Школа по ритмической губной гармонике. Питер Мадкэт Руф

1. ВВЕДЕНИЕ

Добро пожаловать на урок ритмической гармоники.

Меня зовут Питер Мэд кэт Руф. Эта школа познакомит нас со ритмическими звуками, которые можно извлекать с помощью диатонической гармоники (10 дырок).

 

Пример 1.1

 

У меня гармоника в ключе С (до) и для всех примеров мы будем использовать диатоническую гармонику в этом ключе.

 

 

2. ПРОСТОЕ ПЫХТЕНИЕ, ПАРОВОЗ («The Simple Chug»)

 

Начнем с самого простого. Я называю этот ритм «Простое пыхтение». Он звучит так:

Пример 2.1

 

Вот, что я делаю: я дважды играю вдох через дырки 1, 2, 3 и потом –  дважды выдох через 1, 2, 3. Получается:

вдох — вдох — выдох выдох,

вдох — вдох — выдох — выдох.

Давайте попробуем очень медленно для начала:

Пример 2.2

 

Это был ритм «Простое пыхтение».

Теперь можно сыграть его быстрее, потренировавшись немного:

Пример 2.3

 

Давайте сыграем тот же ритм, но на выходохе перейдем на другие дырки, вместо того чтобы выдыхать через 1, 2, 3, вы выдыхаете через 2, 3, 4, но вдыхаете все равно через 1, 2, 3:

Пример 2.4

 

Теперь, что бы придать энергии в самом начале вы можете произнести здвук «Ди» на вдохе. Ваш язык прижат к небу, потом опустите его и это дает ударную волну воздуха, звучит это так:

Пример 2.5

 

Когда вы сможете играть это быстро, это будет звучать так:

Пример 2.6

 

 

3. РИТМ ДЖОН ЛИИ ХУКЕРА, БУГИ ШАФЛ (John Lee Hooker Rhythm, Boogie Shuffle)

 

Следующий ритм, который бы я хотел показать, я называю «Ритм Джон Лии Хукера» или «Буги Шафл», он звучит так:

Пример 3.1

 

Этот ритм основан на том замечательном факте, что на диатонической гармонике 2 вдох и 3 выдох – это одна и та же нота:

Пример 3.2

 

Поэтому, с этой двойной нотой на вдохе и выдохе, дающей один и тот же звук, вы можете получить потрясающий эффект пыхтения паровоза:

Пример 3.3

 

В этом ритме на первой ноте я делаю небольшой удар звуком «Ди»:

Пример 3.4

 

Давайте сыграем первую часть этого ритма вместе:

вдох — выдох — вдох,

вдох — выдох — вдох,

вдох — выдох — вдох

На гармошке по дыркам это:

2, 3, 2

2, 3, 2

2, 3, 2

И так, медленно:

Пример 3.5

 

Это первая часть ритма.

Вторая часть звучит так:

Пример 3.6

 

Я играю «выдох — вдох» и потом я беру бенд на 3 дырке:

Пример 3.7

 

Это чистая нота:

Пример 3.8

 

Это бенд:

Пример 3.9

 

Тепер играем всё вместе:

Пример 3.10

 

Если вы не можете брать бенд на этой ноте, то вы услышите, что если ее не бендить, то она звучит немного подругому:

Пример 3.11

 

Но будет более блюзовый звук, если вы сможете использовать бенд.

Давайте попробуем добавить скорости:

Пример 3.12

 

 

4. БЕНДЫ НА НОТАХ

 

Один из замечательных приемов игры на гармонике, который я на самом деле не включил в эту школу, но часто ссылаюсь на него – это бенды на нотах.

На первых 6 дырках вы можете изменить тон ноты на вдохе, изменяя объем во рту.

