Jimmy Reed (Mathis James Reed), 1925—1976

Jimmy Reed (Mathis James Reed), 1925—1976

Родился 6 сентября 1925 года в Массачуссетсе. Умер 29 августа 1976 в Окленде.

Не существует такого блюзового звука, который можно так легко узнать под которую можно так  легко играть и петь, как музыка Джимми Рида. Его самые популярные песни – «Baby, What You Want Me to Do», «Bright Lights, Big City», «Honest I Do», «You Don’t Have to Go», «Going to New York», «Ain’t That Lovin’ You Baby» and «Big Boss Man» — стали неотъемлемой составляющей стандартного блюзового репертуара. Такое впечатление, что они существовали вечно.

Из-за того, что его стиль был простым и легко повторяемым, его песни были доступны практически всем – от гаражной группы до Elvis Presley, Charlie Rich, Lou Rawls, Hank Williams, Jr., и the Rolling Stones – сделало его наверное, наиболее влиятельным блюзменом.

Его буги на нижних струнах своей ритм-гитары, простые двухструнные возвраты («turnaround»), соло на гармонике (гармошка всегда на холдере) в стиле, напоминающем кантри и мягкий голос были первым представлением, которое получили большинство белых о блюзе. И его музыка – ленивая, пульсирующая и «настойчивая» – оказалась необычайно эффективной и влиятельной как среди черных среднего возраста, так и среди белой молодежи на добрую дюжину лет.

Записи Джимми Рида попадали в чарты с поразительной частотой и во многих случаях переходили в чарты поп-музыки – редкая штука для блюзмена старой закалки. Это все кажется невероятным, тем более что музыка Рида при поверхностном на нее взгляде не была чем-то особенным. У него совсем не было квалификации владения ни гитарой, ни гармошкой, его голосу определенно не хватало энергичности Хаулин Вульфа (Howlin’ Wolf) или Мадди Уотерса (Muddy Waters). Но именно эти «недостатки» сделали Джимми Рида желанным гостем на любых записях сборников в 50-х и 60-х годов.

Для всех амбициозных музыкантов, которые хотели попробовать себя на блюзовой музыкальной сцене (играть или петь – неважно, с кожей какого цвета они родились), Билли Вера (Billy Vera) хорошо выразил это в своих заметках к антологии хитов Рида: «Да, любой, умеющий сыграть больше шести нот мог напевать мелодии Джимми и играть их в первый день, когда родители привезли домой его первую гитару от Sears & Roebuck. Я считаю, что Джимми Рида можно мыло бы назвать панк-блюзменом 50-х годов».

Рид родился 6 сентября 1925 года на плантации около небольшого городка Данлис (Dunleith), Массачуссетс. Он оставался в этом городе до 15 лет, обучаясь основам игры на гармошке и гитаре у своего приятеля Эдди Тейлора (Eddie Taylor), который создавал себе тогда имя полу-профессионального музыканта, работающего в придорожных закусочных.

Рид переехал в Чикаго в 1943 году, но вскоре записался во флот, где прослужил 2 года. После короткой поездки на Миссисиппи и женитьбы на Мэри (известной блюзовым фанам как «Мама Рид»), он перебрался в город Гэри (Gary) в Индиане и устроился на работу на мясоупаковывающий завод «Armour Foods». Периодически он врывался на развивающуюся блюзовую сцену в окрестностях Гэри и Чикаго.

В начале 50-х годов он играл с «John Brim’s Gary Kings» (Рид играл на гармошке в известной их песне «Tough Times» и на инструментальной записи «Gary Stomp») и играл на улицах с Вилли Джо Данканом (Willie Joe Duncan), малоизвестной личностью, который играл на усиленном, сделанном дома однострунном инструменте, называемом Унитар.

