Sonny Terry (Saunders «Sanford» Terrell), 1911—1986

Родился: 24 октября 1911, Гринсборо, GA.
Умер: 11 марта 1986, Mineola, НЬЮ-ЙОРК.

Радостный возглас, который испускал Сонни Тэрри между хриплыми воплями губной гармошки, был отличительной чертой его игры — так сказать, его «подписью». Только очень небольшое количество блюзовых гармонистов оказало такое же большое влияние на этот жанр, какое оказал слепой Тэрри (Бастер Браун, например, копировал и возглас, и все остальное), который записал много прекрасных городских блюзов как лидер группы в дополнение к тому, что он долго играл как партнер дуэта — с гитаристом Брауни МакГи (Brownie McGhee).

Кричащий и вопящий как одержимый, Сонни Тэрри затягивал слушателей в душный музыкальный мир, населенный горячими женщинами и беспокойными людьми. Хотя он часто использовал сильный фальцет, он был также способен издавать вскрики, от которых волосы становились дыбом. Его стиль игры был совершенно неотразим. Легенда, рожденная в Северной Каролине, как бы напевала через его гармошку, усиливая жалобный стон инструмента.

Сонни, урожденный Саундерс Террелл, родился в Гринсборо, Северная Каролина в 1911. Его музыкальное образование началось в баптистской церкви, где ребенком он пел на службах. Тот ранний музыкальный опыт хорошо послужил ему в его дальнейшей жизни. Отец Саундерса Террелла играл на гармонике фолк, в основном на танцах, но блюз не был в его репертуаре. К 16-ти годам Сонни Терри в результате двух несчастных случаев практически утратил зрение — и по примеру многих других слепых блюзменов он всецело отдался увлечению губной гармоникой.

После смерти отца Сонни Терри подрабатывал, играя на ярмарках, а в 1937 году встретил Блайнд Боя Фуллера (Blind Boy Fuller) и переехал жить в Дурхэм (Durham), где играл на улицах вместе с Фуллером, Гэри Дэвисом (Blind Gary Davis)

В звукозаписи дебют Сонни Терри состоялся в 1937 году на сеансе Блайнд Боя Фуллера (Blind Boy Fuller), где он исполнил партию аккомпанирующей губной гармоники. Вокализированные тоны, которыми Терри сопровождал свою игру, усилены своеобразными фальцетными завываниями — это его фирменный прием.

В 1938 году, когда Фуллер отбывал срок заключения в тюрьме, Сонни Терри заменил его, приняв по приглашению Джона Хэммонда (John Hammond) участие в концерте 1938 года “От спиричуэла к свингу”. Сложное переплетение игры и пения Сонни Терри произвели фурор, что, впрочем, на тот момент не сказалось на его карьере, хотя фирма грамзаписи “Okeh” и выпустила его записи в качестве самостоятельного артиста.

Сонни и Фуллер записывались вместе до смерти Фуллера в 1940. Именно в это время Сонни играл в серии концертов «Spirituals to Swing» в Карнеги-Холле. Стиль игры Сонни «Пьедмонт» был немедленно подхвачен музыкальным сообществом Нью-Йорка, и музыкант перебрался в Нью-Йорк, чтобы стать частью сцены фолк-музыки. Сонни Терри выступал в качестве аккомпаниатора Блайнд Боя Фуллера до смерти последнего в 1941 году.

Тэрри был приглашен играть в Нью-Йоркском зале Carnegie Hall в в легендарном концерте «From Spirituals to Swing». В тот же год он сделал запись для Библиотеки Конгресса и имел свой первый коммерческий успех в 1940.

Сонни Тэрри встретил Брауни МакГи (Brownie McGhee) в 1939, и, до самой смерти Фуллера, они, объединив силы играли вместе до 1941. Далее, в 1942 году они перебрались в Нью-Йорк уже как дуэт. Они ворвались на фолк-сцену, работая с такими музыкантами как Leadbelly, Джошом Уайтом (Josh White), и Вуди Гатри (Woody Guthrie).

В то время как Брауни МакГи в течение середины 40-ых сделал очень много студийных записей, Тэрри записывался несколько меньше как лидер (практически все его время было занято его ведущей ролью в Радуге Финиана (Finian’s Rainbow) на Бродвее в течение приблизительно двух лет, начиная с 1946). Также он играл для Asch и Savoy в 1944, затем были три прекрасных сессии для Капитолия в 1947 (первый два с Стиком МакГи (Stick McGhee) вместо Брауни в роли гитариста, и еще одна в 1950.

В 1942 году Сонни Терри выступил на концерте в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия; и с ним в качестве аккомпанирующего гитариста и поводыря, по предложению их менеджера Дж. Б. Лонга (J.B. Long), отправился Брауни МакГи (Brownie McGhee). Оба исполнителя получили приглашение на работу в Нью-Йорке, где и поселились и сотрудничали затем долгие годы. В Нью-Йорке Сонни Терри много записывался как артист и в качестве аккомпаниатора на многих фирмах грамзаписи, ориентированных на чернокожую аудиторию. Первые нью-йоркские записи Сонни Терри сделаны под руководством Моузеса Эша (Moses Asch) на фирме “Фолкуэйз” (Folkways), ему аккомпанировал Вуди Гатри (Woody Guthrie).

Тэрри сделал несколько хороших записей в стиле «ритм-энд-блюз» для Jax, Джэксона, Red Robin, RCA Victor, Groove, Harlem, Old Town, и Ember в течение 50-ых, обычно с Брауни на гитаре. Это было бум фолка конца 50-ых , который сделал имена Брауни и Сонни у всех на слуху (по крайней мере в среде фолк-культуры). Некоторое время они делали туры как дуэт, по ходу записывая много замечательных пластинок — как дуэт, пока их длинному и плодотворному сотрудничеству не пришел конец в середине 70-ых.

К концу 50-х гг. Сонни Терри и Брауни МакГи стали давать концерты для белых любителей фолк-музыки, для которых они представляли свою музыку как “фолк-блюз”. Сторонники блюза как музыки чернокожих оценили этот факт как предательство. Тем не менее репертуар Сонни Терри и Брауни МакГи выявляет большое количество песен, записанных именно для чернокожей аудитории, а детские песни и сельская танцевальная музыка, записанная Сонни Терри на сеансах у Моузеса Эша бесценный по своей документальности материал.

В 60-е гг. Сонни Терри перестал петь фальцетом, его голос огрубел и стал весьма неблагозвучен. В его дуэте с МакГи также наметился разрыв — Брауни МакГи и Сонни Терри не стали близкими друзьями и в последние годы стали питать друг к другу активную неприязнь, доходило до перебранок на сцене. Но в истории блюза они останутся дуэтом, познакомивших с этим жанром публику по всему свету.

За два года до смерти Сонни Терри, с помощью Вилли Диксона (Willie Dixon) и Джонни Уинтера (Johnny Winter) записал сольный альбом “Whoopin’”, где попытался сблизить манеру исполнения Сонни Терри с более жесткой традицией блюза в электрической трактовке Уинтера.

Добавить комментарий