12 шагов к успеху блюзового гармониста от Адама Гассова

12 шагов к успеху блюзового гармониста от Адама Гассова

Adam Gussow

К сожалению, Адам закрыл доступ российским пользователям к своему сайту www.modernbluesharmonica.com, но это не останавливает нас, любителей губной гармоники, получать информацию с его сайта и форума и продолжать учиться у мастеров.

Представляем вам частичный перевод его стататьи “Getting Good on Harp: a 12-point lesson plan for success”, что в переводе на русский будет:

Становитесь крутым гармонистом: план из 12 уроков для достижения успеха

Если вы серьезно задумали стать блюзовым гармонистом, вам нужен четкий план: план действий, которые сформируют ваше будущее. Такой план вый найдете ниже.

Я максимально постарался, сложив в 12 шагов плана свой тяжелый опыт профессионального гармониста. Каждый шаг открывает перед вами новое испытание.

Блюзовая гармоника — это серьезное занятие. Оно помогло мне и многим из моих друзей пережить все черные полосы нашей жизни.

Будьте спокойны, работайте упорно над каждым из 12 шагов. Уважайте музыку и будьте немного сумасшедшим, потому что мы все, в конечном итоге немного сумасшедшие.

1.  ОСНОВЫ:  Основы для блюзового гармониста — это одиночные ноты, дабл стопы и аккорды. Одиночные ноты позволяет играть вам мелодии. Дабл-стопы — это две ноты, сыгранные одновременно, а так же трель (эффект для украшение игры). Аккорды позволяют вам играть ритмы: шафл, звук паровоза, погоню за лисой (некоторые преподаватели называют их перкуссионными, ритмами “вдох-выдох” или “чаггинг”). На этом шаге необходимо научиться играть такие мелодии как “Oh Susanna” и “Floyd’s Hotel”:

научиться играть чаггинг:

2.  БЛЮЗОВАЯ ПРОГРЕССИЯ: Когда вы будете играть под минус (фонограмму без гармошки) или с другими музыкантами в группе, вым необходимо научиться ориентироваться в 12-тактовой блюзовой прогрессии. После того как вы в ней разберетесь, включите фонограмму и поиграйте под нее. Как у новичка, у вас может быть ограниченное число выученных фарз (ликов/рифов) на губной гармошке, включая части мелодий, выученных на первом шагу. Но, наиболее важная часть импровизации для новичка — это просто играть под ритм. Пробуйте все, не стесняясь, как ребенок. Блюз — это язык, вы облегчаете себе путь для изучения нового языка. Слушайте записи гармонистов, изучайте новые фразы на губной гармошке и применяйте их.

3.  БЕНДЫ И БЛЮЗОВЫЙ ЛАД: Бенды — сердце блюзовой гармоники. Они воют и стонут, создавая плачущие звуки. Бенды создаются направлением потока воздуха в вашем рту (сомнительное заявление, ред.), приводящим к тому, что играемая нота понижается. Начинать изучать бенды лучше всего с 4 отверстия на вдох. После того, как бенд на 4 освоится, изучите бенд на 2 и 3 отверстии на вдох. Ну и в конце концов вам необходимо будет научиться брать все бенды, исполняя блюзовый лад. Это НАИБОЛЕЕ важный элемент в блюзовой губной гармонике. Существует “печальный” блюзовый лад, называемый Минорной Пентатоникой и “веселый”, который называют Мажорной Пентатоникой. Я называю их Блюзовый Лад и Кантри Лад, соответственно. Опытные исполнители блюзов знают, как переключаться между этими двумя ладами разными интересными способами.

4.  БЛОКИРОВКА ЯЗЫКОМ: Существуют два разных способа извлечения нот на губной гармошке: блокировкой губами и блокировкой языком. В основном новички используют блокировку губами. При блокировкой губами вы сужаете уголки губ, направляя внутренние части губ на нужное отверстие, так же как при свисте. Блокировка языком означает, что вы кладете ваш язык прямо на гармошку и играете через уголок рта, то есть через одну или другую сторону вашего языка. В основном все великие исполнители Чикагского блюза использовали блокировку языком: Литтл Волтер, Биг Волтер, Джэймс Коттон, Джуниор Уелс.

