Как перестроить гармошку в натуральный минор

Думаю, некоторым харперам будет интересен мой опыт перестройка обычной рихтеровской гармоники в натуральный минор, так что, начнем.

Зачем мне это надо было? Было две причины: во-первых, я как-то услышал, как звучит минорная гармоника и подумал, что было бы не плохо иметь такую же, хотя бы для разнообразия и, во-вторых, умение настраивать и перестраивать инструмент на котором играешь я посчитал достаточно ценным.

Итак, что нам надо? Во-первых, естественно, сам инструмент. Эксперементировать на хороших гармошках не хотелось, так что я поехал в магазин Yamaha и купил самый дешёвый Hohner SilverStar за 162 рубля (~5.5$). Тональность выбрал D, т.к. выбор был не особо велик и, после перестройки D-гармоники в минор, получается Am, а это достаточно распространенная тональность (может, из-за того, что в ней нет диезов?). Помимо самой гармошки, нам понадобиться несколько инструментов.

  • Паяльник. Не пугаться, надо! Лучше с тонким жалом. Немного припоя.
  • Два скальпеля. Есть много разных вариантов, чем можно их заменит. Из того, что было у меня под рукой, это оказалось самым удобным.
  • Микрофон, который втыкаеться в компьютер, сам компьютер, программка Tune IT.
  • Отвертки, что бы разобрать гармошку.
  • Натфиль. Можно соскребать и скальпелем, но это дольше.

Вроде, все..

 

Далее было бы не плохо прочитать статьи о расположении нот на гармошках и о вариантах настройки.

Нас интересует рихтеровский строй и натуральный минорный строй. Для C-гармошки они выглядят так:
Рихтеровский:

Выдох C E G C E G C E G C
№ отверстия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D G B D F A B D F A

Натуральный минор:

Выдох C Eb G C Eb G C Eb G C
№ отверстия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D G Bb D F A Bb D F A

 

У меня была подопытной гармоника в D, так что имеем мы гармнику с таким строем:

Выдох D F# A D F# A D F# A D
№ отверстия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох E A C# E G B C# E G B

И хотим получить такой строй:

Выдох D F A D F A D F A D
№ отверстия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох E A C E G B C E G B

 

Таким образом, нам надо понизить все F# до F, все C# до C или 2, 5, 8 выдох с F# до F; 3,7 вдох с C# до C.

В статье о илюстрированной инструкции по ремонту гармошки написанно о том, что для понижения ноты надо подпиливать основание язычка, а для повышения конец языка. Нам же нужно только понижать, т.е. подпиливать основания языков. Это наиболее простой способ, но, к сожалению, он и наиболее плохой с точки зрения долговечности гармошки после перестройки. Что бы понизить голос без потери долговечности, мне посоветовали работать все-таки с кончиком языка, только, что бы понизить ноту на язычке надо не стачивать, а наоборот, что-то «добавить» на кончик языка. Добавлять мы будем капельку припоя. Для этого паяльник нам и нужен.

Итак, начнем. Я начинал с нот на выдохе. Ноты на выдохе находться на верхней пластине гармошники, а сами языки на нижней стороне верхней пластины, так что добраться до них в обычном состоянии гармошки невозможно. Что бы до них добраться, я поменял верхную и нижную пластины местами на время перестройки нот, которые обычно находяться на выдохе. Единственное неудобство, связанное с переменой мест пластин — это то, что ноты, которы мы будем настраивать, теперь извлекаются на вдохе, так что надо быть осторожным и извлекать при настройка чистые ноты и случайно их не забендить. Для каждого отверстия перед началом настройки советую еще раз потренироваться извлекать чистую ноту (без бенда).

Итак, действия. Снимаем с помощью отвертки крышки гармоники и меняем пластины местами. Втыкаем микрофон в компьютер и запускаем программку Tune IT.

Займемся перестройкой, например, второго отверстия. Если мы извлекем ноту на вдохе (та, что обычно звучит на выдохе), она должна быть F#. Добиваемся чистого извлечения этой ноты на втором отверстии на вдохе. Теперь надо её понизить до F. Для этого нам надо капнуть совсем немного припоя на самый кончик пластины. Для того, что бы припой лег хорошо, надо сначала снять верхний слой окисла с голоса, для этого возьмем первый скальпель в одну руку, и второй в другую. Острием первого скальпеля мы будет поддерживать кончик языка, что бы не деформировать его, а вторым скальпелем немного поскребем кончик плстины для того, что бы снять окисел и припой легче и крепче лег на пластину. После этого разогретым паяльником надо припоять капельку припоя. Капелька болжна быть очень маленькая. Чем меньше, тем лучше. У меня получалось положить только такую капельку, которая сразу понижала ноту на 2-3 полутона. А нам нужно только на один! После этого, берем скальпель и отковыриваем капельки канифоли и все лишее, что нам не нужно. У меня, например, пару раз припой оставался сбоку от языка и поэтому при попытке извлечь звук на этом языке, нота извлекалась только с дребежжанием. После того, как мы получаем чистый язычек с капелькой припоя, извлекаем чистую ноту на выдохе в микрофон и смотрим, что мы имеем. У меня, как я уже говорил, получалось сразу понизить ноту на несколько полутонов. Что бы её теперь повысить до той частоты, что нам нужна пользумеся натфилем (для грубой и быстрой настройки) или скальпилями (для долгой и точной настройки). Советую не делать больше двух «скребков» без проверки звука, иначе можно переборщит и опять придется капать припой, что, естественно, не желательно. Помимо этого, мне кажеться, лучше соскребать так, что бы остатки капельки бали наибольшей площади и наименьшей толщины, т.к. так лучше коптакт между каплей и языкам. И, к тому, же, бывали случаи, когда при громкой игре звуги задевали о корпус. Но на SilverStar’е это совсем не существенно.

Таким образом, мы настроили ноту на 2-выдох (у нас она была 2-вдох, т.к. пластины мы меняли). Абсолютно аналогично настраиваем ноты на выдохе на 5ом и 8ом отверстии. После этого меням пластины назад, в своё обчное положение для настройки нот на выдохе через 3е и 7е отверстие. Настраивать их нужно точно также, как мы делали раньше. В принципе, теперь гармошка должна звучать в миноре ;-).

Ну и напоследок — немного фотографий.

Изначально гармошка выглядела так:

Изначально гармошка выглядела так

В разобранном виде:

В разобранном виде

Перестроенные отверстия (3-ое и 7-ое) на нижней пластине, на которой ноте на вдохе:

7-ое отверстие

 

4-ое отверстие

Перестроенные отверстия (2-ое, 5-ое и 8-ое) на верхней пластине, на которой ноте на выдохе:

2-ое отверстие

 

5-ое отверстие

 

8-ое отверстие
Автор: 3030 29.08.2003
Консультации: Blacky

Добавить комментарий