- Не будь жадиной. Скажи все что тебе есть сказать за несколько квадратов.
- Не перебивай другого солиста, врываясь в его игру.
- Не знаешь темы – не солируй. Никто не захочет слушать человека, который не уделил должного внимания своему инструменту и выставляет себя полным дураком, пытающимся показать всем, что он знает что играть.
- Не говори лидеру что делать. Это его джем. Не твой. У тебя тоже когда-нибудь будет свой джем.
- Знай, когда надо играть.
- Знай, когда надо сесть, расслабиться и слушать остальных.
- Уважай идеи других солистов, то есть не дуди что-то свое во время чужого соло.
- Если остальные музыканты начинают играть рифф в подкладку соло, подключайся, но помни про баланс – не заглуши солиста.
- Помни порядок солирования, если его соблюдать – у всех будет свой выход.
- Басисту не обязательно солировать в каждой теме.
- Если духовых больше чем один – не играй мелодии в унисон. Используй другие гармонии и аккордовые ноты – так интереснее.
- Играете балладу – сократите квадраты, чтобы она не тянулась целый час.
- Не стремись проторчать на сцене всю ночь. Сыграй 3 или 4 вещи и сделай перерыв – другие тоже хотят поиграть.
- Не критикуй никого, находясь на сцене. Если тебе есть что сказать кому-нибудь по поводу его тональности, настройки, чувства времени – подожди перерыва.
- Не будь жадиной. Делись микрофоном.
- Не предлагай композиций в своей интерпретации, чтобы удивить кого-нибудь. Никто не захочет слушать темы Карлы Блей без нот в темпе «Чероки». Или композиции Энтони Брэкстона в варианте польки.
- Выучи несколько своих любимых тем и играй их.
- Не суди чужие композиции. Если ты ненавидишь песню «Stella by Starlight» – не спорь, сядь и сделай перерыв.
- Как духовик, не играй когда поет вокалист. Нормально, когда ты заполняешь паузы между фразами, но только до тех пор, пока это делается со вкусом.
- Используй время. Не играй все известные тебе лики Джэми Аберсольда в первые три минуты, оставь некоторые идеи на потом.
- Будь зрелым. Джем предполагает взаимоуважение между музыкантами невзирая на способности, а не только соревнование. Здесь нет места музыкантам типа «быстрее, громче, выше», которым просто хочется выпендриться.
- Если некто перед тобой отыграл восемь квадратов блюза, не стремись показаться лучше него, сыграв больше, особенно если тебе нечего сказать.
- Играй вместе со всеми. Не занимай позицию «я прав, остальные лажают».
- Когда заканчиваете тему – следи за басистом или пианистом, они подают сигнал, какая именно будет концовка. Или это будет хаотическая концовка? Или все замолчат одновременно, оборвав композицию? Или ритм-секция поведет всех на «turn-around» и будет импровизировать всю концовку? Вруби свои локаторы, лови сигнал.
Оригинал: http://www.saxontheweb.net/Jazz/JamSession.html
Перевод: Алексей Богданов (AVB), 2004 г.
Перевод: Алексей Богданов (AVB), 2004 г.