Артикуляция на губной гармошке осуществляется при помощи языка. Именно язык используется при извлечении повторяющихся нот (например 4-х подряд на выдохе), а также при создании специальных эффектов. Причем в данном случае все происходит совсем не так, как при звукоизвлечении одиночной ноты методом «блокирования языком».Если вы извлекаете одиночную ноту методом «свистка», то повторить ее несколько раз можно двумя различными способами. Первое, что приходит в голову — это сделать подряд несколько выдохов (или вдохов). Но проблема заключается в том, что проделать это с короткими длительностями в достаточно быстром темпе иногда бывает физически невозможно. Кроме того, существует вероятность, что при этом ноты будут отличаться низкой разборчивостью (то есть вместо нескольких коротких нот вам будет слышаться одна длинная). Естественно, что такой способ не требует использования языка, более того, это даже не желательно.
Второй, и наиболее удачный способ артикуляции, наоборот подразумевает артикуляцию при помощи языка. В этом случае ноты становятся более разборчивыми даже в достаточно быстрых темпах. На выдохе вы совершаете повторяющееся движение языком как при произношении звука «та». Этот звук мягкий, как в английском языке. Язык при этом касается нёба. При вдохе вы совершаете движение, как при произношении звука «да». Язык при этом касается зубов.
Выбор этих звуков обусловлен тем, что они позволяют вашему рту находиться в полуоткрытом состоянии. А это обеспечивает более полное богатое звучание повторяющихся нот.
Чем больше сочетаний гласных и согласных вы можете произнести, тем больше вариантов звучаний сможете получить на губной гармошке.
Среди наиболее распространенных комбинации можно назвать «да», «та», «дит», «тук», «тука», «до», «ди», «ту», «ки», «уи» и так далее.
Кстати, большим разнообразием различных вариантов артикуляции на диатонической губной гармошке отличаются Сонни Терри (Sonny Terry) и Джон Майалл (John Mayall).
Вообще говоря, каждый исполнитель имеет свой набор приемов артикуляции и вариантов звучаний. Некоторые используют язык для получения звуковых эффектов, некоторые для чистого звукоизвлечения одиночной ноты, однако, большинство все-таки прибегают к помощи языка для решения обеих вышеперечисленных задач.
2000 г.