Меня учили играть с блокировкой губами и я играл этим способом первые десять лет. Потом, благодаря моему учителю Нэт Риддлесу, я добавил свою игру блокировкой языком. Это было откровение! Блокировка языком добавляет мощь, плотность и целый мир новых звуков к инструментарию блюзового гармониста. ВЫ ДОЛЖНЫ ИЗУЧИТЬ БЛОКИРОВКУ ЯЗЫКОМ! Но, вам не нужно использовать ее все 100% времени (некоторые профессиональные харперы со мной не согласны и используют блокировку языком все время).

5.  ГРУВ: Грув в основном это ритм. Это особый способ конструкции и фиксации ритма. Это ритмическое чувство музыки. Не путайте грув с темпом! Темп — это просто СКОРОСТЬ произведения: измеряется в битах в минуту или BPM. Грувы, особенно блюзовые грувы, имеют названия: шаффл, двойной бит, свинг, медленный блюз, фанки, рок, Нью Орлеанс, свомп. Блюзовые музыканты зачастую указывают ОДНОВРЕМЕННО темп и грув вместе с тональностью мелодии: “Дайте мне средний шафл в Соль” или “Дайте мне быстрый двойной бит в Ми”.

Как обучающемуся музыканту, вам важно начать думать о грувах и уметь исполнять их. Шафл и медленный блюз, возможно, два самых распространенных блюзовых грува. Они оба построены на триолях, характерный 1-2-3, 1-2-3,1-2-3,1-2-3 ритм. Еще один грув имеет название двойной бит: грув, который исполняется в “Go My Mojo Working”. (Некоторые люди называют этот грув брейкдауном). Одна из характеристик этого грува, не зависимая от темпа, это громкие удары на 2 и 4 и тихие на 1 и 3: раз ДВА три ЧЕТЫРЕ…раз ДВА три ЧЕТЫРЕ.

6.  РАСШИРЯЙТЕ СВОЙ НАБОР УМЕНИЙ. С уверенностью можно сказать, что после того, как вы пройдете и освоите первые пять шагов, вы захотите изучить новую территорию. Вот четыре области, в которые вы, возможно, захотите заглянуть:

a) Первая и третья позиция: Почти 90% и более репертуара блюзовой губной гармоники играется во второй позиции (перекрестная гармошка). Каждый учащийся должен выучить еще две позиции, в которых иногда исполняется классический репертуар. ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ, означает игру в той же тональности, что и гармошка: к примеру, используется Ля гармошка для блюза в Ля. ТРЕТЬЯ ПОЗИЦИЯ означает, что вы играете на тон ниже вашей гармошки. Например, для До гармошки это будет Ре (на самом деле Ре-минор) или для исполнения произведения в До вам понадобиться Си-бемоль гармошка. Бесплатные уроки по первой и третьей позиции на Youtube:

b)  8-тактовый блюз:  Несмотря на то, что в основном известные блюзовые записи 12-тактовые, существует еще другие стандартные блюзовые формы, включая 8-ми и 16-ти тактовый блюз. 8-ми тактовый блюз это: “Key to the Highway,” “Trouble in Mind,” и “Ain’t Nobody’s Business”.

c)  Тернэраунды:  Тернэраунды — это принципиально важный аспект в блюзе. Им учителя губной гармоники уделяют особое внимание. Тернэраунд — это 12-тый и заключительный такт 12-ти тактового блюза, где аккордная последовательность в основном переходит в доминантный V аккорд на последних двух или трех ударах, готовя вас к “а теперь все снова” первому удару первого такта. Также, я рекомендую изучить концовки блюзовых произведений.

d)  Усиление губной гармошки: Не важно, на сколько вы любите звук акустической гармошки, но в определенный момент вам придется встретиться с микрофоном и усилителем. И тут начинается радость, такая же большая, как и головная боль. Усиление губной гармошки — это искусство, наука и чуток колдовства.