Вы можете понизить тон ноты:

Пример 4.1

 

И на верхних 4 дырках, вы можете понизить тон на выдохе:

Пример 4.2

 

5. РИТМИЧЕСКИЕ СЛОГИ ( Rhythm Syllables)

 

Теперь, что бы еще больше погрузиться в изучение гармоники, я хотел бы представить концепцию, которую я называю «Ритмические слоги». Вы можете представить себе эти слоги, как строительные блоки. Вы можете использовать их для построения любых очень крутых ритмов. Сначала, два ритмических слога, которые я хочу показать это «ХАП» и «ПА», они звучат вот так:

Пример 5.1

 

Теперь, сыграем медленнее, что бы мы могли понять, что это такое. На «ХАП» я просто делаю вдох и закрываю рот, соединяя губы вместе, вот так:

Пример 5.2

 

Но я это делаю на вдохе все время:

Пример 5.3

 

Когда моя нижняя губа ударяется о верхнюю, то воздух отсекается и получается этот ударный звук:

Пример 5.4

 

Это «ХАП — ХАП»:

Пример 5.5

 

За исключением того, что я вдыхаю:

Пример 5.6

 

Получается такой звук:

Пример 5.7

 

Теперь, звук, соответстующий «ХАП» – это «ПА». Это когда ваши губы размыкаются снова:

Пример 5.8

 

В этом звуке моя нижняя губа на самом деле отделяется от гармоники:

Пример 5.9

 

Моя верхняя губа остается сверху гармоники, но нижняя – отдельно:

Пример 5.10

 

Теперь давайте соединим всё вместе.

Я делаю вдох через дырки 1, 2, 3 и произношу на вдохе  «ХАП-ПА-ХАП-ПА»

Пример 5.11

 

Звучит это вот так:

Пример 5.12

 

Ваши губы, перекрывающие поток воздуха, создают  этот замечательный ударный звук.

 

6. ВДОХ, ВДОХ, ВЫДОХ, ВДОХ (In, In, Out, In)

 

Ну вот, пока это все примеры ритмов игрались на вдохе. Конечно, вы не можете вдыхать все время, поэтому давайте добавим ноты на выдох. Это будет «ХАП-ПА-ХАП-ПА» то же самое движение губами, но дыхателный шаблон теперь будет:

вдох — вдох — выдох — вдох,

вдох — вдох — выдох — вдох

И когда вы дышите этот ритм, выши губы продолжают делать ХАП — ПА — ХАП — ПА (вдох — вдох — выдох — вдох)

Это звучит вот так:

Пример 6.1

 

Это очень полезный ритм к которому вы можете возвращаться довольно часто. Добавим скорости:

Пример 6.2

 

7. ТРЕТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БЛОК (3-rd Building Block)

 

Теперь «Третий строительный блок», который я хотел бы вам показать, это третий ритмический слог — «Ш» или «Щ»:

Пример 7.1

 

Здесь я выдыхаю воздух через зубы, как звук «Щ», но я выдыхаю его мимо гармоники, под ней. Воздух не проходит через гармонику, он идет ниже:

Пример 7.2

 

Теперь, вместе с «ХАП» и «ПА». Давайте запишем схему:

ХАП — ПА — Ш — ХАП — ПА — Ш

Звучит это так:

Пример 7.3

 

Таким образом вы здесь получаете звук без какого либо воздуха, идущего сквозь гармонику. Он проходит под гармоникой.

Давайте немного еще его улучшим, вот так:

ПА — пауза — Ш — ХАП

Вот так это звучит:

Пример 7.4

 

Если сыграть этот ритм на скорости, то это звучит так:

Пример 7.5

 

Итак, это:

ПА — пауза — Ш — ХАП — ПА — пауза — Ш — ХАП — ПА — пауза — Ш ХАП.

Т.е. «ПА» приходится на первую долю:

Пример 7.6

 

 

8. БАЗОВЫЙ РИТМ (Home Base)

 

Теперь, мы рассмотрим мой самый любимый изо всех ритмов, я называю его «Базовый ритм». И называется он базовым потому, что вы всегда можете вернуться к этому ритму, если до этого долго играли другие ритмы. Вы можете просто соскользнуть на этот ритм и чувствовать себя там в безопасности. Передохнув, вы можете снова «выходить» и импровизировать в разных направлениях, но всегда полагаетет вернуться обратно к этому ритму.

