В Москве прошли гастроли Paul LAMB & the KINGSNAKES

В Москве прошли гастроли Paul LAMB & the KINGSNAKES

Короли и Герои. О Поле Лэмбе, блюзе и гармошечниках.

Вчера, благодаря любезному приглашению Славы Чернова, в очень хорошей компании, мне посчастливилось побывать на концерте Пола Лэмба и Королевских змей (PAUL LAMB & THE KING SNAKES).

Как и все, я планировал идти в клуб НЭО в субботу, поскольку не очень себе представлял, что может выйти из выступления на сцене МХАТа, как выяснилось – я глубоко заблуждался. Еще раз хочу поблагодарить Славу за приглашение. Все оказалось выше всяческих похвал. Отдельно хочу сказать о компании, в которой я побывал на концерте. Хм, Роман Гегарт, Александр Братецкий, Михаил Владимиров, Владимир Кожекин, Вячеслав Чернов, Сергей Алексеенко … Можно садиться :-)

Для тех кто не знаком с Полом Лэмбом и Королевскими Змеями (далее PAUL LAMB и KING SNAKES) приведу некоторые факты. На официальном сайте PAUL LAMB — www.paullamb.com — можно прочесть биографии участников группы, ознакомиться с дискографией, расписанием концертов и высказаться в форуме. Хочу отметить, что европейские блюзмены далеко не так широко известны как их американские коллеги, и примером тому может служить и PAUL LAMB.

Несмотря на то, что музыка PAUL LAMB получает высочайшие оценки в Британии, на родине группы, и самые лестные отзывы в мировой музыкальной прессе – для Америки они «темные лошадки».

Paul Lamb уже выступал в России. И нынешний визит прошел великолепно. К тому времени, когда я пишу эти сроки – я уже успел побывать и на субботнем выступлении PAUL LAMB в клубе НЕО …

Теперь о самом PAUL LAMB и Королевских Змеях — информация с официального сайта.

Первый раз PAUL LAMB и KING SNAKES приехали в Россию как квартет. В этот раз PAUL LAMB и KING SNAKES приехали полным нынешним составом: Пол Лэмб – гармоника, Джонни Уайтхилл – гитара, Эрл Грин – вокал, Род Демик – бас, Сонни Белоу – ударные. Сам Пол Лэмб, 1955 года рождения, из индустриальной части Ньюкасла, с 15 лет играл по местным клубам блюз (цитируя официальный сайт — «time-honoured tradition of the blues», по-русски – «почтенная блюзовая традиция»). Через некоторое время Лэмб представляет Британию на World Harmonica Championships. Находясь под сильным влиянием Сонни Терри (и дань этому влиянию он платит на каждом концерте) Пол Лэмб интенсивно работает и концертирует. Он выступает с Брауни МакГи, Джуниором Уэлшем и Бадди Гаем. Желание исполнять свою музыку привело к появлению группы Blues Burglars, основу которой составил супер-дуэт Пол Лэмб — гармоника и Джонни Уайтхилл — гитара. В 85 и 86 Blues Burglars (Блюзовые Взломщики) выпустили по альбому, один из которых издан в России под знаменем Веселого Роджера. Позднее появилась группа The King Snakes в которой неизменными фигурами на протяжении всего времени остаются Лэмб и Уайтхилл. Группа всегда ориентировалась на добротное свинговое звучание.

В игре Джонни Уайтхилла, основного автора музыки PAUL LAMB и KING SNAKES, по словам А. Братецкого, слышно влияние Ти Боун Уолкера, и скажу шире — техасской школы блюзовой гитары – с ее энергичным солированием и свободным вкраплением джазовых фраз, Уайтхилл может вознести в стратосферу мягкой фразой в духе Би Би Кинга и стремительно разрезать музыкальное полотно совсем в духе Стиви Рэя Воэна.