После неудачных переговоров со студией звукозаписи «Chess Records» (впоследствии компания звукозаписи будет кусать локти из-за успехов музыканта), ударник группы «John Brim’s Gary Kings» в то время – довольно необычно, но в будущем легендарный блюзовый гитарист Альберт Кинг (Albert King) – привел его на недавно открытую компанию звукозаписи Vee-Jay Records, где были сделаны первые записи Джонни Рида. В это время он снова начал играть с Эдди Тейлором – это музыкальное партнерство продлится до смерти Рида. Успех не торопился прийти, но когда третий сингл Джонни «You Don’t Have to Go» обошел «Boogie in the Dark» и занял пятое место в чартах Billboard, в течение последующего десятилетия хиты выходили регулярно.

Но если продажа записей (больше, чем Muddy Waters, Howlin’ Wolf, Elmore James или Little Walter) принесла плоды славы к его двери, никто не был хуже готов, для того, чтобы справиться с этим, чем Джимми Рид. Рид практически немедленно начал разваливаться на части как дешевый костюм из-за изнурительного расписания поездок новоявленной звезды и пристрастия к алкоголю. Его пристрастие к алкоголю – и как следствие этого вызывающее поведение – вызывало смех у его современников и коллег по шоу-бизнесу. Новость о том, что он обмочил концертный костюм, на крыльях облетела фанов. Старые поклонники качали головами и удивлялись, как это он может стоять прямо и выступать, и тем более иметь такой контроль над аудиторией.

Рассказывают и другие истории про Джимми. Например, про то, как его арестовали в Чикаго и бросили в вытрезвитель накануне записи. Неудивительно, что когда он получил апоплексический удар в 1957 году, никто на это не обратил внимания, т.к. с ним случалось много припадков белой горячки. Эдди Тейлор сидел перед Ридом в студии и во время записи говорил, когда ему начинать петь, когда его соло на гармошке и т.д. Также выяснилось, что Рид не мог запоминать новые песни, даже написанные им самим, и Мама Рид сидела рядом с ним и читала ему текст песни, буквально по строчке. Те, кто сомневается в этом, могут услышать доказательство в нескольких хитах Джимми («Big Boss Man» и «Bright Lights, Big City»), где она начинает петь, чтобы Джимми не сбился с ритма.

Но, кажется, ничего из этого не имело значения. В то время как музыкальные критики раздували писанину об отсутствии разнообразия его работ, или о том, как его последующие записи превратили Джимми Рида в пародию на самого себя, публика не могла насытится его музыкой. Одиннадцать песен Джимми Рида попали в горячую сотню поп-музыки (в общей сложности 14 – число, которого не смогли достичь более известные исполнители, даже такие, как B.B. King. Перефразируя старую поговорку, никто не любил Джимми Рида кроме людей.

Рид медленно спивался; в это же время начала разваливаться звукозаписывающая компания «Vee-Jay Records», которая окончательно разорилась к моменту выхода последней сорокопятки Джимми Рида – «Don’t Think I’m Through». Его менеджер, Эл Смит (Al Smith), быстро составил контракт с новым лейблом – «ABC-Bluesway», под которым в 70-е годы было выпущено несколько альбомов, которым не хватало старого шарма. Джимми записал последний альбом – ужасную попытку обогатить свой звук фанк-битом и разными примочками перед тем, как стать затворником. Наконец-то он получил необходимый медицинский уход и бросил пить, но было слишком поздно, и он умер, пытаясь вернуться на сцену во время проведения серии блюзовых фестивалей 29 августа 1976 года.

Все это тем более печально, просто потому, что в музыке Джимми Рида было столько радости. И эта радость становится очевидной каждый раз, когда вы ставите в проигрыватель одну из его классических песен. Хотя его стиль игры повлиял на всех от британского вторжения комбиков до целой школы луизианского «болотного блюза» (в частности Слим Харпо (Slim Harpo) и Джимми Андерсон (Jimmy Anderson), остается неопровержимым один факт – как и остальные создатели жанра, был только один Джимми Рид. – Каб Кода (Cub Koda).

Видео на Youtube