Этот ритм звучит так:

Пример 8.1

 

Давайте сыграем его помедленней, проанализируем что бы понять что это, примерно вот так:

Пример 8.2

 

Итак, это:

ПА — Ш — ХАП — ПА,

пауза — ПА — Ш — ХАП.

Пример 8.3

 

Всё это играется на вдохе, за исключением «Ш» и паузы конечно, где вы не вдыхаете и не выдыхаете.

Это базовый ритм и вы можете творить что нибудь просто из воздуха и потом возвращаться обратно к нему. Вот так, например:

Пример 8.4

 

 

Базовый ритм очень полезный ритм.

Как вы можете заметить, я могу играть все эти ритмы достаточно быстро, и добивается это только долгой практикой. Поэтому лучший способ добиться этого, это начать играть ритмы точно и медленно и со временем, вы сможете достигнуть нужной скорости. Не ожидайте таких результатов в первый день или первую неделю, но продолжайте работать над собоий и у вас всё получится.

 

 

9. ТРЕЛЬ ЯЗЫКОМ (Tongue Rolling)

 

Как вы вероятно заметили, игра здесь идет намного больше на вдохе, чем на выдохе. И иногда вы настолько переполняетесь воздухом, что вам просто необходимо  как нибудь избавиться хотя бы от части его. И один из способов избавиться от воздуха, это делать трель языком и выдыхать, вот так:

Пример 9.1

 

В осноном делается это на 4 дырке, но вы можете захватить и 3 с 5, это нормально:

Пример 9.2

 

Просто делайте «Р-Р-Р» языком, избавляясь от воздуха. Это похоже испанское «Р»:

Пример 9.3

 

Вот так:

Пример 9.4

 

Если вы много играете на вдох, так вы можете избавиться от избытка воздуха:

Пример 9.5

 

Давайте теперь возьмем один из шаблонов, например такой:

Пример 9.6

 

ПА — Ш — ХАП — ПА

ПА — Ш — ХАП — ПА

Ш — ХАП — ПА — ПА

Р-Р-Р-Р-Р-Р

Пример 9.7

 

Теперь, когда вы добавите скорости, то этот ритм будет звучать вот так:

Пример 9.8

 

Это просто способ избавиться от лишнего воздуха. Я не очень часто его использую, но все же иногда. Очень удобно иметь такой прием в запасе.

 

 

10. ЕЩЁ РИТМИЧЕСКИЕ СЛОГИ (More Rhythm Syllables)

 

Теперь, следующий ритмический слог, над которым я хотел бы рассказать – это «ЯКА» и «ТА»:

Пример 10.1

 

Они здорово работают вместе. Вы говорите «ЯКА — ТА», но через гармонику:

Пример 10.2

 

Или вы можете говорить «ЯКА — ТАП»:

Пример 10.3

 

Снова используя дырки 1, 2, 3:

Пример 10.4

 

Давайте добавим «ПА» в конце, так будет лучше: «ЯКА — ТАП — ПА»:

Пример 10.5

 

Теперь, я хочу вернуться к основному базовому ритму и добавить «ЯКА — ТАП» и раскатистое «Р-Р-Р», т.е. мы собираемся использовать всё, что мы знаем теперь в этом новом небольшом ритме. Это звучил       примерно так:

Пример 10.6

 

Давайте проанализируем что на самом деле я делаю. Я начал с:

ЯКА — ТАП — ПА — ПА

Ш — ХАП — ПА — Ш

ХАП — ПА — Ш — Р-Р-Р

Пример 10.7

 

Это достаточно сложно, я полагаю, поэтому я сыграю это медленнее:

Пример 10.8

 

