Как делать Overblow и Overdraw

Как делать Overblow и Overdraw

Что из себя представляет Overblow?

Overblow это, в основном, бенды на выдохе на 1,4,5и 6 отверстиях, а овердроу – бенд на вдохе на 7, 9 и 10-м. Их не рассматривают как бендовые ноты потому что вместо того чтобы тянуться вниз, они резко переходят к более высокой ноте. Техника процесса напоминает технику исполнения бенда..

Вы решили освоить Overblow?

В принципе, overblow не сложнее, чем бэнд на выдохе. Некоторые считают, что overblow не естественнен и, следовательно, не должен использоваться. На самом деле, он также естественно, как и бэнды. Overblow можно сделать на дырках с 1 по 6. В основном это 1, 4, 5 и 6 (выдох).

Кто это придумал?

Точно неизвестно кто начал играть overblow первым, но сам термин был введен Ховардом Леви (Howard Levy). Overblow можно услышать уже на ранних записях 1927 года. Ховард Леви был первым, кто эксперементировал и нашел все потерянные ноты гармошки. Он также был первым, кто систематически использовал эти ноты в своем особенном стиле игры.

Какие гармошки лучше выбрать?

Обычные гармони: Joe Filisko, Richard Sleigh, Jimmy Gordon, Все модели Hohner`a и Hering`a подходят благодаря язычковому строению. Lee Oskar, Huang, Suzuki, и остальные восточные гармошки не желательны для overblow. Т.к. они используют более широкие и тонкие язычки, что приводит к резкому визгливому звуку под давлением.

Исполнение

Возьмите Bb или C гармонь и практикуйте бэнд на выдохе в 8 дырку. Вы должны играть уверенно, с полным контролем. На C гармошке это нота E и Eb.

Упражнение

1. Выдох8 Бэнд8 Выдох8 Бэнд8

2. Бэнд8 Выдох8 Бэнд8 Выдох8

3. Бэнд8 (держать)

4. Бэнд8 (держать, добавить вибрацию)

5. Найти ноту между E и Eb и Держать.

Когда это упражнение у вас получится, можете переходить к следующему. Повторяем то же, что и в прошлом упражнении, но уже на 6-ой дырке. Медленно пытаемся выдувать бэнд, вы должны услышать ноту начинающую бэндовать, затем неожиданно появяться 3 полутона. (Если у вас C гармонь выдох на 6-ой – это G нота, а overblow Bb.)

Техника почти та же, что и при бэнде на выдохе. Не ПЕРЕдуйте. Будте достаточно упорны и ловки, чтобы получить ноту. Также воздерживайтесь от слишком громкой игры, иначе нота не получится! Помните, действительно звучит только “вдоховый” язычек.

Экспериментируйте с позицией языка, чтобы найти нужное положение. Например у меня при overblow`е центр языка движется к нёбу. Но это может и не сработать, т.к. я знаю людей, которые добиваются overblow`a иначе (при другом положении языка). Поэксперементируйте!

Когда у вас получится overblow на 6-ой дырке попробуйте сыграть его на гармошке другой тональности: C, потом B, потом Bb. Когда вы сможете последовательно сделать overblow (на 6-ой) на других гармошках, начинайте отрабатывать overblow на 5-ой дырке. Действия те же, но расположение языка уже другое. Опускайте челюсть спокойно и отводите язык назад в рот, overblow должен появиться. Те же действия для overblow`а на на 4-ой дырке.

Советы

Сначала играйте ноту на вдохе, потом переходите к overblow`у.

Снимите с гармони крышку и закройте язычек на вдохе (6-ой) пальцем. Постарайтесь сыграть бэнд на выдохе, должен получиться overblow.

Попытайтесь уменьшить расстояние между язычком и платой. Воспользуйтесь скрепкой, чтобы медленно уменьшать расстояние. На мой взгляд оптимальное расстояние равно толщине язычка над платой. Чем меньше расстояние, тем меньше будет “отзываться” язычек. При уменьшенном расстоянии язычок прижат и, следовательно, не будет звучать слишком громко.

При большем расстоянии игра на выдохе легче, но язычек при этом становится менее чувствительным. Лучше всего поэксперементировать со старой гармошкой и найти лучшее расстояние для вашего стиля игры.

 

Overblow на 1-ой дырке. Эту ноту очень сложно получить и удержать. Харперы исползуют эту ноту, как правило, как промежуточную.

 

Пытайтесь играть на вдохе в 1-ую, а затем сразу же выдать overblow. Он может звучать всего секунду. Чтобы удержать ноту челюсть должна опуститься максимально быстро, но в то же время губы должны плотно прилегать к гармошке, а язык должен находиться во рту так далеко, как только возможно. У некоторых это может вызвать спазм в горле. Эта нота потребует много работы. Удачи!

Overdraws

Overdraws нужен только на 7,9 и 10 дырках. Сыграть его не сложнее, чем оverblows. Мои ученики находят, что легче думать о overdraw`е, как о изменненом overblow, чем как о бэнде на вдохе. Действия отличаются от бэнда на вдохе.

Во время выполнения overdraw, язык как будто обычно лежит во рту, а челюсть двигается назад к горлу (не вниз, а назад!). Чтобы было проще, представте, что пытаетесь всосать через соломинку большой кусок клубники из клубничного молочного коктейля. Начинайте играть на 7-ой дырке и работайте дальше, до 10-ой. Также можете поэксперементировать с расстояниями при overdraw`е.

Применение overblow

При исполнении блюза в наиболее часто используется 6 overblow.

Примеры:

B6 OB6 B7 D8 B9

OB6 B6 D5 D4 Db3 D2

D2 Dbb2 Db3 D4 D5 B6 B7 OB6

Overdraw на 7-ой дырке

OD7 B7 OB6 B6 D5 D4 B6

Scales

C D E F G A B C

Db Eb F F# Ab Bb C Db

Eb F G Ab Bb C D Eb

F G A Bb C D E F

и т.д.

Мастера overblowers, которых стоит послушать

Howard Levy

Carlos del Junco

Sandy Weltman

Michael Peloquin

George Brooks

Allen Holmes

Adam Gussow

Randy Singer

Larry Eisenberg

David Pinzino

Mike Turk

Rosco Selley

Добавленно by JOHN WATTS

Chris поскромичал. Добавьте в лист “Chris Michalek”, он имеет право быть здесь с Howard Levy.

Мастера Overblowers, которые используют overblows экономно:

Dennis Gruenling

Joe Filisko

Overblow ноты, доступные на С гармонике

 

Overblow Eb Ab C Eb Gb Bb
Blow C E G C E G C E G C
Hole 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Draw D G B D F A B D F A
Overdraw Db F Ab Db
© Chris Michalek.
© Перевод: Cliff
© Оригинал: www.coast2coastmusic.com

Добавить комментарий