В 1990 году вышел первый self-named альбом PAUL LAMB и KING SNAKES материалом к нему стали только стандарты в том числе Don’t Lose Your Cool (A. Collins) и Everyday (I Have the Blues) (Chatman). Их звук – отличный белый свингующий блюз. Второй альбом (Shifting into Gear, 1992) напротив составили только свои песни, кроме одной (стандарт Джонни Шайнса). Здесь мы первый раз слышим знаменитую Come on Everybody (Whitehill), все кто бывали на концерте вспомнят эту вещь по ее заводному рифу и как «песнь с приседанием», сейчас Уайтхилл играет ее откровенно по-блюзовому, в оригинале она – роскошный свинговый стандарт.

1995 год – выход концертного альбома (Fine Condition), возможность почувствовать тот праздник, который творят музыканты на своих живых выступлениях. С этого альбома хочу отметить композицию Texas Boogie (Lamb/Whitehall), ее также мы могли слышать на выступлениях в Москве. Прошел еще год и новый альбом (She’s a Killer, 1996) – и там же дань уважения Сонни Терри в виде Blackjack Game (Charles) и Back at the Chicken Shack (Cullum/Milburn).

Следующий альбом (John Henry Jumps In, 1998) приносит долгожданный коммерческий успех, настоящими хитами, до сих пор находящимися в репертуаре стали The Pillow (Strentz), If the Tables Were Turned (Strentz), Sometimes I Wonder (Whitehill) и конечно Sweet, Sweet Woman (Lamb). В 1999 году с песнями Superstitious (Strentz), Millennium Blues (Lamb), Crazy ‘Bout It (Lamb), Never Turn Your Back on a Friend (Whitehill) выходит альбом The Blue Album. И наконец в 2000 альбом — Take Your Time and Get It Right который служит основой для нынешнего концертного репертуара группы. На концерте мы слышали I’m a Blues Man, No Glue in the World, Crazy (For Me), Take Your Time, Good Stuff, There’s Something Wrong. С 1990 года, шесть лет подряд PAUL LAMB признается лучшим блюзовым гармошечником Британии. Далее цитирую сайт «now in THE HALL OF FAME to allow other players access to the awards». Без перевода…

Джонни Уайтхилл носит титулы Лучшего Блюзового гитариста Британии за 1997, 1998 и 1999 годы. Сольный альбом Уайтхилла «Guitar Slinger» также выходил в России под знаменем Веселого Роджера. Сама группа получала премии как Лучшая Блюзовая группа Британии в 1991, 1992, 1993, 1997, 1998. Собственно, тот состав, который мы могли видеть в Москве сложился в 1999 году, когда к группе присоединились басист Демик и ударник Белоу. Первый из этой пары – Демик родился в 1947 году. В 1958 он начал играть на гитаре, в 1963 начинает играть блюз. В конце 60-х Демик («After seeing and hearing Eric Clapton, Peter Green, and Jimi Hendrix in the space of two months he decided to hang up his guitar») под впечатлением игры Клептона, Грина и Хендрикса вешает гитару на гвоздь и полностью переключается на бас-гитару.

Сонни Белоу — самый молодой участник PAUL LAMB и К. З. – самый стильный рок-н-роллщик в группе с великолепным чувством ритма и свингом.

Несколько позже остальных, в начале 2000 года, в группе появился Эрл Грин, уроженец Ямайки, Вокалист Года Британии 1996, 1997 и 2001 годов. Можно заключить только одним – перед нами один из крупнейших коллективов современной блюзовой сцены Европы.

Первый концерт был в четверг 24-го, в МХАТе им. Горького. К моему удивлению – на главной сцене театра. Очень забавно на концерт живой энергичной блюзовой музыки приходить в камерное заведение, со старенькими билетершами и гардеробщицами. Хм, все мы помним, что творилось в стране в конце прошлой недели. Говоря про себя, я шел с тяжелым настроением, и мыслями о том, как это скажется на музыкантах. На мой взгляд, в этой ситуации музыка воспринималась пронзительнее и ярче, и более благодарно, как напоминание «о чем-то большем» (БГ). И концерт удался.