Теперь вы можете сыграть этот ритм и потом сыграть его снова, но вместно раскатистого «Р-Р-Р» вы можете добавить «Ш», и так у вас будет ритм в два раза длиннее, который звучит вот так:

Пример 10.9

 

 

11. ВОЗВРАЩЯЕМСЯ К БУГИ ШАФЛ (Return To The Boogie Shuffle)

 

Хорошо, теперь давайте вернемся к Джон Лии Хукер Буги Шатлу, который мы разучили ранее, и добавим некоторые из этих ударных слогов в тот ритм, что бы напомнить вам, это – Джон Лии Хукер ритм:

Пример 11.1

 

Для начала давайте добавим «ПА» в начале вместо 2 вдох, добавим «ПА» на 1, 2, 3:

Пример 11.2

 

Это создает ощущение удара, такое «Умпф» в этом  месте. И то, что я делаю здесь – это «ПА»:

Пример 11.3

 

Я также делаю здесь звук «ВАУ», используя руки. Они полностью закрыты и точно на ПА я открываю мои руки и это дает как бы ударную волну, взрыв, вот так:

Пример 11.4

 

Ну вот так, и теперь следующий шаг, давайте добавим «Ш»:

Пример 11.5

 

Вместо 3 выдох вы добавляете «Ш»:

Пример 11.6

 

Таким образом, вы придаете больше напора в свою ритмическую игру, добавляя эти ритмические слоги. Иногда можно просто добавить сильное «ПА», как бы случайно, ну вот так:

Пример 11.7

 

 

12. ЗВУКИ ГОЛОСОМ

 

Один из самых удивительных харперов, которых я когда либо слышал, был Сони Терри. Он был причиной, по которой я начал играть на гармонике, причиной номер один. Когда я услышал его, я понял, что просто должен научится играть также как он. Он был замечательный ритм-исполнитель. Он добавлял уханье, вокальные звуки в свою игру на гармонике. Вот так:

Пример 12.1

 

Я должен был научиться так играть. Я потратил очень много времени, чтобы понять, как он делал эти приемы. Казалось он добавлял как бы лающие звуки, но на самом деле это был звук «А». Это был был звук «А», но произносимый фальцетом вместо голосового «А»:

Пример 12.2

 

Я придумал способ как это можно добавить в мою игру:

Пример 12.3

 

 

Итак, если используете «А», а потом выдох на 3 дырке:

Пример 12.4

 

Потом вдох на 3-й, тогда вы с легкостью можете использовать этот прием в своей игре:

Пример 12.5

 

Еще раз, это «А», затем 3 на выдох и 3 на вдох:

Пример 12.6

 

 

13. ТОПОТ МАРКИ СОНИ ТЕРРИ (Sonny Terry Stamp Stomp)

(игра слов stamp – stomp – топать)

 

В 1998 году почтовая служба США выпустила марку на которой была фотография Сони Терри. Я полагаю это был первый раз, года харпер был изображен на марке. И по этому случаю, я написал небольшую мелодию, тему, названную Топот Марки Сони Терри. Она вот так:

Пример 13.1

 

Давайте выучим эту тему. Я сыграю ее вам медленно. Первая часть:

Пример 13.2

 

3 выдох, 2 вдох и 3 выдох. Это все одна и та же нота:

Пример 13.3

 

Когда вы запомните эти «ПА — ПА — ПА, тогда начните говорить перед ними «А»:

Пример 13.4

 

С негромким «А»:

Пример 13.5

 

Итак, это первая часть. Давайте сыграем её снова:

Пример 13.6

 

За этим следует:

Пример 13.7

 

Это 3 вдох:

Пример 13.8

 

3 вдох с бендом:

Пример 13.9

 

И 2 вдох:

Пример 13.10

 

Теперь всё вместе:

Пример 13.11

 

И потом 2 бенд, 2 вдох и 3 выдох. Вторая часть звучит вот так:

Пример 13.12

 

Теперь соединяем два кусочка вместе:

Пример 13.13

 

Добавляем скорость:

Пример 13.14

 

Это был Топот Марки Сони Терри.

