Обучение

Что значит MS и HM гармошки?

HM — «Hand Made» — гармошки, изготовленные вручную.
MS — «Modular System» — это технологическое решение фирмы «Hohner», целью которого было сокращение себестоимости гармоник за счёт перевода некоторых этапов производства на автоматические рельсы. Автоматами производятся платы с прикреплёнными к ним язычками. Настройка и сборка всё равно делаются вручную.
Части разных моделей MS гармоник взаимозаменяемы.

Что делать, когда несколько нот на гармошке не строят?

Это, наверное, основная проблема, с которой сталкиваются любители губной гармошки. Прежде чем выбросить ваш инструмент, попробуйте научиться самостоятельно его настраивать. Читать далее

Что делать с залипающим язычком?

Когда язычок залипает, звука он больше не дает. Происходит это по двум причинам. Во-первых, это могут быть посторонние частицы, которые блокируют язычок. В этом случае необходимо снять крышку и удалить грязь. Во-вторых, язычок может быть повернут относительно соответствующей ему прорези. Тогда он просто опирается на одну из ее сторон и не может вибрировать. В этом случае также надо снять крышку и каким-нибудь тонким инструментом вроде скальпеля попытаться отцентрировать язычок относительно его отверстия.

У меня старая немецкая гармоника, доставшаяся от деда, я хочу на ней научиться играть

Лучше накопить хотя бы 5$ и купить новую. Гармоника, особенно немецкая, инструмент недолгоживущий, не любящий повышенную влажность, воздействие химически активных веществ, ударов, игры на них неумеющих играть людей.

Кроме того, откуда ты знаешь, хорошую или плохую гармонику добыл на войне твой дед? Как показывает опыт, в основном везли трофейные дешевые двухрядные тремоло-гармошки, на которых проще играть. И блюз или кантри на них не сыграешь. Как не парадоксально, такие сложные с виду гармошки позволяют играть на них не сложные народные мелодии. Поэтому, учиться надо на новых и хороших гармониках. Причем 10-дырочных диатонических или хроматических (с кнопкой). Тремолу и октавную лучше освоить потом (если будет необходимость).

У меня новая гармошка, но 2 (3-е или 1-е) отверстие на вдох не играет (или звучит как то криво)

Странно звучит второе отверстие на вдох. Что делать??

Симптомы проблемы
1. При чистом вдохе/выдохе наблюдается занижение тона.
2. Нота не звучит совсем, звучит «странно», дребезжит или шипит.
3. Звук возникает с задержкой и/или плавно нарастает.
Проблема чаще всего возникает при вдохе на втором или третьем отверстии, но иногда и в других ситуациях, например на выдохе на десятом отверстии. Читать далее

У меня гармошка с 28 (36, 48 и т.п.) отверстиями, расположенных в 2 ряда. Что это за гармошка?

Это тремоло или октавная диатоническя гармошка.
У всех тремол в каждом отверстии по одному язычку. Отсюда и двойной ряд отверстий, и такое их количество. Одни отверстия работают на вдох, другие на выдох (кстати, у хроматик тоже язычки вдоха и выдоха находятся в разных канальчиках, поэтому в силу таких конструктивных особенностей, и на тремолах и на хроматиках не достигнуть такого полноценного бэнда, как на блюзовых диатониках).  Читать далее

Существуют несколько техник игры на губной гармошке. Какая самая «крутая»?

Существует множество техник игры: блокировка языком, губами, с использованием оверблоу, с использованием голоса, игра без рук (кто видел, тот понимает о чем я) и т.д…

Я считаю что Мастер — это не тот, кто умеет делать все. Мастер — это тот, кто выполняет свою работу профессионально.

По этому, мой совет — пробуйте больше и разного, и вы придете к своей и только к своей «уникальной» технике, которая будет включать в себя базовые элементы тех техник, которые вы изучили, но ваша техника будет уникальной и неповторимой. В процессе выбора вы будите оттачивать ее и наконец сделаете из нее конфетку, фишку, по которой вас будут узнавать слушатели.

Существуют ли гармошки на которых можно играть (импровизировать) в тональности ЛЯ-минор?

Играть можно на гармошке любой разновидности (диатонической, тремоло, хроматической)
Если вопрос про стандартные мажорные диатоники (с рихтеровской настройкой), то чтобы играть в Am, можно взять несколько разных — это зависит от позиции, в которой хочешь (или лучше получится) это сыграть:
во второй позиции на D,
в третьей на G,
в четвертой на С
и в пятой позиции на F.
В первой позиции на A гармошке минор не сыграешь.

Совсем запутался с позициями. Объясните

Там все просто — позиция — суть тональность.