7.  СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВАШЕГО ТАЛАНТА: С половиной из 12 шагов за поясом настает время начинать думать о внешнем мире. Другими словами, это время для вашего первого джем-сейшена. В определенный момент вашего обучения вы сможете двигаться дальше, только если рискнете играть с другими музыкантами. Блюз — это коллективное предприятие. Это музыка вызова и ответа. Если вы не выберетесь из своей пещеры, вы рискуете пропустить все важные уроки, которым могут научить вас только живое исполнение.

И, да, иногда вы БУДЕТЕ позориться. Но это НОРМАЛЬНО. Взгляните на это с перспективной точки зрения. Работайте над собой. Вот тут как раз и происходит рост. В эти моменты вы почувствуете себя живым. Вы можете отыскать места, где проводятся блюзовые джемы в своем городе и попробовать свои силы на сцене.

Когда вы найдете где проводиться блюзовый джем, я советую вам купить маленькую записную книжку и взять ее с собой. Вы можете также приобрести небольшое устройство для записи звука. Зачем? Потому что вам нужно научиться понимать какие песни исполняют люди на джем сейшене. Если вы не узнаете эти песни, лучше всего поймать музыкантов после сейшена и расспросить их о том, что они играли. Записывайте названия. Создавайте список материала блюз-сейшенов, который вы должны знать, до того как поднимитесь на сцену. Найдите эти песни на Youtube, iTunes, или где-нибудь еще. Выучите эти песни! Или, как минимум, попробуйте их разобрать и понять.

Другими словами, джем-сейшены могут быть бесценной возможности научиться играть.

8.  РАСШИРЕНИЕ ВАШИХ ОГРАНИЧЕНИЙ: Одна из самых мощных и движущих блюзовых записей на губной гармоники, но в то же время простая и медленная — это запись Биг Уолтер Хортона “Trouble in Mind”. Но, медленный темп и простота, хотя эти качества очень важны, на них дело не завершается. Иногда вам нужна небольшая встряска. Один из путей изучения скоростной игры, это игра под метроном. Начинайте медленно, играйте плавно. Постепенно увеличивайте темп, пока вы не сможете его догнать. Теперь сбросьте темп на 5-7 битов в минуту. Это ваш рабочий темп. Занимайтесь с ним какое-то время. Потом, поднимите темп на 5 BPM и посмотрите что получится. Вы должны уже будете с ним справиться. Время от времени сбрасывайте темп на 10-15 BPM и адаптируйтесь к этому темпу, убедившись, что вы держите ровно ритм не завышая его скорость. Медленный темп, вместо того чтобы играть что попало, предоставит вам дополнительные микросекунды, чтобы подумать о музыкальной логике нот, которые вы играете. Я использовал этот метод для улучшения музыкальности этой версии произведения “Crossroads Blues”:

Это заняло 4 – 6 месяцев сосредоточенной работы, как минимум 15 минут в день игры на большой скорости, чтобы почуствовать себя уверено и играть в том темпе.

Изучать верхнюю октаву гармошки — это хороший метод добавить разнообразия и орингинальности в вашу игру. Хотя, очень много блюзовых гармонистов, включая хороших исполнителей классического Чикаго стиля, зачастую играют не заходя далее 6-го или 7 отверстия. Это большое упущение музыкальных возможностей. Учитесь играть в верхней октаве.

9.  СЛУШАЙТЕ ИЗВЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ:  Для того, чтобы стать хорошим исполнителем блюзов на губной гармошке, вы должны знать как звучит замечательный блюз на губной гармошке. Это означает знакомство с музыкой знаменитостей, живых и мертвых. Вы не можете стать крутым, пока не впитаете то, чего добились мастера. Только после этого вы сможете превзойти их и создать что-то глубокое, оригинальное и душевное. Только несколько из живущих харперов смогли подняться на этот уровень, но это не означает что не надо пытаться и вам. Вот десятка самых великих мастеров (Джейсон Ричи в топе перед Баттерфилдом, я плачу, ред.):

  • Little Walter (Jacobs)
  • Big Walter (Horton)
  • James Cotton
  • John Lee “Sonny Boy” Williamson (aka, Sonny Boy I)
  • Rice Miller (aka Sonny Boy Williamson, Sonny Boy II)
  • Sonny Terry
  • Junior Wells
  • Sugar Blue
  • Jason Ricci
  • Paul Butterfield
  • George “Harmonica” Smith

Вам необходимо тратить 15 минут каждый день на прослушивание музыки. Наденьте наушники, погрузитесь в грув, вслушайтесь во внутреннюю логику музыки. Такое внимательное прослушивание вернется и отплатит вам потом много раз.