 

 

14. РИТМ БАРАБАННЫХ ТАРЕЛОК (Hi Hat Rhythm)

 

Хорошо, еще один классный ритм, корый мне нравится, я называю его «Ритм барабанных тарелок», потому что вы добавляете небольшой звук «Ш», похожий на звук барабанных таррелок. Звучит это так

Пример 14.1

 

Что бы выучить этот ритм, мы должны выучить еще один слог. Это слог «ХА»:

Пример 14.2

 

Это как говорить «ХАХ» но вдыхая при этом:

Пример 14.3

 

Это просто тип неглубокого вдоха:

Пример 14.4

 

Не используйте здесь свой язык вообще, просхо «ХАХ — ХАХ»:

Пример 14.5

 

Итак, соединяя всё вместе со звуком «Ш», получим:

Пример 14.6

 

Когда я делаю «Ш» мои губы на самом деле не на гармонике в этот момент. Я подношу гармонику к своим губам, когда уже готов на вдохе произнести «ХАХ»:

Пример 14.7

 

Не нужно отводить гармошку далеко, всё очень близко:

Пример 14.8

 

Если вы добавите этот прием к другим ритмам, то можете получить вот такое звучание:

Пример 14.9

 

Но когда вы играете это быстро, то «Ш» всегда падает на слабую долю:

Пример 14.10

 

Падает как раз на то место как и моя «свистящая металлическая тарелка». На самом деле – это простой держатель ударяющий по дереву. Это удобно что бы отбивать слабую долю:

Пример 14.11

 

Теперь, как использовать руки – это очень важно для игры на гармонике в любом стиле. Вы можете двигать руками, как будто вы двигаете поверхность звука. Если вы играете хороший ритм и при этом открываете и закрываете свои руки, очень медленно, вы можете добиться вот такого звука:

Пример 14.12

 

Итак, не забывайте теперь использовать свои руки.

 

 

15. Унн Таа (Unn Taah)

 

Я хочу сыграть песенку для вас, которая называется «Унн Таа». Она звучит так:

Пример 15.1

 

Итак, давайте помедленее, что бы сформулировать, что на самом деле я делаю:

Пример 15.2

 

Итак, начиная со 2 дырки, бенд и вверх снова. И потом «ХАП — ПА» и на выдохе «ХАП — ПА» и потом, 3 и 2 вдох, потом «ХАП — ПА», потом 2 бенд вниз и опять вверх, итак медленно но все же немного побыстрее, звучит так:

Пример 15.3

 

Итак, вся песня звучит вот так:

Пример 15.4

 

Давайте я сыграю это еще раз медленно

Пример 15.5

 

Я просто потом играю:

УМ — ПА — ПА — ПА — ПА

Пример 15.6

 

Так что это «ХАП — ПА» идет на двойной скорости по отношению к остальной песни:

Пример 15.7

 

Т.е., этот ритм у вас идет на разных скоростях относительно друг друга. И это здорово звучит. Здесь вот вся мелодия на нормальной скорости:

Пример 15.8

 

Теперь я медленно сыграю для вас эту часть, она просто идет на 4-й и 3-й дырках…это на 4-й и это все между прочим на вдохе:

Пример 15.9

 

Итак, соединяем это с другими частями:

Пример 15.10

 

И потом также все на вдохе:

Пример 15.11

 

Это действительно не так сложно как это выглядит или как это звучит. Я сыграю это медленно снова:

Пример 15.12

 

Теперь, вот эта часть – немного хитрая. Вы языком блокируете две дырки и дуете с двух сторон вашего рта:

Пример 15.13

 

Выдох, вдох, выдох.. и так, соединим всё вместе . Это звучит вот так

Пример 15.14

 

А эта часть немного хитрая:

Пример 15.15

 

Это как говорить «ПАБ», когда ваш язык на гармонике:

Пример 15.16

 

Я на самом деле отодвигаю гармонику ото рта:

Пример 15.17

 

Так вы получаете звук «Умпф» с убыванием потока воздуха:

Пример 15.18

 

Соединим это всё вместе:

Пример 15.19

 

Сыграем это всё вместе на нормальной скорости:

Пример 15.20

 

16. ГАРМОНИКА И ГИТАРА

 

Со мной здесь сидит гитарист. Он будет аккомпанимировать мне на гитаре, а я собираюсь вставлять в это блюзовое произведение те ритмы, над которыми мы с вами работали:

Пример 16.1

 

В этом примере я добавил немного «ПА», совсем немного:

Пример 16.2

 

Это «ПА» дает окраску, приносит интерес в этот блюз. Давайте попробуем снова тот же кусок:

Пример 16.3

 

Идея понятна? Я могу их вставлять тут и там. Еще что я могу брать триплеты, как будто я играю на пианино. Давайте попробуем снова:

Пример 16.4

 

Все это на выдохе

Пример 16.5

 

Потом идет 4 аккорд. Я могу играть также на выдохе:

Пример 16.6

 

Когда вы на 5-м аккорде (это не самый простой аккорд), вы можете всегда взять 1 вдох и 4 вдох и переходить с одной на другую и обратно:

Пример 16.7

 

Но ноты между ними, на самом деле не вписываются в 5 аккорд, поэтому, если вы как бы прыгаете через них, вы дольше сможете играть. Давайте попробуем снова:

Пример 16.8

 

Это даст вам идею о том, что делать в блюзовых песнях.

Хорошо, давайте попробуем сделать что нибудь немного в фольклорном стиле. Я буду играть «ХАП — ПА» ритм как фон, как если бы я задавал ритм:

ХАП — ПА — ХАП — ПА

Вот так:

Пример 16.9

 

Этот «ХАП — ПА» ритм – очень полезный для таких вещей. Вы можете просто уступить дорогу гитаристу и все же поддерживать ритм:

Пример 16.10

 

Т.е.ритм такой:

УМ -ХАП — ПА

УМ — ХАП — ПА

Теперь я могу играть мелодию часть времени и затем вернуться к этой «ХАП — ПА» части, что бы поддержать ритм гитары. Итак, давайте попробуем эту песню еще один раз:

Пример 16.11

 

Bот замечательный лик, который обычно является частью гитарных или даже фортепианных ликов, но он также здорово звучит на гармонике. Вот он:

Пример 16.12

 

Я выдыхаю в 3 дырку, 6 дырку, и блокирую 4 и 5 дырки центром языка:

Пример 16.13

 

Я дую боковыми сторонами рта и что бы так сделать, ваше дыхание должно быть таким:

ХУХ — ХУХ

ТА — ТА — ТА

Вот так:

Пример 16.14

 

Итак, после того как вы сыграли:

Пример 16.15

 

и продолжили:

Пример 16.16

 

здесь играете 5, 4, 3, 2 на вдохе:

Пример 16.17

 

Теперь всё вместе:

Пример 16.18

 

Перед тем как начать лик, я выдаю легкое «ПА»:

Пример 16.19

 

Давайте попробуем это с гитарой:

Пример 16.20

 

 

17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ну вот хорошо, это все приблизительная установка для ритамической гармоники. Я надеюсь, вы найдете часть этой информации полезной. Помните, это требует много практики. Не расстраивайтесь. Начинайте медленно и получайте удовольствие от этого. Я хочу закончить урок «Экстравагантной темой для ритмической гармоники»:

Пример 17.1

 

Видео данной школы можно посмотреть здесь: Madcat.avi (39 мБ)

 

© Автор: Peter Madcat Ruth
© Перевод: Жукова Светлана
© Редакция: Grey Wolf
2005-02-19

Добавить комментарий