всех, которых я когда-либо слышал”. Я согласен. “Он был реальный чувак” (c) Мишель Эрлевайн.

Дополнительная информация о биографии:

“Когда Биг Уолтер играл, он сражал всех своим блюзом”. Слова продюсера Сэма Филлипса, записывавшего Уолтера в начале 50х. Но Филлипс не единственный, кто это чувствовал. На самом деле где бы ни играл Биг Уолтер, его музыка была настолько эмоциональная, творческая и тонкая, что люди потом просто не могли его забыть.

Родившийся в 1917 году в Миссиссиппи, Биг Уолтер начал свою профессиональную карьеру в возрасте двенадцати лет, когда он записался с великой Memphis Jug Band. Даже в то время его музыка уже была полна чувственности и душевности. Его юность прошла в путешествиях по Дельте и джемах во всеразличных местах: на вечеринках, пикниках, в придорожных кабаках.

Когда он начал работать с Сэмом Филлипсом в начале 50х, стиль игры самоучки Гордона сыграл решающую роль в возрождении блюза. Его соло могли длиться по десять минут и более, детально прорабатывающие простую мелодию с постоянной изобретательностью и высокой техникой.

В конце концов Биг Уолтер покинул Мэмфис и обосновался в Чикаго, чтобы играть с такими чикагскими легендами, как Джимми Люнцефорд, Ёрл Хайнс, Джонни Шайнс, Джимми Роджерс, Отис Раш и другими. В результате он стал играть то, что мы сейчас знаем как чикагский блюз и разделил место в группе с одним из величайших фронтмэнов чикагской сцены, Мадди Уотерсом.

Это было во времена, когда у Гордона завязалась дружба с Уилли Диксоном, дружба, длившаяся двадцать лет.

Так же известный как “Босс блюзовой гармоники”, Биг Уолтер легко мог заставить свою гармошку мурлыкать, рычать или плакать. И всегда это с предельной чувственностью, которой и славится блюз.

Согласно Уилли Диксону, Биг Уолтер “был лучшим гармонистом в мире” – вежливость М.Хонера.

Видеозаписи на Youtube