У тебя, допустим, гармошка в C. Посмотри расположение нот на ней. Все так, понимаешь, расположено, чтоб ты без напряга мог играть на этой гармошке в тональности C мажорный лад. Однако сие не значит, что только этот лад и только в этой тональности можно играть на этой гармошке. Читать далее

Сколько стоят уроки у преподавателя губной гармоники?

По разному, смотря у кого и в каком городе.
Пол Дилей из Чикаго или Стив Бекр в Германии берут 40-50 баксов за занятие… :-)
Не пугайтесь, у нас это стоит значительно дешевле.

Замечено, что преподаватели не любят говорить свои расценки на публике.
Занятия индивидуальные — подход к оплате тоже индивидуальный.

Позвоните, поговорите лично. Вам скажут сколько это вам будет стоить.
Не стесняйтесь позвонить и поговорить. Они вас не знают, чего стесняться?
Если для вас это дорого, значит вы не будете брать уроки и попрощаетесь.
Все это понимают.
Но если возникло желание позаниматься, звоните не стесняйтесь. Это их хлеб.
Поверьте, занятия стоят потраченных денег. Это самый продуктивный и быстрый способ научиться играть.

Никак не получаются бенды. Что делать?

Прежде чем начать осваивать бенды, следует научиться правильно извлекать одиночные ноты. Ты научился этому если ты уверенно играешь гамму вверх и вниз.
Так же, необходимо, чтобы у тебя было правильно поставлено дыхание.
Во-первых, аккорды на вдох и выдох на первых 3-4-х отверстиях должны строить, во-вторых, вторая дырка на вдох и третья на выдох должны звучать одинаково (тембр может отличаться, но высота тона должна быть одинаковой, см. Упражнения Стива Бекера — «С самого начала» № 23 и 24). Читать далее

Наиболее часто используемые тональности гармоник

Как правило, наиболее часто используются гармошки следующих тональностей (по частоте использования в порядке убывания):

  • C (До). Чаще всего, первая гармоника, на которой осуществляется обучение. Ценна, во-первых, тем, что тональность C располагается посередине ряда G, A, B, C, D, E, F, и является, таким образом, средней по высоте, что облегчает обучение игре как на высоких, так и на низких нотах. А во-вторых гармошка в тональности C используется в музыкальных композициях тональности G во второй позиции (cross-harp), излюбленной блюзовыми гармонистами. Читать далее

На какой гармошке играть Блюз или Кантри?

Лучше всего для Блюза или Кантри подойдет диатоническая гармошка (с 10 отверстиями) в стандартной Рихтеровской настройке (мажор). На ней можно играть в разных стилях, а не только Блюз и Кантри.

Для Кантри же есть гармошки со специальной настройкой (Country Tuned — с повышенной нотой на пол-тона на вдохе на 5-м отверстии). Такую гармошку выбирают уже опытные профессиональные харперы, если не хватает возможностей стандартной настройки. Для новичков кантри настройка не рекомендуется.

Какой корпус лучше, пластиковый или деревянный? (научный подход)

На самом деле материал корпуса НЕ ВЛИЯЕТ на звук, что было доказано в эксперименте Vern Smith’а на собрании SPAH в 1997 году. Тогда аудитории было предложено угадать на слух, из чего сделан корпус играемой в данный момент гармоники (платы и крышки были одни и те же, их переставляли на разные корпуса). НИКТО не заметил НИКАКОЙ разницы. Vern Smith уже 5 лет предлагает 1000 долларов тому, кто на слух может различить, из чего сделан материал гармоники. Претендентов до сих пор НЕТ. Так что не верьте в эту басню насчет влияния материала на звук гармоники.

Пластиковый корпус лучше деревянного по причине практичности — не разбухает, не трескается, и к нему платы и крышки прикрепляют винтиками, а не гвоздиками, что облегчает ремонт.

Какой корпус лучше, пластиковый или деревянный?

Каждый материал, используемый для изготовления корпуса гармошки имеет свои уникальные звуковые характеристики. Деревянный корпус (как у моделей «Marine Band» или «Blues Harp») обычно дает хорошо резонирующий, полноценный звук, с равномерной динамической характеристикой во всех регистрах. Пластиковый корпус (как у модели «Special 20») характеризуется теплым, ровным звучанием и приятен для губ. Существуют также металлические корпуса (модель «MeisterKlasse») или корпуса с металлической отделкой (модель «Cross Harp»), дающие яркий, чистый звук. Также имеет значение и дизайн верхней накладки, которая у разных моделей имеет разную форму, что по-разному сказывается на звуке.