Смотреть видео и покупать и качать музыку великих музыкантов не достаточно. Вы должны выбираться на концерты известных харперов, слушать их в клубах и на фестивалях, наблюдать за тем что они делают на сцене. Если вы серьезный студент, надо ходить на блюзовые концерты время от времени. Ваш местный профессионал губной гармоники, возможно не в моем списке знаменитостей, но ели вы придете к нему или к ней на концерт, он или она сможет вас научить чему-то новому.

10.  ДРУГОЙ УЧИТЕЛЬ, ДРУГОЕ МАСТЕРСТВО: Мне бы очень хотелось верить, что на моем сайте есть все, что вы можете пожелать, но мой опыт говорит об обратном. Я предлагаю вам изучить материалы других преподавателей. Ни кто из нас не обладает абсолютной правдой! Я буду рад рекомендовать вам трех учителей, которых с удовольствием называю друзьями: David BarrettRonnie Shellist, и Joe Filisko. Даже если вы уверены, что у меня есть все что вам нужно, ваша игра может быть улучшена только с их помощью.

11.  ОВЕРБЛОУ И ВСЕ ТАКОЕ:  Многие решают учиться играть блюз на гармошке потому, что они влюбляются в один из фанковых, грустных звуков инструмента. Я был одним из их числа! Мой вебсайт предлагает вам много материала по традиционному блюзу, но продолжая учиться, вы поймете, что хотите расширить свои рамки, ограниченные блюзом и вас заинтересует джаз, фанк, R&B и рок. Действительно, все современные блюзовые музыканты должны изучить эти типы музыки (Robert Johnson, B. B. King, и Little Walter — все они были под влиянием джазовых музыкантов:  The Harlem Hamfats, Django Reinhardt, Jimmy Liggins).

Давно, в 1987, профессиональный харпер William Galison познакомил меня с техникой передуваний, изученной благодаря Howard Levy. Это трансформировало мое исполнение, дав мне новое умение играть три новых ноты в средней октаве на гармошке. Я предлагаю всем серьезным блюзовым гармонистам изучить эту технику. Вот видео Jason Ricci, бесспорно, самого великого современного музыканта, освоившего оверблоу и применяющего эту технику в блюзе. В этом видео он объясняет что такое оверблоу и показывает как его играть: Jason Ricci teaches overblowing

12.  УГЛУБЛЯЙТЕ СВОЙ БЛЮЗ:  Хотите ли вы стать самым крутым блюзовым гармонистом или просто хотите укрепить свои знания, вы многое подчерпнете, изучая о людях, которые изобрели блюз. Блюзовая гармоника не только язычки, отверстия, бенды, фразы, такты, микрофоны и усилители. Это есть, или было, выражение жизни черных в Америке, особенно на юге, между 1890-х и 1960-х.

Многое изменилось с тех пор. Блюз вышел из музыкальных автоматов в городских клубах и стал мировой музыкой. Но некоторые из старых ретроградных течений напоминает — есть Афро-Американские блюзовые музыканты, которые осуждают то, что сделали с музыкой белые, например. Вы будете лучшим музыкантом, если будете больше знать о музыкальной культуре, ее источнике, и о вещах, которые были связаны с ней все эти времена.

Вот так! Мы закончили! НЕТ!!! Но если вы дошли до последнего шага, уделяя каждому шагу время и фокусируясь на нем, вы несомненно стали намного круче, чем когда вы вошли в эту дверь.

Получайте удовольствие.

ADAM GUSSOW, официальный индорсер HOHNER HARMONICAS

Перевод: Grey Wolf, 2015

Комментарии

Добавить комментарий