Два отделения были заряжены энергетикой до краев. Музыканты отдают предпочтение быстрым вещам, на фоне которых чувственность медленных смотрится куда как выгодней. Группа заряжена на контакт с публикой споро провоцирует ответную реакцию зала. Удачно и ролевое разделение внутри группы. PAUL LAMB – действительно центр всего происходящего, главное связующее звено между группой и слушателями, его жест — благодарное прижимание кулака к сердцу, я думаю запомнили все.

Джонни Уайтхилл – другой энергетический полюс группы, скуп на любые внешние проявления эмоций даже при исполнении самых отвязных пассажей. Сонни Белоу и Род Демик – ритм-секция группа лучшая основа для любых изысков Лэмба и Уайтхилла. Там где Демик постоянно двигаясь, охотно развлекает публику, откалывая разные номера, Беллоу за ударными ослепляет всех своей улыбкой.

Грин принес особую мягкость и лиричность в PAUL LAMB и KING SNAKES, еще больше расширив музыкальные горизонты коллектива, с ним коллектив стал еще более, по-блюзовому, «черным», первый вокалист Чад Стренц был куда более прямолинеен предпочитая, очевидно, крепкое «белое» рок-н-ролльное звучание. У Грина явное тяготение к мягкой соул — фразировке, но при этом все исполняется очень ритмично и там где требуется форсировать исполнение Грин с легкостью достигает этого эффекта.

Репертуар PAUL LAMB и KING SNAKES в основном очень энергичные вещи, темп – выше среднего. Каждая песня имеет свою драматургию – именно так, поскольку выступление на сцене дело родственное драме. В основе самых ярких композиций – забойный блюзовый риф исполняемый гармоникой и гитарой часто в унисон. Манеру игры PAUL LAMB характеризует острая ритмичность, частое применение октав и разного рода звуковых спецэффектов. Исполняя не много нот, PAUL LAMB ближе к американцам, чем европейцам.

На концерте в МХАТе основным инструментом PAUL LAMB была диатоника, по большей части в Ля, в клубе же Лэмб больше играл на хроматике. Вячеслав Чернов специально обратил внимание, как сочетается вокал и гармоника у PAUL LAMB и KING SNAKES, отмечая как свободно PAUL LAMB нарушает правило «не наезжать гармоникой на голос», голос Эрла Грина слышен хорошо в любой момент, доказывая, что для настоящего профессионала нет подобной проблемы.

Гитара Уайтхилла хорошо подгружена и его игру характеризует широкое использование гитарного блюзового словаря, бэндов и дабл-стопов. Двигатель ритм-секции у PAUL LAMB и KING SNAKES тикает, как пишут британцы, «точнее швейцарских часов». Сыгранность коллектива с настоящим знаком качества. Чередование соло гармоники и гитары безупречно и от срежессированности, отнюдь не теряет вдохновенности.

Важно отметить, что студийные записи продюссируются самим Полом Лэмбом, который пытается воссоздать атмосферу и звук студий Chess и VeeJay 50-х годов. В живую звук куда как плотнее, благодаря тому, что бас и ударные не смягчают и не задвигают, и мне он больше по душе, своей почти роковой энергией.

Поверьте на слово, в живую PAUL LAMB и KING SNAKES зажигают куда мощнее чем на любой из своих студийных работ. В студии гармоника звучит мягче, как впрочем и все остальные инструменты, голос Эрла Грина прописан в традиционной блюзовой манере с более «блюзовой» фразировкой. На сцене — перед нами группа с современным звуком, Грин же поет значительно мягче.

Я думаю со мной согласятся все кто был на выступлениях PAUL LAMB и KING SNAKES, что это воистину запоминающееся событие. Настоящий урок для тех, кто сам исполняет эту музыку и настоящий подарок для любителей этой музыки. Остается надеяться, что это не последний визит PAUL LAMB и KING SNAKES в Россию.

Александр Гидревич (Gidra). 

Фото с выступления Paul Lamb & King Snakes во МХАТ и Клубе НЕО.

Добавить комментарий